ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.12.2020
Просмотров: 3464
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Йенский романтизм: общая характеристика.
[править] Наследие и признание
Изложение: Генрих фон Офтердинген
[править] Творчество Людвига Тика
[править] Основные произведения
[править] Наследие и признание
[править] Издания на русском языке
[править] Хронология жизни и творчества
ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776-1822)
[править] Основные произведения Гейне
[править] Генрих Гейне и Карл Генрих Маркс
[править] Юность и начало творчества
[править] «Чайльд-Гарольд». Слава
[править] Брак, развод и скандал
[править] Жизнь в Швейцарии и Италии
Еще один интересный момент – в творчестве Гофмана двоемирие, проявившись раз в романтической душе, уже не покидает ее, словно отрезает пути назад. И Ансельм и Натанаэль пытаются вернуться в мир обыденный и влиться вновь в привычное общество. Но внутренний резкий диссонанс не позволяет сделать этого окончательно ни одному, ни другому. Но так происходит лишь в гофмановских произведениях. Сам он прекрасно понимал, что общество может затянуть даже самого увлеченного романтика и подрезать ему крылья. Спеленать мечту, заставить стереть лицо и заменить его серой маской... Вот самый главный страх Гофмана и с этим он боролся до конца.
20
Двоемирие
в природе и быту
(мир вещей)
“Однако в душе подлинного романтика живет не только боль, рожденная двойственностью бытия, но и тоска по утраченной гармонии, стремление преодолеть разрыв: «Он чувствовал, как в его душе просыпалось что-то неведомое и причиняло ему ту блаженную боль, которая и есть бесконечная тоска, сулящая человеку иное, высшее существование». Романтическая тоска — это для Гофмана не только вечное неосуществимое желание сбросить земную оболочку, слиться с бесконечным, это и стремление вернуться в лоно матери-природы, приобщиться к ее таинствам, найти в них разрешение внутренних противоречий. В душе романтика «раздается божественный звук, рожденный чудесной гармонией в сокровенной глубине природы». Потому-то он и способен понять «чудесные голоса природы», ибо «на всякий тон откликается тон, ему созвучный»” (Славгородская Л. В. “Гофман и романтическая концепция природы”).
Из двойственности человеческого сознания вытекает двоемирие в природе и в вещах. Это взгляд человека, видящего скрытое. Отдельно от него этот мир не виден. Лишь романтику доступны сказочные видения, звуки небесных сфер, понимание мировой гармонии. И глазами таких романтиков мы видим в гофмановских повествованиях мир удивительный, иногда прекрасный, иногда ужасающий, но как нельзя притягательный. “...Романтик и в пейзаже может ощущать «человеческое начало», и человеческое сознание может населить образами природы, ибо «если ты проник в глубокий смысл природы, то картины ее засияют в твоей душе во всем их великолепии». Именно таков внутренний мир героев Гофмана, у которого одни и те же элементы пейзажа характеризуют и реальную обстановку действия, и душевное состояние героя, и музыку.” (Там же). Каждая вещь, каждый предмет у Гофмана имеет внутреннюю сущность. Философский смысл предметного мира раскрывает нам глубины авторского замысла.
Рассмотрим с сначала “Золотой горшок”, пытаясь проникнуть в двоемирие вещей и природы. Первая встреча Ансельма с удивительным происходит у куста бузины, где он влюбляется в прекрасную Серпентину. Эта встреча могла произойти только в гармонии природы. Природа – это проявление высшей поэзии, божественного замысла на земле и только через нее может прийти чудо. Кто же такая змейка Серпентина, произошедшая от брака духа Саламандра и зеленой змеи. Напрашивается аналогия с Библией...В каббалистическом смысле змея – это символ желания и воплощения.
21
Но, если Саламандр посредством любви к змее был вынужден воплотиться в земном обличье, то для Ансельма любовь к змее - это желание воплотить гармонию души своей в реальность, реализовать свои мечты, стать поэтом. Этой любовью начинается его путь к совершенству. Препятствиями на пути встают вещи, олицетворяющие слуг зла. Когда Ансельм впервые приходит к Линдгорсту, его встречают неумолимые стражи – дверная ручка превращается в лицо ненавистной старухи, а шнур звонка – в исполинскую змею, которая на этот раз олицетворяет всепоглощающий страх. Атлантида, которую Линдгорст обещает Ансельму, есть не что иное, как рай, как жизнь в гармонии. Интересна версия В. Гильманова в работе “Мифологическое мышление в сказке Э.Т.А.Гофмана “Золотой горшок”” о том, что Золотой горшок – это символ святого Грааля. И что Ансельм как раз находится в поисках своего Грааля, как совершенства.
Гармонично вплетаются два мифических повествования о Фосфоре и Саламандре. Они действительно пропитаны если не восточной напыщенностью, как заявил регистратор Геербранд, то, по крайней мере, духом восточной философии. Пожалуй, надо сказать, что Гофман вообще увлекался магическими и философскими трактатами и алхимия духа ему была известна. Это сквозит в каждом его произведении. И если на первый взгляд эти истории больше похожи на сказки, на самом деле они скрывают глубокий духовный смысл. История о юноше Фосфоре есть не что иное, как история о сотворении мира и метаморфозах человеческой души. Сама лилия, как говорит сам автор, это видение священного созвучия всех существ, то есть видение и понимание гармонии мира. И изначально человеческая душа пребывала в этом счастливом блаженстве, не задумываясь, но затем захотела понять принципы мироздания, стать подобной тем самым творцу. Искра, что Фосфор заронил в душу лилии – мысль. И с мыслью душа познает и боль и страдания. Теперь ей предстоит пройти огромный путь к совершенствованию, чтобы уже сознательно вернуться к видению гармонии. И этот путь предстоит также и Ансельму.
Примечательна еще одна находка автора – метафора зеркал. Здесь двоемирие реализуется в образах зеркала, которые в большом количестве встречаются в повести: гладкое металлическое зеркало старухи-гадалки, хрустальное зеркало из лучей света от перстня на руке архивариуса Линдгорста, волшебное зеркало Вероники, заколдовавшее Ансельма. Зеркала – это известный магический инструмент, который всегда пользовался популярность у всех мистиков. Считается, что человек, наделенный духовным видением, способен с помощью зеркала легко увидеть мир незримый и действовать через него, как через своего рода портал.
22
Сады и диковинки в доме архивариуса Линдгорста – это преддверие чудес рая. А заодно и индикатор правильности пути Ансельма. Пока его душа на правильном пути, он может видеть и слышать отголоски мира чудесного, он открыт. Но как только он соступает с пути истинного, поддавшись чарам старухи Лизы и Вероники, он видит лишь герани в горшках да стайку взбаломошных воробьев, поскольку закрыт. За что и расплачивается – лишь в одухотворенном состоянии он может постигать тайны древних манускриптов, без духовного видения он не может разобрать таинственных крючков и закорючек на пергаменте. Вследствие чего и ставит кляксу на оригинал и попадает под стекло.
Стекло – тоже замечательная метафора. Гофман подразумевает, что под стеклом живет большинство людей. Они закрыты от чудес мира непроницаемым панцирем. И лишь тот, кто хоть однажды вырвался на свободу, способен почувствовать тяжесть пребывания под стеклом, состояние закрытости. А. Ботникова “Функция фантастики в произведениях немецких романтиков: “Состояние запертости в стеклянной колбе Ансельму чрезвычайно тягостно, тогда как находящиеся в таком же положении три ученика Крестовой школы и два писца чувствуют себя как нельзя более удобно. Стеклянная колба, в которую заперт Ансельм, предстает как метафора изоляции человека от богатства внешнего мира, его неспособности овладеть им. То, что другим, “прозаическим” душам кажется нормальным состоянием и даже благоденствием, для “поэтической” натуры Ансельма нестерпимо. Отдавшись во власть Вероники, сблизившись с конректором Паульманом и регистратором Геербрандом, Ансельм лишил себя возможности поэтического существования, отрекся от мечты”. С помощью веры и любви к своей мечте, Ансельму удается вырваться из тяжкого плена... Он получает Золотой горшок, из которого в момент союза с Серпентиной вырастает прекрасная огненная лилия. Перевести это можно так: он достигает совершенства, преодолев все препятствия, и его душа наконец обретает окончательное видение гармонии мира, когда он соединяется со своей мечтой и Музой. Гофман сам немного разоблачает свою сказку, когда в конце устами Линдгорста заявляет: “Да и разве блаженство Ансельма не есть что иное, как жизнь в поэзии, которой священна гармония всего сущего открывается как глубочайшая из тайн природы!”
И опять же процитирую Л.В. Славгородскую: “...у Гофмана каждая деталь находит свое место в целом, оказывается необходимой и органической составной частью единой и стройной системы. Именно благодаря романтической иронии в его творчестве возникает мастерски организованный, в высшей степени осмысленный мир образов Гофмана, основанный на глубокой и безошибочной внутренней логике. Идею романтической иронии Гофман воспринял как мировоззренческий и художественный принцип. Реализуя этот принцип в своем подходе к миру, в изображении противоречий действительности, Гофман достиг той жизненной конкретности и масштаба в отражении конфликтов своей эпохи, которые сделали его писателем мирового значения”.
23
Перейдем теперь к Песочному человеку. В этой новелле меньше символики и мифологических образов, но попытаемся найти и разобрать их. Один из главных символов, что шествует через все повествование – это “глаза”. Мрачный Коппелиус еще в детстве пытается лишить глаз маленького Натанаэля, Песочный человек засыпает песком глаза непослушных детей, продавец барометров Коппола (двойник Коппелиуса, выражение одной и той же темной силы) пытается продать Натанаэлю глаза и продает подзорную трубу, пустые глаза Олимпии, потом кровавые глаза куклы, которые Спаланцани бросает в грудь Натанаэлю и т.д. и т.п. За этим мотивом скрывается много смыслов, но главный из них таков: глаза – это символ духовного видения, истинного зрения. Тот, кто обладает “настоящими глазами” и живым взором способен видеть мир и воспринимать его истинную красоту. Но тот, кто лишен глаз или заменил их искусственными, тот обречен видеть мир искаженным, испорченным. А поскольку глаза – это окна души, то и в душе происходят соответствующие изменения. Поддавшись темным силам, Натанаэль соглашается поменять “глаза” - он покупает у Копполы подзорную трубу. “Механическое ужасает, когда нам прямо показано живое, вытесненное механическим, когда налицо все претензии механического, вся его злость и обман. Старый оптик-шарлатан Коппола-Коппелиус достает из кармана лорнеты, очки и выкладывает их перед собой. Он достает еще и еще очки, весь стол занят ими, из-под очков сверкают и горят настоящие живые очи, тысячи очей; взгляд их судорожный, воспламененный, красные, как кровь, лучи пронзают Натаниэля. В этом эпизоде смысловой центр новеллы о песочном человеке — подмена механическим искусством живого и самобытного, узурпация, производимая механическим...” (Берковский Н.Я.) А сделал он это в силу своего эгоизма, он и раньше не желал видеть дальше собственного носа, как мы замечаем это уже в его письмах. Он желает признавать лишь собственное видение и ничье другое, поэтому он изначально готов сменить истинное видение и ступить на темный путь. Когда он совершает свой выбор, в его комнате послышался леденящий предсмертный вздох – этот вздох означал духовную гибель Натанаэля. Он сохраняет способность видеть мир сокрытый, но лишь его темную часть, обитель ужаса, обмана и лжи.
Однако милосердная судьба дает Натанаэлю шанс – после ужасных событий Клара спасает его, он сам зовет ее ангелом, что вывел его на светлую стезю. Но не удерживается... Когда они с Кларой поднимаются на ратушу чтобы обозреть красоты природы, он смотрит в проклятую подзорную трубу - тут сумасшествие окончательно поглощает его. Он уже не может смотреть на мир открыто, раз спустившись в бездны ужаса, он уже не в силах вернуться оттуда.
Вся новелла – это зашифрованный символами путь души к деградации. Ключом к темному пути является эгоизм, сопутствуют ему безверие и сомнения. И заслуженной наградой является сумасшествие и самоубийство, как один из главных грехов.
24
В этой главе, мне кажется, нужно рассмотреть еще одну тему – тему взаимосвязи описаний природы и музыки в творчестве Гофмана. Гофман был прекрасным музыкантом, и всю его жизнь он шел с ней рука об руку. Обратимся снова к работе Славгородской: “ Музыка — самое полное выражение романтической тоски, «ее предмет—бесконечное». Она является в то же время и «всеобщим языком природы»: «Разве музыка, живущая в нашей душе, может быть иной, чем та, которая, подобно глубокой, лишь высшему пониманию доступной тайне, скрыта в самой природе?». И еще: “Эмоциональный настрой романтической души созвучен «таинственной музыке сфер, которая есть великий неизменный принцип жизни самой природы». В этом созвучии рождается новая гармония, которая являет собой высшее достижение духовной жизни человека.” Во всех произведениях Гофмана звучит музыка, то прекрасная и яркая, то таинственная или мрачная. Его произведения превосходно ложаться на музыку – чему замечательное доказательство “Щелкунчик”, переложенный на музыку Чайковского и заслуживший мировую популярность. Он также является автором оперы "Ундина" на сюжет повести романтика Фуке, известной у нас по переводу Жуковского. Музыка пронизывает всю его прозу не только как тема, но и как стиль. В шелесте листьев мы слышим музыку, в голосах – музыку, в течении вод – музыку, в монотонном голосе повествователя – опять музыку. В ней – гармония космоса и бесконечности, весь человеческий мир и природа могут быть выражены этим универсальным языком. Магия тоже может быть выражена музыкой. Сама музыка – великая магия, способная перевернуть душу и сделать ее лучше и совершенней...
25
Заключение.
Творческий путь Э.Т.А. Гофмана яркой звездой прочертил ослепительный след на небосклоне гениев литературы, он был короток, но незабываем. Трудно переоценить влияние Гофмана на мировую литературу, а особенно на русских писателей. До сих пор творчество его волнует умы и души, заставляя делать переоценку мира внутреннего и внешнего. Произведения Гофмана представляют собой необъятное поле для исследований – каждый раз, перечитывая одно и то же, открываешь все новые горизонты мысли и фантазии автора. И, наверное, одним из самых замечательных свойств произведений этого романтика является то, что они “лечат” душу, позволяя самому заметить в себе пороки и исправить их. Они открывают глаза на многообразие мира, показывая пути к обладанию богатством мироздания.
Тема двоемирия существовала всегда. Практически в любом художественном произведении можно услышать ее отголоски, почти каждого писателя волновала она. Но, как мне кажется никто так не раскрыл ее и не показал во всей ее многоплановости как Э.Т.А.Гофман. Именно поэтому все критики говорят о знаменитом гофмановском “двоемирии”, характеризуя его творчество...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ГОФМАНУ
1. Бент М.И. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции // В мире Э. Т. А. Гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994. - С. 75-87.
2. Берковский Н. Э.Т.А. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Спб.: Азбука-классика, 2001. - С. 419-489
3. Ботникова А. Б. Функция фантастики в произведениях немецких романтиков // Проблемы художественного метода. Рига, 1970. - С. 110-128
4. Бэлза И. Э.Т.А. Гофман и романтический синтез искусств // Художественный мир Э.Т.А Гофмана/ Сб. Статей// АН СССР, Науч совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, 1982. - С.11-34
5. Гильманов В. Мифологическое мышление в сказке Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок» // В мире Э. Т. А. Гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994. - С. 27-40.
6. Жирмунская Н.А. Новеллы Э.Т.А. Гофмана в сегодняшнем мире // Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. - Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - С. 383-402.
7. Карабегова Е. Роль автора-повествователя в сказочных повестях Э. Т. А. Гофмана // В мире Э. Т. А. Гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994. - С. 63-74.
8. Карельский А. Эрнст Теодор Амадей Гофман / Вступ.ст. в кн.: Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений. - В 6т., Т 1. - М.: Художественная литература, 1991. - С. 3-25.
9. Миримский И.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Миримский И.В. Статьи о классиках. - М., 1966. - С. 79-132.
10. Парнов Е. Крылья сказки за плечами // Парнов Е. Фантастика в век НТР: Очерки современной научной фантастики. - М.: Знание, 1974. - С. 40-55.
11. Подковыркин П.Ф. Поэтика романтизма в повести-сказке Э.Т.А. Гофмана “Золотой горшок”. Практикум // http://ppf.asf.ru/Gofman.html
12. Славгородская Л.В. Гофман и романтическая конепция природы. - // Художественный мир Э.Т.А Гофмана/ Сб. Статей// АН СССР, Науч совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, 1982. - C.1 85-216.
13. Тураев С.В. Гофман и романтическая концепция личности..// Художественный мир Э.Т.А Гофмана/ Сб. Статей// АН СССР, Науч совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, 1982. - C. 35-44
14. Федоров Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана // Художественный мир Э.Т.А Гофмана/ Сб. Статей// АН СССР, Науч совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, 1982. - C. 81-106
15. Чавчанидзе Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана /Вступ.ст. в кн.: Э.Т.А. Гофман “Золотой горшок” и другие истории. - М.: Издательство "Детская литература", 1981. - С. 4-12.
16. Шевченко Г.А. К проблеме литературного характера в творчестве Гофмана // Из кн.: Художественный мир Э.Т.А Гофмана/ Сб. Статей// АН СССР, Науч совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, 1982. - С. 235-246.