ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 1569
Скачиваний: 1
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, обязанность уплатить налоги.
Использование норм права – когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.
Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. В этих случаях используется правоприменение.
2. Понятие применения права. Субъекты и стадии правоприменения
Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Правоприменение как форма реализации права характеризуется тем, что:
1) она составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;
2) правоприменительные действия строго последовательны и происходят по определенной процедуре, в определенной процессуальной форме;
3) основания для правоприменения регулируются законодательством;
4) эта форма реализации имеет индивидуальный характер, так как направлена на установление конкретных последствий – возникновение субъективных прав, возложение юридических обязанностей, юридической ответственности;
5) результатом выступает специальный акт – индивидуальный правоприменительный, который обязателен для исполнения.
Выделяют два вида правоприменительной деятельности — оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.). Это основной вид организации исполнения велений права.
Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.
Реализация права в форме правоприменения возможна при наличии определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:
-
совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;
-
правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;
-
обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация;
-
регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;
-
ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;
-
необходимость официального установления наличия (отсутствия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридически значимых, например, установление лица безвестно отсутствующим.
В литературе, как правило, выделяют четыре главные стадии правоприменения:
установление фактической основы дела;
стадия юридической квалификации;
принятие решения по делу;
исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.
На стадии установления фактической основы дела (иногда ее называют «установление истины») исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т.д.). К доказательствам предъявляются требования относимости, допустимости и полноты.
Требование относимости означает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Допустимость предполагает использование только тех доказательств, которые установлены процессуальными нормами. Например, договор займа между гражданами требует письменной формы, если сумма займа превышает не менее чем в 10 раз минимальный размер оплаты труда, а если заимодавцем является юридическое лицо, то независимо от суммы займа (ст. 808 ГК РФ). Следовательно, свидетельскими показаниями факт займа нельзя доказывать. Полнота доказательств требует наличия всех доказательств, позволяющих установить истину по делу. Неполное выяснение доказательств по делу может послужить основанием для отмены правоприменительного акта.
Стадия установления юридической основы дела или юридической квалификации направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. При этом проверяются, действует ли норма на момент рассмотрения дела, ее действие в пространстве, по кругу лиц. Основное внимание уделяется анализу официального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толкованию нормы и т.д.
Стадия принятия решения (оформления юридического документа) — одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер.
Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место его принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих лиц; необходимые печати.
Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы; резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.
Заключительную стадию правоприменительного процесса составляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприменительного акта, лица, ответственные за исполнение решения.
На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.
3. Акты применения права и их виды
Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами:
1) акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений;
2) акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства;
3) акт применения права имеет определенную, установленную законом форму;
4) акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.
Таким образом, акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем:
1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.
2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенциального права в реальное только посредством акта применения права – решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера.
Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства – Президента РФ;
в) акты федеральных органов власти и управления;
г) акты органов власти и управления субъектов РФ;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
и) акты органов надзора и контроля.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) и т.д.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;
б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
4. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия. Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п. Конклюдентные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов). Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
5. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
4. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Правовой вакуум
Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.
Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить:
а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;
б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;
в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);
г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходство должно быть в существенных, главных правовых признаках;
д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем;
е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.
Различают реальные и мнимые пробелы в праве.