ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5977

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отношение к человеку могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение сформулированной цели воспитания. Такого характера мотивация помогает педагогу преодолевать многие препятствия профессионального и социального плана: изменение социальной обстановки и ухудшение материального и морального по- || ложения педагога в обществе; осложнение личных се- ]1 мейных отношений и повышение психологической напряженности; преобразования административные в школе и ухудшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе; появление группы детей осложненного поведения и некоторые педагогические профессиональные неудачи; падение уровня духовной культуры и снижение нравственности окру- , жающей ребенка социальной среды. ^

Нельзя отрицать огромной роли научно-педа- t гогического интереса как мотива деятельности педагога. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что педагог своей профессиональной работой зарабатывает себе сред- < ства существования. Не стоит исключать некоторые ре-жимно-временные удобства педагогической профессии, особенно важные для педагога-женщины. Заслуживает уважения и мотив геронтологический, связанный с желанием сохранить активность и молодость духа, отодвигая старение. Но ни один из перечисленных и достойных мотивов не могут служить такой крепкой опорой и поддержкой, как это способен делать мотив заботы о счастье детей, вступающих во взрослую суровую жизнь.

Более того, он решительным образом влияет на характеристики профессиональной деятельности педагога. Забота о счастье ребенка предотвращает опасность манипуля-тивного воздействия, когда бы педагог путем особых приемов использовал ребенка в своих интересах. Забота о счастье ребенка аннулирует усреднение и нивелировку личности, таящиеся в методиках групповой работы с детьми. Забота о счастье ребенка помогает педагогу выстоять под напором пропаганды лжеценностей, которая сопровождает кризисный период социального развития общества.

Таким образом, гуманистическая позиция педагога предусматривает особые характеристики цели и мотива профессиональной деятельности педагога, они не су-

76


ществуют изолированно друг от друга, но взаимообуслов ливают друг друга в процессе достижения педагогом профессионального результата.

Известна ли ребенку цель работающего с ним педагога? Знает ли он, что приходит в школу, чтобы, в итоге, стать достойным человеком?

Конечно, такое знание доступно ребенку, ведь все вокруг него говорят о воспитании и в самой школе существует даже должность воспитателя. Но, как отмечал А.С. Макаренко, это знание не актуально для ребенка, увлеченного общей совместной деятельностью с педагогом. Он решает задачи, рисует, поет, сажает цветы, обедает, слушает сказки, прыгает на спортивной площадке, — занятый делом, забывает о своей роли воспитуемого, а педагога воспринимает как помощника, партнера, консультанта, советчика, преподавателя, доброго старшего друга. Педагог занимает "скрытую педагогическую позицию": имея воспитательную цель и организуя ее достижение, не декларирует эту цель для детей.

Мотив заботы о счастье содействует "скрытой педагогической позиции": ребенок должен жить, а не воспитываться, ребенок должен проживать счастье жизни, а не готовиться к счастью жизни; чтобы быть счастливым, ребенок должен не чувствовать педагогического руководства, оценивать каждый миг жизни как момент его собственного бытия, но не как элемент запланированного развития. Развиваясь и взрослея, он может принять цель воспитания в качестве цели самовоспитания и саморазвития, тогда субъектом воспитания становится он сам, принимая от педагога воспитательную эстафету. Роль педагога модифицируется, а о воспитании как таковом говорить не приходится, хотя другом, помощником, советчиком и даже судьей совести педагог остается для повзрослевшего воспитанника.

Мотив заботы о счастье детей, входящих в контекст современной сложной напряженной и стремительной жизни, обеспечивает постоянное стремление педагога к повышению профессионализма, обретению новых методик в своем педагогическом мастерстве, продлевает временной период профессиональной активности и раздвигает геронтологические границы жизни.

Нравственная мотивация педагогической деятельности обеспечивает мотивированность организуемой деятель-

77


ности детей. Педагог, решая свои профессиональные за- и дачи, организует необходимую разнообразную деятель- Щ ность детей по их физическому и духовному развитию, но м его педагогическая забота о счастье детей диктует обяза- j тельное формирование достойной мотивации организуе- Р мой деятельности, так чтобы она, эта деятельность, при- '" обрела своего субъекта в лице ребенка и ни в коем случае не была запланированными действиями, то есть, дрессурой. Мотивы детей столь же разнообразны, и столь же неуклонно цель воспитания предписывает один доминирующий мотив высокого социального значения. Предваряя рассмотрение воспитательного процесса, отметим, что, наряду с четкой целью деятельности (которая никак не совпадает с целью воспитания), инициирование мотиЕа деятельности детей составляет один из секретов педагогического искусства.

3.4. Педагогические цели и образовательные ,

стандарты :

Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов. Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Можно сказать, что стандартизировано все: от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. Государственные стандарты — ГОСТЫ — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.

В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность

78


оценки качества образования, его прогресса. Мониторинг, в том числе с применением компьютера, становится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования и воспитания. Подчеркнем, что стандарты образования не остаются застывшими. По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах.

Образовательные стандарты в нашей стране получили конституционное закрепление. В статье 43 Конституции России указывается: "Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". При этом образовательный госстандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.

Закон Российской Федерации об образовании выделяет федеральные и национально-региональные образовательные госстандарты (Статья 7). Государственные образовательные стандарты РФ обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Правительством. Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Разработчики концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта общего образования указывают на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную политику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы образования; б) обеспечивать права граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное пространство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможностями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям.

Основополагающее для будущего педагога значение имеют стандарты педагогического профессионализма. Их сущность отражает общие стандарты высшего образования независимо от специальностей и профилей специалистов,

79


которых готовят в вузах. Прототипом стандартов высшего педагогического образования ранее были так называемые квалификационные характеристики. В этих документах закреплялись требования к выпускнику вуза в их сжатом изложении: что он должен знать, уметь, каким требованиям школы он должен соответствовать, к каким трудовым обязанностям он должен быть подготовлен. Анализ таких характеристик показывает, что они весьма неопределенны, не поддаются квалиметрическому использованию, лишены технологичности по отношению к их применению студентами, преподавателями. В на-стоящее время разрабатываются стандарты высшего образования, которые в состоянии заменить квалификационные характеристики.

Обратимся к характеристике государственных стандартов высшего педагогического образования, уже принятые официально как временные. Получили свое утверждение стандарты высшего педагогического образования по таким направлениям, как "540100 — Естествознание". Выпускники вуза обретают в результате 4-летнего обучения статус "бакалавра образования". Бакалавр образования в соответствии со стандартом готовится для работы в пяти сферах деятельности: преподавание по предметам в средних учебных заведениях, культурно-просветительной деятельности, социально-педагогической деятельности, научно-исследовательской деятельности. Он же готовится к продолжению образования по программе магистратуры, т.е. третьего уровня высшего профессионального образования.

В содержание образования входит несколько обязательных блоков вузовских дисциплин, а именно: общекультурный (философия, логика, политология, право, языки, экономика, бизнес и др.); пснхолого-оедагогаческий (более 10 названий дисциплин); общепредметный (математика, физика, экология, информатика, космология и др.); предметный блок (математика, физика, химия, информатика, экология и др.).

В структуре стандарта предусматриваются, далее, требования к уровню образованности выпускника по этому направлению. Характерно, что разработчики стандарта оперируют удачными терминами: "владеет", "обладает", "умеет", "может решать", "готов к ...", "понимает". Интегральное представление профессионализма бакалавра образования по естествознанию формулируется лаконично:

80

Ш