ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1563

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе — действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут приме­няться вместе с ней.


2. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам

Деятельность государственных органов, общественных организа­ций и отдельных лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофици­альное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъек­тами – государственными органами, должностными лицами, общест­венными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование явля­ется юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ори­ентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочия­ми толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть обще­ственные организации, научные учреждения, ученые, практические ра­ботники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомен­даций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обяза­тельного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов — нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязатель­ным. Такое толкование предназначается для общего руководства в про­цессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. Поэтому термин «нормативное толкование» носит условный характер.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (автор­ское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла приме­няемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на пра-вотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие ор­ганы, например Государственная Дума РФ.

Легальное толкование носит подзаконный характер и осу­ществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее, имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, прини­маемые высшими законодательными органами.


Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъ­ясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и администра­тивных органов. Например, когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответст­венность за дачу ложных показаний.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, давае­мое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юриди­чески значимым. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий. Сила и значение неофициального толкования в убедительности, обо­снованности, научности, в авторитете тех субъектов, которыми оно да­ется.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профес­сиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым граждани­ном. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, рефе­рендумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. На­пример, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Доктри­нальное (научное) толкование так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, от­дельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекци­ях, конференциях и т.д. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют это толкование. Такое толкование косвенным путем оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества.


3. Толкование норм права по объему

Толкование правовых норм преследует цель выяснения действи­тельного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.

Результатом толкования должна быть однозначность и полная яс­ность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обу­словлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект тол­кования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничи­тельное.


Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встречаю­щийся вид толкования, когда словесное выражение нормы права и ее действительный смысл иден­тичны.

При расширительном толковании действительный смысл и содер­жание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состо­ит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда дей­ствительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обя­заны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспо­собные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспи­тывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.

При расширительном и ограничительном толковании устанавлива­ется действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права.

Расширительное и ограничительное толкование следует отличать от аналогии закона, хотя между ними существует внешнее сходство. Аналогия предполагает пробел в праве, отсутствие соответствующей нормы права, где определенные факты не охватываются ни текстом, ни смыслом законодательства. Здесь происходит распространение закона на новый круг общественных отношений. При расширительном толко­вании такие факты охватываются смыслом законодательства, хотя в тексте правовой нормы это выражено неточно.

Расширительное и ограничительное толкование применимо во всех отраслях права, хотя в литературе имеется и другое мнение. Однако существуют некоторые изъятия. Не могут толковаться расширительно нормы, содержащие какие-либо ограничения, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, санкции правовых норм.

Когда в тексте нормативного акта использованы такие обороты, как «другие», «прочие», «иные», «и так далее», то это предполагает расши­рительное толкование закона.


4. Способы (приемы) толкования норм права

Уяснение нормы права осуществляется при помощи определен­ных приемов (способов), которые представляют собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и выраженной в ней воли законодателя.

В литературе выделяют следующие способы толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.

Грамматический способ толкования права (иначе его называют «филологический, текстовой») основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др. Хрестоматийный пример: «Казнить нельзя помиловать».


Логический способ состоит в том, что он предполагает исследова­ние логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотноше­ние между ними.

Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл нормы уяс­няется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает устано­вить сферу действия данной нормы, круг субъектов, на которых она распространяется, позволяет также выяснить противоречия и колли­зии в законодательстве, нормы, которые фактически не действуют. При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Осо­бенной частью. Это также дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы права.

Историко-политический способ состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, соци­альных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений. Без учета историко-политической обстановки, в которой принималась данная норма или данный акт, создается опасность принятия решений формально правильных, но по существу противоречащих тем задачам, которые ставились при регулировании общественных отношений.

Реализация нормы права — это юридически значимое действие, содержащее правильную государственную оценку фактических обсто­ятельств дела. Например, нормы периода военного времени невоз­можно правильно истолковать без учета обстановки военного вре­мени.

Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли зако­нодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юри­дической техники. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы:

а) нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения;

б) уяснение особенностей юридических конструкций;

в) определение отраслевой принадлежности нормы;

г) терминологическое толкование;

д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, ого­ворками и другими приемами.

Важно также изучение содержания конкретной нормы на основе постановлений пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решений Конституционного Суда РФ.



5. Юридическая практика

Юридическая практика — это деятельность по из­данию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, взя­тая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Опыт как важнейший компонент практики представляет собой коллек­тивную, надындивидуальную социально-правовую память, обеспечи­вающую накопление, систематизацию, хранение и передачу информа­ции (знаний, умений, оценок, подходов и т.д.), позволяющую фиксиро­вать и в определенной степени воссоздавать весь процесс деятельности или отдельные его фрагменты.

В отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабаты­ваются гипотезы, идеи, понятия, юридическая практика направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. В процессе юридической практики возникают разнообразные мате­риальные, политические, социальные и иные изменения. К ее особен­ностям следует отнести то, что она всегда порождает и соответствую­щие юридические последствия.

Юридическая практика в той или иной степени влияет на все сто­роны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем про­цессов либо тормозя их. Это методологически важное положение сле­дует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и программ экономического, политического, социального и иного пере­устройства общества.

Анализ отмеченных черт и особенностей юридической практики показывает, что она занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования.

Под структурой юридической практики понимается такое ее стро­ение, расположение основных элементов и связей, которые обеспечива­ют ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действитель­ности.

Структурный анализ предполагает исследование юридической практики в единстве ее содержания и формы. Содер­жание позволяет раскрыть совокупность образующих такую практику внутренних свойств и элементов, показать способы организации, суще­ствования и внешнего выражения ее содержания.

Элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

Объекты практики — это то, на что направлены юридические дей­ствия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть матери­альные и нематериальные блага, общественные отношения и конкрет­ные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, вклю­ченные в соответствующий юридический процесс и служащие удовле­творению общественных и личных потребностей и интересов.

Субъект — основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо су­ществование практики (например, суд в судебной практике). Участни­ки юридической практики — это отдельные лица (организации), кото­рые так или иначе содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В качестве участников следственной практики выступают, например, свидетели и потерпевшие.