ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1569

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздер­живаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассив­ная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют воз­ложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они дейст­вуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, обязанность уплатить налоги.

Использование норм права – когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблю­дения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозво­ленных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами не­посредственной реализации права. В таких формах реализуются мно­гие нормы права, но не все.

Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использова­ние оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компе­тентных органов, наделенных государственно-властными полномочия­ми. В этих случаях используется правоприменение.


2. Понятие применения права. Субъекты и стадии правоприменения

Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компе­тентных государственных органов, должностных лиц, органов местно­го самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обя­занностей на конкретных субъектов, развитию определенных отноше­ний путем реализации властных полномочий.

Правоприменение как форма реализации права характеризуется тем, что:

1) она составляет прерогативу специально уполномоченных субъ­ектов, обладающих властными полномочиями;

2) правоприменительные действия строго последовательны и про­исходят по определенной процедуре, в определенной процессуальной форме;

3) основания для правоприменения регулируются законодательст­вом;

4) эта форма реализации имеет индивидуальный характер, так как направлена на установление конкретных последствий – возникнове­ние субъективных прав, возложение юридических обязанностей, юри­дической ответственности;

5) результатом выступает специальный акт – индивидуальный правоприменительный, который обязателен для исполнения.

Выделяют два вида правоприменительной деятельности — опера­тивно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполни­тельная деятельность – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права (предоставление визы, реги­страция брака органами загса, прием на работу администрацией уч­реждений, предприятий и др.). Это основной вид организации испол­нения велений права.


Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Реализация права в форме правоприменения возможна при нали­чии определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

  • совершение правонарушения, влекущего применение к правона­рушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномо­чия;

  • правоприменительный акт, без которого не может возникнуть со­ответствующее правоотношение;

  • обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, на­пример нотариальное удостоверение, государственная регистрация;

  • регулирование взаимоотношений в государственных органах, на­пример назначение на определенную должность, снятие с должности;

  • ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или на­личие препятствий для их реализации;

  • необходимость официального установления наличия (отсутствия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридически зна­чимых, например, установление лица безвестно отсутствую­щим.

В литературе, как правило, выделяют четыре главные стадии пра­воприменения:

установление фактической основы дела;

стадия юридической квалификации;

принятие решения по делу;

исполнение право­применительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

На стадии установления фактической основы дела (иногда ее на­зывают «установление истины») исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимы­ми. При этом установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т.д.). К доказательст­вам предъявляются требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют от­ношение к данному делу. Допустимость предполагает использование только тех доказательств, которые установлены процессуальными нор­мами. Например, договор займа между гражданами требует письменной формы, если сумма займа превышает не менее чем в 10 раз минималь­ный размер оплаты труда, а если заимодавцем является юридическое лицо, то независимо от суммы займа (ст. 808 ГК РФ). Следовательно, свидетельскими показаниями факт займа нельзя доказывать. Полнота доказательств требует наличия всех доказательств, позволяющих уста­новить истину по делу. Неполное выяснение доказательств по делу может послужить основанием для отмены правоприменительного акта.


Стадия установления юридической основы дела или юридической квалификации направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. При этом проверяются, действует ли норма на момент рассмотрения дела, ее действие в про­странстве, по кругу лиц. Основное внимание уделяется анализу офи­циального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толко­ванию нормы и т.д.

Стадия принятия решения (оформления юридического докумен­та) — одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется соб­ственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подго­товку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер.

Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место его принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих лиц; необходимые печати.

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной, содер­жащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юриди­ческую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессу­альные нормы; резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Заключительную стадию правоприменительного процесса состав­ляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контроли­руется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприме­нительного акта, лица, ответственные за исполнение решения.

На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты законности, правопорядка и спра­ведливости. На данной стадии реализуется принятое решение.


3. Акты применения права и их виды

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством кото­рых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризу­ется определенными специфическими чертами:

1) акт применения права — это решение по конкретно­му делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общест­венных отношений;


2) акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства;

3) акт применения права имеет определенную, установ­ленную законом форму;

4) акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

Таким образом, акт применения права – это официальное решение ком­петентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее го­сударственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отноше­ний.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем:

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует оп­ределенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отно­шение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регули­рования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и примени­тельно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бес­платного жилья превращается в конкретное право, переходит из потен­циального права в реальное только посредством акта применения права – решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера.

Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подраз­деляются на:

а) акты государственных органов и общественных орга­низаций;

б) акты главы государства – Президента РФ;

в) акты феде­ральных органов власти и управления;

г) акты органов власти и управ­ления субъектов РФ;

д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) и т.д.


3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эф­фективно регулировать многообразные проявления правомерного по­ведения;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией право­вых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

4. По форме внешнего выражения акты применения права подразде­ляются на акты-документы и акты-действия. Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформлен­ное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер госу­дарственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые под­чиненным и т.п. Конклюдентные акты-действия совершают­ся посредством сочетания определенных жестов, движений и тому по­добных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулиро­вание движения транспорта и пешеходов). Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполне­ния или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинар­ную, административную, материальную, уголовную ответственность.

5. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).





4. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Правовой вакуум

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем зако­нодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить:

а) требуют ли правового регулирования данные общественные от­ношения;

б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими со­циально-экономическими и иными условиями;

в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);

г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходство долж­но быть в существенных, главных правовых признаках;

д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем;

е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.

Различают реальные и мнимые пробелы в праве.