ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.12.2020

Просмотров: 1017

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этнополитология — это политология этнонациональных отношений. Этнополитология изучает участие этнонаций во власти и властных отношениях, в производстве этнокультурного характера властных технологий и управления политическими процессами. В основе лежит активность человека, который воспроизводит в своей деятельности, в обществе, государстве свою этнонациональную и гражданскую идентичность, не рассматривая формирование гражданской идентичности как деэтнизацию, а выявляя гармоничность их взаимодействия. Однозначна пагубность и подходов навязывания всем формы этнонациональной идентичности, придавая ей исключительно политический смысл. Такого не удалось ни при царском самодержавии, ни при советской власти, хотя неистово старались. Если бы победил Гитлер, то в Европе была бы одна германская нация, сжигая, уничтожая, ассимилируя славян, евреев, кавказцев и т. д. Оказалась нежизнеспособной и концепция «плавильного котла», которой хвалились в США. Она отходит на задний план. Преждевременно стали объявлять и советский народ как сформировавшуюся нацию. Но в любом случае наступает эра «салата», смесей этносов в различных конфигурациях в разных странах. В «чистом» виде говорить об этнонациях крайне трудно. Этническое поле стало диффузным, где трудно определить этнические границы. Они обретают новые формы жизнедеятельности и взаимодействия, поэтому классические теории этносов, этнонаций требуют дополнения с учетом нынешних реалий.

Этнонация в условиях глубоких социально-политических трансформаций. Неотложная этнополитология. Развал Советского Союза взорвал этнонациональный фактор. На это повлияли прежде всего изменение социально-политических условий жизни этнонаций, нестабильность социально-политических и экономических основ общества, государства. Это еще одно доказательство единства этнонационального и социально-политического во всех взаимосвязях и зависимостях. Они могут взаимодополнить, взаимобудоражить и взаимосохранить друг друга, а где-то и довлеть друг над другом. В. А. Тишков радовался, что Лансбергис, как настоящий демократ, — за отмену паспортной фиксации национальности и утверждение в Латвии общества согражданства,1 не понимая, что Лансбергис, избавляясь от нации-этноса избавлялся от «нации-оккупанта» русских и утверждал согражданство на основе признания диктата одной литовской этнонации над всеми, вплоть до лишения других их гражданства и суда над ветеранами борьбы против фашизма. Вот чем оборачиваются непродуманные и заимствованные из иной среды идеи. Спросите русских в Литве, стало ли им вольготнее от «отмены национальности» и от такого согражданства, которое на деле обернулось отменой русской национальности. Примерно то же самое предлагается и для всех нерусских национальностей в самой России. Если этнология увлекается политикой, то вместо истины можно обнаружить подвох. Политологи, которые соприкасаются с этнологией, должны быть крайне осторожны. В этнополитике важно предвидеть последствия лозунгов и идей для многих народов и государств. И самое абсурдное, что эти идеи и лозунги переносятся на российскую действительность, не учитывая самочувствие многих наций-этносов и лишая многонациональную страну разумной и стратегически выверенной этнополитики. Кроме того, следует принимать во внимание и способность адаптации различных частей этнонаций к меняющимся политическим реалиям в полиэтнической стране. Этнонациональный менталитет, этнонациональная психология в общностном и в личностном измерениях не всегда совпадают с политическим менталитетом и психологией. Их стыковка, управление этим процессом — одна из задач этнополитологии.


Предрассудки и стереотипы в сфере этнонациональных отношений. Особое влияние на этнонациональные и политические отношения оказывают этнонациональные предрассудки и стереотипы. Проявляются они и в политических процессах, в политическом поведении национальностей и конкретных индивидов. Возможно и наложение политических предрассудков и пристрастий на судьбы народов. Как доказывает опыт, в переходных, трансформирующихся обществах, почти во всех республиках бывшего Союза, этнонациональное самосознание, его ориентация легко политизируется и обретают крайние формы национализма и шовинизма как проявление политической идеологии расизма, этнофобии в сфере национальных отношений. Предрассудки и крайности исторически всегда существовали, когда речь шла о разных народах, культурах и религиях. Здесь оценки «свой», «чужой» проявляются гипертрофированно. Римляне, к примеру, всех других народов называли варварами. В 1853 г. вышла книга Артура Гобино «Опыт о неравенстве масс», где обосновывались неполноценность и неравенство многих народов и рас. На разных этапах истории человечества, в разных ситуациях различные народы в угоду политическим целям объявлялись неполноценными, вплоть до обоснования и оправдания их физического уничтожения. Эти идеи принесли человечеству немало трагедий, но еще не ушли в прошлое. С ними можно столкнуться и в обыденной жизни.

Самоопределение народов и перспективы государств. Каждый народ имеет право на самостоятельное определение перспектив своей этнокультурной и политической жизни: в составе, вместе с другими этносами или отдельно. Но механизмы определения этого волеизъявления народа должны быть легитимными и учитывать интересы, благополучие и безопасность всех других народов, особенно проживающих совместно в данной конкретной стране. Чаще от имени народа может выступать маленькая группа людей, которая преследует свои корыстные цели. В международных документах зафиксировано право наций на самоопределение, но при этом есть предостережение от права на разрушение суверенитета и целостности существующих государств. Тут нет четких правовых механизмов. При необходимости должны быть подключены согласительные и иные процедуры. А тезисы о том, что такое право, относятся только к нациям-государствам и тоже не очень убедительны, ибо они и так суверенны и самоопределились, коль уже составляют самостоятельное государство. Кроме того, нет народов «способных» и «не способных» к самостоятельной государственной жизни. Подобные тезисы оскорбительны и деструктивны и часто появляются, в том числе в российской литературе. Каждая этнонациональная культура достаточно функциональна и обеспечивает жизнь своей общности исторически в различных формах. Следовательно, у них должно быть право на политическое обустройство с учетом своей самобытности, своих интересов. А этнополитика государства, должна быть направлена на обустройство народов в составе существующего государства. В Конституции Российской Федерации зафиксировано право народов на самоопределение в составе Российской Федерации. И дело государства — обеспечивать, реализовывать формы этого самоопределения на практике, сохраняя и укрепляя свою целостность не вторгаясь во всех случаях в жизнь этнонаций, вплоть до определения графики письма. Кроме того, следует учесть, что народы исторически формируют культуру, традиции, формы обустройства вместе и рядом с другими этнонациями, в полиэтнонациональном сообществе, которые себя также оправдывают. Этнополитология нацелена на поиск способов регулирования жизнедеятельности, самочувствия, взаимодействия, адаптации и развития этнонаций в конкретной политической среде, в государственной общности. Отсюда вытекают и конфликтные задачи политического управления этими процессами, в том числе и с учетом политических интересов и политического участия наций-этносов и их представителей в политической жизни, в политических, управленческих институтах и учреждениях. Сводить весь комплекс проблем народов к национально-культурным потребностям означает, что реализацию своих политических интересов они будут пытаться осуществить самостоятельно, стихийно и не всегда в легитимных формах. Предмет этнополитологии и роль этнополитологии совершенствуются с совершенствованием политической жизни этнонаций данного сообщества, расширением их демократического участия в политических процессах и институтах, ростом актуальности учета и согласования этнонациональных интересов в целях укрепления солидарности общества и единства государства. Этнополитика во всех своих проявлениях качественным образом должна постоянно совершенствоваться в демократическом государстве. Соответственно, по мере насыщения этнополитики демократическим содержанием, меняются и ценностные ориентации самосознания как нации-этноса, так и нации-государства, граждан страны, независимо от этнонациональной принадлежности. Этнополитология в условиях демократического государства — это поиск позитивного баланса этнонациональных и государственно-национальных интересов, обеспечения их гармоничного взаимодействия. Этнонациональная солидарность людей в современных условиях развития должна существовать с учетом прав и свобод граждан, безопасности и устойчивости государства, а Россия должна быть поддержана и дополнена их политической солидарностью как граждан единого Отечества. Отсюда научная и политическая актуальность этнополитологии.


Ориентационные установки и материалы по теме

Цель. Понять суть этнополитологии как учение о теории и политической практике развития этносов-наций в полиэтническом государстве. Провести сравнительный анализ различных теоретических подходов к научному исследованию данной проблематики через призму их практической ценности.

Ход занятий. Осознать в полной мере специфику предмета этнополитологии, ее методов и функций.

Изучить соотношение, уровень взаимодействия и особенности этнографии, этнологии, нациологии и этнополитологии через призму научного интереса и практики политологии. (Объект — как бы один, а научные направления его познания — разные.)

Дать различия между понятиями «нация-этнос», «нация-государство».

Какие определения этноса, нации вы знаете?

Природа и последствия для различных национальностей строительства этнократического государства.

Школы и направления этнологии, этнографии. Какие из них и по каким признакам близко подходили к этнополитологии?

Этнонациональные и политические процессы: взаимосвязь и взаимообусловленность.

В чем различия опредлений этносов-наций у Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева и В. А. Тишкова?

Дайте свое обоснование перспектив наций как этносов. Многонациональный народ Российской Федерации как предмет этнополитологии. Является ли многонациональный народ России новой нацией? Аргументы за и против. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян.

Этнонациональность и политика в современную эпоху. Стоят ли нации-этносы вне политики? Или над политикой? Или они обладают лишь этнокультурным статусом?

На таблицах приведите классификацию народов России по основным признакам.

Этнонациональная и политическая солидарность людей. Их объединение в нации-государства.

Конституция Российской Федерации (выдержки)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, с общей судьбой на своей земле.
Статья 3
1. Носителями суверенитета и единственным источником власти в федерации является ее многонациональный народ.
Статья 13
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:


а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; зашита прав национальных меньшинств.

Величие нации — в каждом ее представителе

Выдержки из Доклада Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова на торжественном собрании, посвященном 80-летию Чувашской Республики.

Можно сказать, что со дня 24 июня 1920 г., когда Совнарком и ВЦИК РСФСР приняли декрет «Об Автономной Чувашской области», и до сегодняшнего дня, когда мы отмечаем 80-летие Чувашской Республики, прошла не просто эпоха. Это был поистине мощный взлет чувашского народа от сохи до космоса, в самом буквальном смысле этих слов. Получив автономную национальную государственность в составе Российской Федерации, чувашский народ добился впечатляющих успехов. Чувашия, которая была одной из отсталых окраин царской России, где не было промышленности, примитивным способом велось земледелие, при помощи братского русского и других народов превратилась в республику с высокоразвитой промышленностью, механизированным сельским хозяйством, передовой культурой. За 80 лет Чувашия не только стала индустриально-аграрной республикой, она укрепилась духовно: сложилась многочисленная интеллигенция, высококвалифицированный рабочий класс. Расцвели чувашская художественная литература, профессиональные музыкальное, театральное и изобразительное искусства, наука. Улучшилось благосостояние народа.

Действительно, лучшее, что дает нам история, — это возбуждаемый ею энтузиазм. Как сказал философ, идея нации есть не то, что она думает сама о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Величие нации вовсе не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом. Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе. Думаю, что именно этот последний фактор является, с точки зрения исторической, самым важным в процессе сохранения и развития нации.

Дело ученых — ломать копья в дискуссиях о том, кто были настоящими предками чувашей — булгары или сувары или наш народ имел еще более древние и самостоятельные корни. За пылью времен сегодня никто не даст однозначно верного ответа на этот вопрос. Ясно одно: в результате сложнейших этноконсолидационных и миграционных процессов в начале XVI в. сформировалось ядро чувашской народности.

В 1551 г. Чувашский край добровольно вошел в состав Московского государства. Исторические, политические и культурные последствия этого события с учетом последовавшего за ним обращения чувашского народа в православие оказались для него эпохальными. Они определили весь ход его новой этнической истории, не допустив, в частности, исламизации и реальной перспективы исчезновения как этноса в результате интенсивных интеграционных и ассимиляционных процессов, происходивших на протяжении нескольких столетий в других зонах Среднего Поволжья


Дело у нас шло к депопуляции этноса. У молодых поколений чувашей наблюдалось неверие в будущность нации.

Тенденции эти еще не преодолены, они далеко не безобидны. Как показывает реальная практика, национальный нигилизм, низкая самооценка, провинциальная психология оказывали и продолжают оказывать деформирующее влияние на личность. В современный период реформирования общества эти негативные явления тормозят ее свободное развитие и самореализацию, мешают раскрытию духовного потенциала народа и сдерживают его социальную мобильность и активность.

Справедливым будет сказать, что нахождение Чувашской Республики в составе мощной демократической мировой державы объективно предоставляет чувашскому народу несоизмеримо больше возможностей и перспектив для национально-государственного самоопределения и сохранения своей этнической самобытности, т. е. для достижения стратегических целей народа Чувашии.

Как человек, понимающий иррациональность национального фактора, собственными глазами не раз видевший поистине страшные результаты недопустимого пренебрежения им, считаю, что недооценка многонациональной специфики страны может создать на территории России немало новых проблем, в сравнении с которыми поблекнет даже чеченская трагедия. Хочу выразить надежду, что начатая руководством страны реформагосударственного управления будет основываться как на неукоснительном соблюдении Конституции, так и на уроках и хорошем знании исторического опыта (а также без сакраментально известных российских граблей).

Человек во всем богатстве его духовного мира — основа нашей истинной национальности. Национальное возрождение мне видится только в тесном соединении национальной идеи с общечеловеческими интересами и демократическими ориентирами.

Поэтому я провозглашаю:

Да здравствует трудолюбивый народ Чувашии!

Да здравствуют народы Российской Федерации, с которыми Чувашию связывают многовековая дружба, взаимная поддержка!

Да здравствует многонациональный народ великой России!






































































Смотрите также файлы