ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1559

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Политическую систему образуют государство, поли­тические партии, общественно-политические движения, объе­динения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, орга­низации. Сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти.

4. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствую­щих материализованных институтов, учреждений (образователь­ных, научных, культурных, религиозных), через которые реа­лизуются эти отношения.

5. Информационная система складывается в результате об­щения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.


2. Взаимоотношение гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства

В юридической литературе высказывается мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государст­ва в сферу гражданского общества. Это выражается в следующем:

а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;

б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально незащищенных слоев общества, вме­шивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения (Индия, Китай, Бангладеш), так и катастрофической его потери (Россия);

в) усиливается проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной соб­ственности.

По мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетенцию гражданского общест­ва, очищенного от государственного влияния и вмешательства. Поэ­тому отделить функции государства от функций общества нереально. Напротив, усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав граждан­ского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего. Ученые призывают не трактовать гражданское общество как общество, очищенное от государства, а признавать его в качестве самостоятельного института.

Таким образом, гражданское общество нельзя резко отделять от государства, так как государство, во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных проти­воречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы — энергетичес­кую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.


Гражданское общество и государство в современных условиях тесно сотрудничают, но существуют пределы вмешательства государст­ва в частную жизнь. Оно, в частности, не вправе детально регламен­тировать жизнь гражданского общества.


3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки правового государства

Конституции ряда современных государств закрепили их характе­ристику в качестве правовых. Но идея правового государства не явля­ется порождением лишь нынешних обществ. В юридической литера­туре выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказыва­лись идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых при­сутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие об­щего порядка.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спино­за, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против зло­употребления властью, а свободу индивида характеризовал как свобо­ду следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых Канта и Гегеля.

И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а пра­вовом обществе. Государство он понимал как «объединение множест­ва людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать прояв­ление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоот­ношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.


Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теорети­ческую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действи­тельность. Правовое государство он определял как «царство реализо­ванной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Глав­ным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полез­ность для общества и людей в целом.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, англий­ский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые яв­ления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового.

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство — это не про­сто демократическое образование, а высший его тип. Чаще всего выделяют четыре основных признака правового госу­дарства:


1. Господство, или верховенство, права предполагает:

во-первых, создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

во-вторых, по своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им;

в-третьих, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов.

2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод лич­ности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, госу­дарственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей перед законом.


3. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступа­ют равными партнерами и обладают взаимными правами и обязаннос­тями.

Государство не только вправе требовать от личности выполне­ния ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязан­ности. Следовательно, человек может требовать от государства ис­полнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей без­опасности со стороны государства, своей собственности, восстановле­ния нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осу­ществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности.

Однако у личности есть не только права, но и определенные обя­занности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установлен­ные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

4. Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юриди­ческим средством воздействия на другие ветви власти. Данный прин­цип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках.

Исходя из вышеизложенного, можно определить правовое государство как такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества; эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принци­пам и нормам международного права; высокая роль суда как незави­симого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирова­ние прогрессивного законодательства и др.








Тема 5

Сущность и типология государства


  1. Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства.

  2. Сущность государства и ее эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

  3. Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны.


Дополнительная литература:

1. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы современной российской государственности // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 5-12.


2. Рубаник В.Е. Византийская, западная, восточнославянская традиция правового регулирования отношений собственности в политико-правовой мысли и законодательной практике // Государство и право. – 2004. – № 7. – С. 5-11.

3. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России) // Государство и право. – 2005. – № 5. – С. 54-61.


1. Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства

Государство представляет собой сложное явление. С древних вре­мен предпринимались попытки дать определение понятия «государ­ство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, об­щепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как по­литическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). Так, И. Кант вос­принимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой».

Такое понимание государства сводилось по существу к характе­ристике политического общества, а не государства.

Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, при­званную поддерживать правопорядок. Это соответствует действитель­ности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключи­тельно из его классовой природы и видит его назначение в осущест­влении организованного насилия одного класса (экономически гос­подствующего) над другими (эксплуатируемыми).

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков.

К признакам государства принято относить:

1. Наличие публичной политической власти, располагающей спе­циальным аппаратом управления и принуждения. Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социаль­ных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологичес­ких и организационно-правовых воздействий, а также с помощью ав­торитета, традиций, насилия. Это воздействие осуществляется через государ­ственные органы власти с их материальными придатками в виде ар­мии, карательных органов, тюрем, суда, а также через правовые нормы.

2. Территориальная организация населения. Имеются в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность госу­дарства. Если негосударственные организации в состоянии объеди­нять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду за­нятий, профессиональным интересам и т.д. то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей территории. На эту территорию распространяются власть, правовые нормы государства, т. е. его юрисдикция.