ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5984

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Бакалавр образования — личность, освоившая культурный опыт человечества и способная стать субъектом творческой профессиональной деятельности".

При ознакомлении с содержанием этого госстандарта будущие математики, физики, преподаватели химии, биологии, географии, экологии, информатики встретят немало туманных формулировок и "размельченных" атрибутов профессиональной готовности работать в системе образования, например, в состав стандартных требований к уровню образованности будущего историка, математика, географа и так далее введено такое, как готовность "к творческому решению различных жизненных ситуаций". Что имелось в виду в этом случае, приходится лишь угадывать. Все это означает, что рассматриваемый документ требует своей доработки и прежде всего в аспекте его прагматизации.

Характерной особенностью педагогического блока стандартов естественного и гуманитарного направлений высшего педагогического образования является его идентичность по всем направлениям бакалавриата. Приведем его полностью.

Обязательный психолого-педагогаческий минимум содержания образования специалистов всех направлений.

Ориентирующий (введение в педагогику и психологию, педагогическая информатика, основы саморазвития личности).

Теоретико-методологический (педагогические теории и системы, история образования, психология развития, психология и педагогика межнационального общения).

Деятельностный (педагогические предметные технологии, основы моделирования образовательных дисциплин).

Психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору.

Пользуясь правом на творчество и автономности,разработок моделей высшего педагогического образования, научные коллективы многих российских вузов создают свои варианты оперативных управленческих документов по технологии использования стандартов профессионального образования. Как рабочий инструментарий. В рамках ГОСТов появляются новые дидактические конструкции. Они ускоряют прогрессивные нововведения в систему подготовки учителей для работы их в современной школе.

Сложным вопросом целей и стандартов образования считается вопрос совмещения стандартов как принуди-

81


тельных критериев профессионализма, с неповторимостью личности школьника, студента, учителя. Но при всей противоречивости единых требований к педагогическому профессионализму, предписанных сверху, и неповторимости индивидуальности каждого человека, это противоречие легко преодолевается.

Проблема педагогического целеобразования и целепо-лагания подлежит решению на всех уровнях функционирования и развития образовательно-воспитательных систем. Ее рассматривают как системообразующий компонент педагогической политики государства. К ее практическому решению должны быть готовы все категории специалистов, чья деятельность опосредованно или непосредственно связана с воспитанием подрастающих поколений.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.

2. Попытайтесь провести самоанализ своего школьного развития и установите доминирующие его параметры.

3. Сформулируйте спектр задач своего самоформирования и докажите их осуществимость.

4. Проанализируйте мотивацию выбора педагогической прогрессии, характеризующую вас при поступлении в педвуз и в настоящее время.

5. Приведите пример из обыденной жизни того, как цель перемещается на мотив, как динамичны переходы задачи в цель.

6. Перечислите вопросы, которые включают в себя педагогическое целеполагание.

Литература для самостоятельной работы

Закон Российской Федерации "Об образовании" 1992 г. Любое издание.

Государственный стандарт высшего профессионального образования. Педагогическое образование России. Сб. нормативных документов. М., 1994.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Гл. III. M., 1993.

Проблемы целеобразования в педагогике. Пятигорск, 1982.

Стандарты педагогического образования и оценка его качества в России и за рубежом. Сб. научных сообщений. М., 1994.

Воспитание детей в школе/Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

82


Глава 4

РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

4.1- Условия развития личности

Одно из основных профессиональных качеств учителя — умение видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении. Внутренний мир школьника постепенно развивается, причем неравномерно: периоды плавного, медленного развития сменяются бурным ростом самосознания. На каждом следующем уроке ученики вроде бы те же, но чуть-чуть другие. Умение вовремя заметить, поддержать "микроскопические" улучшения необходимо учителю, чтобы избежать лишних конфликтов; быть гуманным и справедливым. Это умение — составная часть педагогического мастерства.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Оно состоит в том, что по каждому направлению возникают и накапливаются необратимые изменения — новообразования, новые качественные состояния учащихся. Существует определенная логика развития детей, которая фиксируется в этапах и закономерностях развития. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому направлению относительно самостоятельны, не зависят прямо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому направлению, в которых отображаются причинно-следственные связи между условиями и результатами (новообразованиями).

Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. "Человеческое развитие, — утверждает Б.Г. Ананьев, обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия

83


общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития (см. Б. Г. Ананьев. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. психологические труды: в 2-х т., т. II. М., 1980 С. 44).

В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие — как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка.

Условия — это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации). Этапы и закономерности развития по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью взрослых. В педагогике (как науке о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению) используются данные биологического развития для научной организации труда учителей и учащихся; разрабатываются теоретические модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся — присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм.

84


Биологическое развитие организма учащегося принято называть специальным термином "созревание", в ходе которого преобразуются анатомические структуры и физиологические процессы (нервная, эндокринная, дыхательная, пищеварительная и другие системы). Согласно современным исследованиям биологическое созревание организма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиологические процессы в головном мозге (связанные с мышлением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь. Биологические системы организма развиваются неравномерно; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фактора: состояние центральной нервной системы (ЦНС) и наследственность.

Биологическая наследственность обусловлена генами, которые состоят из миллиардов атомов, связанных в нити, и локализованы в хромосомах — специфических структурах ядра клетки. Она является врожденной и определяет строение и размеры тела, в том числе мозга, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества. Наследуют от рождения: все свойства ЦНС (силу, подвижность, иррадиацию и концентрацию, возбуждение и торможение, уравновешенность, динамичность, лабильность, активированность и др.), биологические характеристики первой и второй сигнальных систем (быстрота образования условных рефлексов, их прочность, уровни сложности, подражательность, рефлексы: ориентировочный, цели, свободы и др.), музыкальный слух, остроту зрения, различение цветов и оттенков, задатки: математические, вербальные, кинестетические, спортивные и др.

Существуют также спорные проблемы, различные точки зрения на биологическое наследование некоторых черт характера (акцентуации, общительность, экстраверсия, интроверсия, агрессивность, замкнутость и Др.), экспериментальное исследование которых представляет значительные трудности. Вероятно, в формировании этих черт характера имеют существенное зна-

85