ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.12.2020

Просмотров: 1022

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



















Этнополитология — научная и учебная дисциплина. редмет, методы и функциональные задачи

Предмет этнополитологи. Предмет этнополитологии — это генезис этнических, этнонациональных, межэтнических, этнокультурных отношений в системе социально-политических процессов, институтов, влияние этнического и этнонационального фактора на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, отношения власти, деятельности политических учреждений, партий и движений в сфере этнонациональных отношений.

Методы исследования. Этнологический, этнографический, социологический, политологический, нормативно-ценностный, функциональный, системный, сочетание анализа и синтеза, исторического и логического моделирования и т. д. Этнический, этнографический уровни — это предмет этнологии. А социологический, политологический уровни в большей степени становятся предметом этнополитологии. Этническое в ходе активного участия в социально-политических процессах все в большей степени подвергается социализации и политизации. И в этом плане обретает статус этнонационального, скажем так, этнической нации. В дальнейшем или в своем становлении, или в содружестве с другими этнонациями она формируется в политическую нацию, нацию-государство. Все эти уровни следует учитывать и не противопоставлять друг другу.

Функциональные задачи этнополитологии. Адекватно отражать жизнедеятельность этносов, этнонаций и даже государства как нации, как более высокий уровень их социализации и политизации — это важнейшие задачи этнополитологии. Важно также рассматривать этнические процессы в контексте конкретных социально-политических реалий, адаптации этноса к этим реалиям и политики к этническому многообразию. При этом этнополитология реализует познавательно-прогностические функции, функции политической социализации этносов и этнической адаптации власти и политики, формируя таким образом социально-политические условия деятельности этносов-наций, обретения ими статуса политической нации, соответствующей политической культуры, учет этнонациональной самобытности в социально-политической жизни общества, государства, управление полиэтничностью в обществе, в государстве. Функциональные задачи этнополитологии в многонациональной России чрезвычайно велики.

Категории и понятия этнополитологии. Этнополитология опирается на категории философские, общесоциологочиские, интегральные и собственно этнополитологические. Таковые категории следующие: этнос, нация как этнос и нация как государство, этнические процессы, этнократия, этнонациональные институты и этнополитические учреждения, этнонациональная политика, полиэтничность общества, государства. Права этносов, народов. Малочисленные народы, национальные меньшинства, национальное самоопределение, этнополитическая и этнокультурная форма самоопределения личности, этноса и др.


Классификация этнонациональных общностей. Классификация этносов-наций зависит прежде всего от уровня их социализации и политизации, способов и форм социально-политического обустройства в системе властно-управленческих отношений общества, государства в целом. Люди в ходе своего исторического развития и объективно необходимой человеческой солидарности организуются в различные общности. Правомерны ли вообще споры: где кончается этнос и начинается нация? Можно ли называть этносы нациями? Споров много. Дело не в научной интерпретации, а в реальном состоянии. В России сегодня имеет место этнические, этнонациональные и национально-государственное общности. Это и разные формы существования общностей людей, а также и разные их уровни. Одной из форм таких общностей, которая формируется исторически на базе культуры, языка, характера, и являются в научном определении этносы, в русском языке — народы, а в советской интерпретации — нации. В современных условиях активной социализации и политизации этносов эти общности лучше называть — этнонациями, нациями-этносами, но обозначая и признавая их более высокий уровень социально-этнического и развития политической организации нации как государства. Этнические общности исторически всегда играли и продолжают играть большую роль в общественной и политической жизни общества, страны, которые, как мы уже отмечали, в процессе социализации и политизации обретают статус наций-этносов. Надежды на унификацию и исчезновение этносов и тем более наций-этносов, которые высказывались неоднократно историками, политиками и философами, не оправдались. Нации-этносы со многими характеристиками самобытности все же выжили даже в «плавильных котлах». Они вновь и вновь напоминают о себе, особенно там, где о них забывают, пытаются не замечать и ассимилировать. Более того, находя различные формы своего социального и политического самоутверждения при малейшем изменении социально-политических условий, нации-этносы обозначают себя через участие в политических и духовных процессах общества и государства, доказывая свою жизнеспособность и устойчивость не только в составе существующих государств, но вне их. Жизнь доказала, что этносы, нации-этносы являются весьма стабильными и устойчивыми общностями, даже на фоне государств, которые распадаются и исчезают. Нации-этносы жестоко мстят за равнодушное отношение к себе, попыток отрицания и унификации самобытности.

Исторически нация-этнос рассматривается то как идеологема, самодовлеющая над обществом и личностью, то как социально-политическая реальность со своими характерами и отношениями, то как стихийное бедствие, разрушающее государство, общество. К сожалению, чаще этнос, этнонация изучается на уровне малочисленных народов и этнонациональных меньшинств при активной политизации природы и перспектив крупных наций-этносов. И получается парадоксальное явление, когда малочисленные народы, этнонациональные меньшинства в большей степени сохранили свою природную самобытность, традиционность в отношениях друг с другом, с внешним миром на фоне более социализированных, технологичных наций. Жизнь доказывает, что нация-этнос — это исторически апробированная форма солидарности и сотворчества людей, объединенных для этого в общности с самобытными, свойственными для себя чертами и характеристиками, которые желательно сохранить для культуры и личности. Понятие «этнос» встречается в литературе с IV–V вв. до н.э. и обозначает иной народ, «негреческое племя». Но впоследствии это понятие уже относится к этнонациям. Для них характерны: определенный этнотип, этнокультурные и языковые особенности, психологический склад, территориальная и этносферная общность. Для этнонаций эти черты социализированны и политически адаптированы на более высоком уровне. Микроуровень этнического — племенной, родовой; макроуровень этнонациональный — субэтносы и мегауровень — суперэтносы, нации как государства. Можно сказать, что многонациональный народ Российской Федерации — это суперэтнос. И важно их не противопоставлять, а показывать, как различны уровни развития этнической общности в ходе ее социального и политического становления. Этнос — это объективная реальность, которая, по мнению русского этнографа С. М. Широкогорова, форма развития и существования человечества, «группа людей, говорящая на одном языке, признающая единое происхождение, обладающая комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличающих его от таковых других групп».


Базовые научные дисциплины для этнополитологии. Этнополитология как наука возникает не на пустом месте, а лишь отражает новый социально-политический уровень развития этносов, их политического участия и политического представительства во властных и иных структурах государства и общества. Этнология, этнонационалогия как учение о закономерностях становления этносов и этнонаций, их эволюционного движения и самоутверждения в обществе как самостоятельных социальных общностей является важной основой этнополитологии. Базовый характер для этнополитологии имеет: этнография, этнология, этонациология и даже антропология, культурология, политология, теория и история государственного строительства. Этнополитология есть интегрированное отражение этнических и этнонациональных интересов в политике, а также специфики политики и управления в сфере жизнедеятельности наций-этносов, особенностей их участия в политических процессах и институтах, которые и формируют в комплексе определенный тип этнополитических отношений. Этнополитология выявляет специфику политических отношений и процессов, деятельности политических институтов и учреждений в многонациональном обществе, государстве. «Националогия соотносится с этнологией как общая теория национальной жизни человечества с частной теорией, изучающей конкретные народы в их этнической и культурной истории».

Этнополитология — это общая политическая теория, практика жизнедеятельности наций-этносов в обществе, государстве, формирование многонационального народа, нации как единого государства, политической нации. Термин «этнос» — народ связан прежде всего с общими обычаями. А политика — это методы собирания государственной целостности, при использовании государственных и властных механизмов, рычагов, в том числе и через участие в этих процессах различных этнонаций, их представителей. Говоря об этнополитике, не следует преувеличивать ее возможности и политическую силу. Все зависит от того, насколько мудро и политически выверено обеспечение участия этносов, наций в делах формирования и функционирования власти, политических институтов и государства в целом.

Научные и политические истоки этнополитологии, как мы уже отмечали, — в интегрированном проявлении потенциала таких научных дисциплин, как этнология, этнография, нациология, политология, история, социология, теория государства и права. Этнополитология занимает важное место в системе общественных, политических наук, особенно в полиэтническом обществе и государстве. Ни одна общественная наука не может отражать в полной мере суть и перспективы явлений и процессов без учета характеристики этничности, самочувствия и развития этнонаций. Политика и управление в любом обществе, государстве имеют свои этнические, этнокультурные особенности. Их учет, изучение, поиск механизмов разного регулирования, с точки зрения самочувствия и гражданской ответственности всех субъектов политических отношений, права и управления, — задачи этнополитологии. Этнонациональный срез общества имеет свою специфику отражения в политике, политических процессах, в деятельности политических институтов. При этом важно понимать и характеристику основных базовых для этнополитологии научных дисциплин.


Этнология включает в себя физическую антропологию, которая изучала «особенности человеческих рас, специфику их физического строения, умственные особенности, морали, традиции, языки и истории. Этнология предметно связана с жизнью этноса». Политизация этнонациональных отношений и этнократизация политических отношений и институтов в различной степени могут идти как в нормальном режиме, так и в крайних формах, которые искажают суть этнических и политических процессов в целом за счет гипертрофированного давления друг на друга. Соотношение этнонационального и политического имеет особое значение в функционировании власти и политики в многонациональной России. Этнографические, этнологические и антропологические знания о народах — важнейшие условия оптимизации их жизнедеятельности в обществе, в государстве, в политических институтах, а также управления. Эти знания широко использовались в прошлые века в ходе завоевания, колонизации тех или иных народов и территорий. Великие географические открытия служили не только и не столько изучению новых территорий и народов, а сколько проведению колониальной политики крупных империй и государств. В современных условиях знания по этнографии, антропологии, этнологии, нациологии, этнонациологии и этнополитологии в системе общественных наук и государственного управления имеют еще более масштабное значение. Они необходимы для обустройства различных этнонаций в едином государстве, для наполнения их политического партнерства и участия. Эпоха просвещения, период формирования национальных государств положили начало и систематизации знаний, накопленных о народах. Они объединились постепенно в «Парижское общество этнологии» (первая половина XIX в.), «Общество антропологии, этнологии и предыстории» (Германия, 1869), «Итальянское общество антропологии и этнологии» (1871). Самостоятельные научные и просветительские школы рассматривали этнографию, этнологию прежде всего через призму характеристики «традиционных обществ». Такой подход до сих пор сохраняет свое влияние на этнологию и этнополитологию. Имеет место, когда к предмету этнологии и этнополитологии относят малочисленные народы и национальные меньшинства. Порой получается, как не странно, что они, их особенности, самобытность лучше изучены, чем англичане, французы, итальянцы, немцы, русские и другие. До сих пор и у нас господствует мнение, что русская нация в России не является объектом этнонациональной политики. В царской России считали, что такими являются «инородцы». Такая однобокость не только не позволяет получить полную картину полиэтничности российского общества и государства, но и оставляет огромное пространство для искажения всей этой проблематики. Социология и политология этнических, этнонациональных явлений и процессов — это прежде всего отражение их социально-политической природы через призму соответствующих базовых, самобытных зависимостей и связей. Тут, конечно, этнонациональная мозаика должна быть представлена полностью. Тем более что становление этнополитологии имеет глубокие исторические корни, как науки «искусства управления народами» (еще со времен Древней Греции, Римской империи, Византии, Арабского Халифата). Самостоятельной научной и учебной дисциплиной этнополитология только становится. Да и сами понятия «этнос» и «нация» в этнографии, этнологии, социологии, культурологии и политологии имеют разные звучания. Для их адекватного понимания нужны глубокие исторические, социологические и политологические исследования. Развитие этнологии в Великобритании начинается с исследований по антропологии О. Гасмана (1596 г.). Особо активное развитие этнология, антропология и этнографические исследования в политических целях получают в эпоху колонизации крупных территорий и народов XVII–XVIII вв. Отсюда и традиции, когда национальная связь — вместе с этничностью, а с другой стороны — с согражданством, полиэтничностью. Хотя следовало бы сказать, что нация как этничность и нация как политическая общность, согражданство — это различные уровни. Джеймс Фрезер в 1906 г. непосредственно подвел, приблизил работы по этнологии к социологии и политологии. Еще раньше в США Льюис Морган развернул расовые и этнокультурные исследования, в которых явно просматривались социологический и политологический смысл. Именно на его работах, в частности, обосновывает социально-классовый подход к формированию семьи, частной собственности и государства Ф. Энгельс. Таким образом, он включает этнологию непосредственно в социально-политические науки. Этничность формирует, отражает этническую солидарность общности, а этнополитичность в большей степени — общность политическую.


Этнологи и этнополитологи: школы и направления. Началом русской этнологической школы считают учреждение в 1846 г. Русского этнографического общества. Работа К. М. Бэр «Об этнографических исследованиях вообще, в России в особенности» в этом плане представляет большой интерес. Освоения новых земель требовали знания о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа, что очень важно было еще тогда. Н. И. Надеждин пишет работу: «Об этнографическом изучении русской народности». Мировое значение имеют работы Н. Н. Миклухо-Маклая. Исследования Г. Г. Шлета по этнической психологии в начале ХХ в. — это новое слово в науке. Постепенно понятие «народ» обретает не только этническое, но и политическое содержание. Таким образом, нация-этнос закономерно становится объектом научного и политического анализа. Нации-этносы исторически были и остаются активными участниками политических процессов и институтов. Развитие наций-этносов как внутри самой общности, так и в межнациональных отношениях имеет свои закономерности и особенности, которые теснейшим образом трансформируются в ходе исторического развития в системе социально-экономических и духовно-политических отношений.

Этнонациональные общности, каждая в своем многообразном взаимодействии с другими этносами, нациями, имеют историю и перспективы своего политического развития и сотрудничества. Их социализация и политизация исторически различны по сути и по историческим этапам. Каждая из наций-этносов имеет самостоятельную природу и особенности воспроизводства тех или иных сфер общественных отношений. Политика, правление будут самыми адекватными, если они выводятся из особенностей этнонационального развития народов данной страны. Марксизм вел свои подходы деления этносов на племена, народности и нации, когда этнонациональные образования по уровню их общности четко стыкуются с теорией общественно-экономических формаций. Родовое общество — род, племя; феодальное общество — народности; капитализм, социализм — буржуазные и социалистические нации. Достаточно пагубное и даже провокационное влияние имеют теории, которые доказывают, что этносы становятся нациями лишь при условии их политического, государственного самоопределения. А возможности такого становления в коллективных формах в полиэтническом государстве не всегда даже рассматриваются. Целый ряд работ и сегодня доказывают, что нацией в России являются только русские, а все остальные чуть ли не племена. Посмотрите работы П. Н. Хомякова, А. А. Касьянова, А. Н. Соловьева, даже А. И. Солженицына. Подобные подходы разрушают целостность, общность равноправных народов страны, единого многонационального народа Российской Федерации. Демократическое, правовое государство открывает возможности национального становления внутри многонациональных сообществ, нации-государства. Кстати, эта идея отражена, обоснована в новой Конституции Российской Федерации. Самоопределение народов при этом не теряет своей значимости, а обретает новый этнокультурный и политический смысл. Демократическое государство открывает равные возможности развития и участия для всех наций-этносов, в том числе и в их политическом статусе. И этим путем возможна наиболее безболезненная эволюция перехода от нации-этноса к нации-государству. Тесное и гармоничное сочетание этнонационального и политического в нации-государстве — это закономерный процесс, который не обязательно предполагает «конец нации» (В. А. Тишков) как этноса или разрушение нации как государства. Нельзя ставить нации-этносы и нации-государства в альтернативу друг другу. Они могут и исторически интегрируются в новое качество, но при этом сохраняя самобытность и функции каждого. Род, племя, этнос, нация-этнос — это важнейшие исторические формы перехода этнонаций от простых к сложным системам социально-политических общностей людей при формировании специфической культурной, природной и этнополитической среды как самобытной системы жизнеобеспечения конкретных наций-этносов и крупных наций-государств. В этом плане в науке немало различных подходов: теория эволюционализма — развитие от «первичной слизи» эволюционным путем и путем адаптации к среде человеческих коллективов (Ч. Дарвин, Э. Кант, Э. Дюргегейм). Работа Г. Клемма «Общая история культуры человечества» (1843–1847 гг.) дает стадии человеческого развития, характеризуя главным образом догосударственный этап развития народов; в работе А. Бастиан «Общие основания этнологии» (1871) основное внимание уделялось первичным культурным элементам развития народов и доказывалось, что в случае одинаковых условий жизни и среды обитания этносы, а значит и люди, везде будут одинаковыми; Л. Моргана в работе «Древнее общество» (1878 г.) разделял историю народов на периоды: дикость, варварство и цивилизация. Социально-политическая характеристика этого являения дана в произведении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».


Смотрите также файлы