ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5742

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Передовой опыт находит свое отражение в планах или конспектах уроков, которые учитель часто пишет для себя. Обнаружив содержательные планы, карточки, другие записи, руководитель школы обращается к учителю с просьбой отредактировать эти документы для педагогического кабинета или уголка передового опыта, чтобы ими как образцом могли пользоваться другие учителя. Могут быть и сборники таких записей с пояснениями и уточнениями, сделанными завучем или методистом.

Внедрение передового опыта в школьную практику зависит от соблюдения определенных правил, речь идет о поэтапной организации этого процесса.

В одной из школ учительский коллектив наметил тему для внедрения: "Организация обратной связи как средство совершенствования учебного процесса". Что делает администрация и педагогический коллектив?

Первый этап. Учителя изучают теорию вопроса, для них читаются лекции, составлен перечень литературы, в коллективе проходят диспуты и обсуждения. Коллектив научно подготавливается к работе по-новому, творчески себя подковывает, осознает необходимость внедрения результатов научных исследований и передового опыта по данному вопросу. В учительской появились различные схемы, таблицы, рекомендации. Тут и дидактические требования к системе обратной связи, раскрытие значения и функции контроля, особенности обратной связи при изучении материала, текущей проверке знаний, обобщающем опросе, виды и способы опроса, организация помощи отстающим и т.д.

Второй этап. Выделяется передовая часть учителей-мастеров по отдельным предметам (математике, литературе, географии, истории и т.д), которая начинает конкретную практическую работу по внедрению. Передовые учителя экспериментируют, составляют перфокарты, дидактический материал, работают с учениками, ищут лучшие варианты внедрения. В школе в массовом порядке подготавливаются кабинеты, ТСО, наглядные пособия и т.д. Администрация готовит материальную базу, устанавливает, где возможно, контролирующие устройства, в мастерских школы готовятся планшеты, грифельные доски и т.д.

Таким образом, на втором этапе разрабатывается методика работы, создаются необходимые условия для конкретного внедрения опыта.

597


Третий этап. Массовое изучение полученных результатов и постепенное внедрение отдельных элементов опыта. Учителя посещают уроки мастеров, внедривших в практику работы систему обратной связи, знакомятся с различными видами опроса, техническими средствами, изучают приемы работы, учатся составлять карточки, кодированные задания, осуществлять комбинированный опрос. Опытные учителя рассказывают о своем опыте, делятся материалами, обсуждают отдельные технические приемы, указывают на возможные ошибки, пути их преодоления. Администрация организует открытые уроки, проводит их обсуждение, особое внимание оказывает технологии процесса, выработке навыков, умений. Многие учителя начинают постепенно применять отдельные приемы, готовятся к широкому внедрению всего опыта.

Четвертый этап. Широкое внедрение опыта в практику работы всех учителей. С помощью руководителей школы и передовых учителей весь коллектив применяет в своей работе обратную связь в процессе изучения материала и во время текущей проверки знаний и после изучения всей темы. Учителя используют как машинную, так и безмашинную систему обратной связи. Особое внимание уделяется тематическому контролю, организации помощи отстающим ученикам. Руководители школы и руководители методических объединений и учителя-энтузиасты посещают уроки отдельных учителей, корректируют их работу, своевременно оказывают необходимую помощь.

23.6. Аттестация учителей

Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и "качества учебно-воспитательного процесса.

Аттестация проводится по желанию учителей. Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряды по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.

598


Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения квалификационной категории "Учитель второй категории" ("Старший учитель") — в школьную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель Первой категории" - в районную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель высшей квалификации" — в областную аттестационную комиссию.

Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Общие требования к оценке труда учителя.

а) Критерии результата. Одним из решающих показателей в работе учителя является результат его педагогический деятельности — качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность:

запас фактических знаний по предмету;

умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);

понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;

степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;

уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, практическая подготовка учащихся; экономические знания (с учетом возраста и программы);

их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

б) Критерии процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя.

Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастерства учителя. С этой целью изучаются:

работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);

качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий:

умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

599


работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.

Дифференцированные показатели для оценки работы учителя.

"Учитель второй категории" — имеет один-два года стажа работы, дает на основе экспертной оценки высокого качества уроки, ведет предметный кружок или факультатив. Класс, в котором он классный руководитель, отличается хорошей дисциплиной и полезными делами. Работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на методических объединениях. Хорошо работает с родителями, пользуется их уважением. Подтверждается это отзывом родительского комитета.

Решение принимает педагогический совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии.

Учитель первой категории. Присваивается за серьезные успехи в деле обучения и воспитания детей. Имеет звание "Учитель II категории", имеет высшее образование. Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты, написал выпускную работу). Выпустил один — два начальных, девятых или одиннадцатых классов. Учащиеся обнаруживают высокий уровень знаний. Оценки в основном подтверждает экспертная комиссия. Неуспевающие крайне редки и по веским причинам. Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успешно участвуют в олимпиадах (если она есть). Много работает как классный руководитель. Класс занимает одно из лучших мест по школе по основным направлениям воспитательной работы, ученики класса отличаются высоким уровнем воспитанности. При этом учитывается мнение родительского комитета и детских ученических организаций. Звание присваивает Районная аттестационная комиссия.

С 1 сентября 1996 г. в г. Москве и в некоторых других городах разрешено присваивать учителям, даже молодым, проработавшим всего один или два года и хорошо себя за-рекомендовашим, сразу 12 разряд, т.е. фактически разряд учителя первой категории, причем присвоение производит ШКОЛЬНАЯ аттестационная комиссия. Такой опыт себя оправдал.

Учитель высшей категории. Присваивается звание за выдающиеся успехи в обучении и воспитании, имеет звание "Учитель первой категории". Имеет высшее образование. Успешно закончил курсы ИПК и прошел там собе-

600


седование. Выпустил не менее двух начальных девятых или одиннадцатых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно поступают в высшие учебные заведения и техникумы или успешно учатся в старших классах (с учетом способностей учеников). Оказывают большую помощь молодым и неопытным учителям (по отзывам учителей). Учитель-новатор, разработавший и предложивший какие-то приемы и методы работы или усовершенствование их. Выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.

Присваивает звание Областная аттестационная комиссия.

Звание "Старший учитель", "Учитель первой категории", "Учитель высшей категории" присваивается исключительно за непосредственную работу с детьми. Администрация школ, инспектора органов народного образования имеют право на получение этих званий при условии педагогической работы наравне с другими учителями и соответствующего стажа.

23.7. Система виутришколъиого контроля

Важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный внутришкольный контроль.

Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности учащихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом. Контроль — не самоцель.

Никакой контроль, только фиксирующий недочеты, не может помочь преподавателям добиться нужных результатов. Педагогический контроль, используя свои специфические методы, должен стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства — в этом суть научной организации руководства.

Не меньшее значение имеет своевременное обобщение и распространение передового опыта, лучших образцов работы.

Изучая методы преподавания отдельных педагогов, обнаружив ростки нового, оригинального, руководитель принимает все необходимые меры к внедрению в практи-

601