ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5962

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Параллельное посещение уроков.

Руководитель школы посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной и той же теме, если такая возможность существует. Полезно при этом присутствие и учителя параллельного класса. Путем сравнения удается раскрыть существенные особенности педагогического почерка учителя, эффективность тех или иных методов обучения.

4. Классно-обобщающий контроль. Руководитель школы присутствует весь учебный день

в одном классе (5- 6 уроков подряд), он проверяет работу, систему требований, подход, работоспособность и активность одних и тех же учеников в разных условиях. Такое, посещение позволяет сделать конкретные выводы о том, почему ученики у одного учителя прилежно занимаются, а у другого нет, как поддерживается дисциплина, как выполняются единые требования к учащимся.

5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста.

Руководитель школы не является специалистом по всем предметам. При возникновении каких-либо сомнений, а также с целью более углубленного изучения работы учителя директор и его заместитель просят специалиста-мастера посетить уроки коллеги. Такое посещение возможно как в составе бригады (при фронтальной проверке), так и специально совместно с руководителем школы.

6. Проверка и просмотр различной документации: журналов и поурочных планов учителей, планов классных руководителей. Руководители школ могут посмотреть эти документы в связи с посещением урока или независимо от этого. Изучение планов помогает проникнуть в творческую лабораторию учителей.

7. Проведение бесед с учителями.

Руководителям школы полезно примерно раз в четверть по графику проводить индивидуальные беседы с учителями по вопросам выполнения программ, методическим проблемам, успеваемости и посещаемости учащихся, а также по вопросам повышения квалификации.

8. Бригадная проверка состояния преподавания по отдельным конкретным вопросам (применение ТСО и т.д.). Изучение работы учителя при помощи перечисленных видов контроля помогает проникнуть в саму сущность педагогического процесса, разобраться в приемах и методах

607


преподавания, что крайне важно для совершенствования педагогического мастерства учителя. Но этого недостаточно. Нас интересует не только процесс, но и результаты этого процесса, уровень знаний, умений и навыков учащихся, их самостоятельность, творческий потенциал.

Администрация школы обязана систематически изучать уровень знаний и навыков учащихся. Для этого в школе сложились следующие способы:

1. Проведение устного опроса учащихся лично проверяющим или учителем по заранее предложенным вопросам. Руководитель школы в конце урока может в тактичной форме задать несколько вопросов учащимся, чтобы проверить, как усвоен материал урока, а также как они подготовились к занятиям.

2. Проведение директорских письменных контрольных работ в отдельных классах или по параллельным классам или по всем классам по определенным предметам. Работа проверяется комиссией или администрацией школы.

3. Изучение ученических тетрадей, чертежей, схем, карт. Такое изучение помогает определить систематичность работы учащихся, степень усвоения материала, работу учителя по проверке домашних и контрольных работ и т.д.

4. Проверка умений и навыков учащихся в проведении практических и лабораторных работ, а также трудовых навыков по трудовому обучению. Руководители школ проверяют непосредственно в лабораторных или мастерских умения учащихся самостоятельно проводить опыты или выполнять те или иные предусмотренные программой трудовые операции.

Устанавливая уровень знаний и развития учащихся, руководитель школы обращает особое внимание на следующие обстоятельства: имеется ли у учащихся должный запас знаний, усвоены ли основные законы, правила, формулы, исторические факты, даты, названия и т.д.

Важно установить, умеют ли учащиеся применять знания на практике: грамотно писать, решать задачи, проводить опыты и т.д. Наконец, проверяется степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания собственными усилиями, делать доклады, составлять конспекты, давать собственные оценки тем или иным событиям, решать оригинальные задачи, читать и анализировать дополнительную литературу и т.д.

608


Анализ урока. Проверка уровня знаний и навыков учащихся и педагогического мастерства в основном проходит во время посещения уроков. Фактически от качества урока зависит в основном успешность всего процесса обучения. На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную мыслительную работу всех учащихся.

Реальной ценностью урока является его результат, степень усвоения материала учащимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но если учащиеся не усвоили тему, урок положительным признать нельзя. На уроке ученик должен не только понять, но и усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Это является основным требованием к уроку.

Более детальное наблюдение за уроком должно охватывать:

1. Организационную сторону урока. Руководитель школы, присутствуя на уроке, устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска и т.д. Готовы ли учащиеся к уроку, как проходит начало урока, санитарное состояние класса, дежурства и общий порядок.

2. Содержание урока. Тематическая направленность и научность объяснения педагога. Устанашшвается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекается ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли и увлекательно объяснение, применяются ли наглядность, чертежи, схемы, модели.

Каково содержание ответов учащихся, качество их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки.

3. Воспитывающая роль урока. Использует ли содержание материала в воспитательных целях, приводятся ли яркие примеры из жизни нашего государства.

Важно выяснить систему требований к учащимся: приучены ли они к труду, самостоятельной работе, выполнению правил поведения. Обращает ли внимание учи-

20-24!

609


тель на поведение учащихся, их отношение к работе, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.

4. Методическая сторона урока.

а) Руководитель обращает.внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на время, затраченное на опрос, способы совершенствования знаний в процессе опроса.

б) Тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: обеспечивает ли преподаватель должную степень внимания, как привлекается класс к работе, какими приемами добивается развития мышления учащихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, принимаются ли меры к запоминанию и усвоению на уроке нужного материала, умело ли и достаточно эффективно используются возможности современных методов преподавания, привлекается ли учебник, раздаточный материал и т.д.

в) Как применяются наглядность и различные технические средства. Умело ли проводятся опыты и практические работы.

г) Способы закрепления знаний, как проводятся выполнение упражнений, решения задач, самостоятельных заданий.

д) Техника задания и проверка домашних заданий.

е) Ведение рабочих тетрадей, записи учащихся, как ведется проверка этих тетрадей и как проводится обучение технике составления конспектов, записей, чертежей, схем, формул, решения задач и т.д.

5. Особенности поведения преподавателя на уроке.

Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учащимися.

Таким образом, наблюдение за уроком носит всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы.

Нельзя урок анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применение всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все "элементы" — значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

610


Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мер следующие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет на добности применять наглядные пособия или технически средства, вызывать учащихся, работать с книгой и т.д.;

б) возможности школы, наличие кабинетов, техниче ских средств, наглядных пособий, нужных книг в библио теке, пришкольных участков и т.д. Анализируя урок, важ но обратить внимание, все ли использовал учитель дл углубленного раскрытия материала и вместе с тем предь являть реальные требования;

в) состав данного класса, уровень развития и способ ностей учащихся. Известно, что нередко мнение об урок составляется на основе ответов учащихся, контрольны работ, подготовки класса;

г) индивидуальность учителя, его стаж работы, уро вень подготовки, особенности характера, состояние здо ровья, прежние результаты работы.

Сама техника разбора неоднократно освещалась в печг ти. Наиболее рациональна следующая схема: сам педагс рассказывает о своем уроке, что ему, по его мнению, удг лось, что нет; затем руководитель раскрывает положитель ные стороны урока; только после этого следует разбор отри цательных моментов; наконец, делаются предложения, ка ликвидировать недостатки; в конце разбора педагогу вное предоставляется слово для выражения своего мнения, прс водится творческий диспут и беседа.

Контроль за воспитательным процессом. Осуществляет ся прежде всего в ходе учебного процесса. Основная взс питательная работа проходит именно на уроке, это важн знагь каждому руководителю. Нужно решительно бороть ся с отрывом воспитания от обучения. Обучение и воспи тание — единый процесс, органически взаимосвязанные При посещении уроков важно выяснить, в какой мер развиваются страсть к знаниям, трудолюбие, чувство oi ветственности, нравственные качества, художественны вкус, культурные запросы, чувство патриотизма и интер национализма, уважение к человеку, к свободе, презрени к подлости, нетрудовым доходам, шовинизму.

Однако такого контроля недостаточно.

Заметное место в контроле за воспитательным процес сом занимает изучение внеурочной работы классного р> ководителя, деятельность детских общественных органи

20*

61