Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4290
Скачиваний: 14
недостатка времени?
1}да;
2) нет.
Обработка данных
В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:
№ Баллы № Баллы 1 13,7,1 32 13,7,1 2 13,7,1 33 1,5,9,13 3 1,7,13 34 1,7,13 4 4,
7, 10, 13 35 13, 1 5 7,13 36 13,7,1 6 1,13 37 1,7,13 7 3, 9, 5, 1 38 13,7, 1 8
1,7,13 39 13,7, 1 9 1,7,13 40 13,1 10 1,7,13 41 13,7,1 И 1,7,13 42 1,7,13 12 1,
5,7,9,13 43 1,7,13 13 13,9,5,1 44 13,7,1 14 1,7, 13 45 13,7,1 15 13, 7,1 46 13,
9,5,1 16 13,9,5,1 47 13, i 17 1,7,13 4S 13, 1 18 13,7,1 49 13,7, 1 19 1,5,9,13
50 13,7,1 20 1,5,9,13 51 1,7,13 2! 1,5,9,13 52 1.4,7.10,
13 22 13,7,1 53 1,4,7,10,
13 23 1.5,9,13 54 1,4,7,10,
13 24 13,9,5,1 55 1,4,7,10,
13 25 1,5,9,13 56 1.4,7. 10, 13 26 1,5,9, 13 57 1,7,13 27 13,9,5,1 58. 13,7,1
28 1,5,9, 13 59 1,7. 13 29 1,5,9,13 60 13,10,7,4,1 30 1,5.9,13 61 1,13 31 1,5.9,
13 Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью
диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности - тип А;
168-335 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой
активности типа А (условно А1);
336-459 - диагностируется промежуточный {переходный} тип личностной
активности -тип АБ;
460-626 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой
активности типа Б (условно Б1);
627 баллов и выше - с высокой вероятностью диагностируется выраженный
поведенческий тип личностной активности - тип Б.
Интерпретация результатов
1.Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью (тип А)
характерны:
• преувеличенная потребность в деятельности - сверхвовлеченность в
работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка
времени для отдыха и развлечений;
• постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех,
высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и
сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях
жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на
«поражение»;
• неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и
однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентрации
внимания;
• нетерпеливость, стремление делать все быстро; ходить, есть, говорить,
принимать решения;
• энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и
мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;
• импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до
конца выслушать собеседника;
• соревновательность, склонность к соперничеству и признанию,
амбициозность, агрес-сивнкть по отношению к субъектам, противодействующим
осуществлению планов;
• стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая
фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.
2.Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой
активности типа А1, характерны;
• повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой,
целеустремленность;
• нехватка времени для отдыха в известной мере компенсируется
расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым
принятием решения;
• энергичная, выразительная речь и мимика;
• эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и
лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить
результаты проделанной работы;
• чувствительность к похвале и критике;
• неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных
ситуациях;
• стремление к соревновательности, однако без амбициозности и
агрессивности;
• при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов,
легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается
волевым усилием.
3.Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип
поведенческой активности (АБ), характерна активная и целенаправленная
деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую
активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным
отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.
Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в
определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера;
для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении,
относительная устойчивость к действию стрес-согенных факторов, хорошая
приспособляемость к различным видам деятельности.
Литература
1.Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост.
Метода и техники. М.:Изд-во Института психотерапии, 2001.
2.Лэбунская В. Д., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного
общения. - М., 2001.
3.Либин Д., Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или
совладание со сложнымиобстоятельствами//Стиль человека: психологический анализ.
-М., 1998.
4.Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. - Ярославль, 1998.
5.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб.,
2000.
6.Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и
психологов. - СПб., 1999.
7.Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М.,
2001.
8. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика
личности и группы. - М. -Кострома, 2001.
Глава X
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ
И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЮЛ. Концептуальные подходы к определению личностной и групповой эффективности
Управление любой организацией должно строиться с учетом принципа
максимальной эффективности. В самом общем виде под мерой эффективности можно
понимать степень достижения цели, соотнесенную с затратами. Таким образом, имея
в виду ту или иную цель, необходимо всегда учитывать, какова ее возможная
«цена», которая может измеряться временными, материальными, трудовыми,
финансовыми и другими затратами.
По мнению А Л. Свенцицкого, достижение какой-либо цели само по себе не
свидетельствует об эффективной деятельности. Со школьных лет всем известен Пирр,
царь небольшого государства на Балканском полуострове. ЕГО войско одержало
несколько побед в войне с римлянами, но понесло такие потери, что Пирр
воскликнул: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска!» Отсюда пошло
выражение «пиррова победа», что означает победу, равносильную поражению.
Любая организация неразрывно связана с обществом. Поэтому, как правило,
результативность той или иной легальной деятельности является составляющей
результативности общества в целом. Приведем слова одного из патриархов
менеджмента П. Друкера: «Всегда нужно помнить, что предприятие не работает само
на себя или само по себе. Главный конечный результат его деятельности -
удовлетворение потребителя. Для больницы конечный результат - здоровье
пациента; для школы - знания, полученные учеником, которые он впоследствии
сможет с пользой применить. Для управления конечный результат всегда лежит вне
предприятия, какие бы сложные и совершенные системы оценки затрат и результатов
внутри предприятия или формы ни существовали».
Исходя из этого, деятельностная эффективность в данной работе
определялась по следующим диагностическим критериям:
• стратегии достижения цели;
• субъективное благополучие, комфорт;
• привлекательность труда;
• интегральная деятельностная эффективность.
Несомненно, указанный инструментарий не реализует всей полноты оценки
деятельное -тной эффективности. Это касается прежде всего качественных оценок,
инновационности, оптимальности психоэмоциональных и экономических затрат.
10.2. Диагностика стратегий достижения цели
Назначение. Определение основных стратегий в процессе реализации
деятельност-ных целей.
Инструкция. На каждый из шести вопросов выберите один из трех
предложенных ответов. Для этого в банке рядом с номером вопроса укажите свой
ответ в буквенной форме.
Опросник
о о
1. Пофантазируйте, что это?
а) задние огни поезда, уходящего от вас;
б) маска с отверстием для глаз;
в) глаза, которые видят в темноте.
2.Если бы вы могли работать в авиации, кем бы вы хотели быть?
а} стюардом на борту;
б) пилотом пассажирского самолета;
в) диспетчером на аэродроме.
3.Представьте себе, что вам предложили сделать проект интерьера конторы или
цеха, где было бы приятно и хорошо работать. Какой цвет должен преобладать в
таком помещении?
а)светло-голубой, бледно-зеленый (салатный), розовый;
б) красный или желтый;
в) темно-зеленый, синий.
4.Что больше всего необходимо, если бы вы решили пойти в одиночку на штурм
горной вершины?
а) немного сумасшествия;
б) отличная физическая форма;
в) уверенность в себе.
5.Вы идете в театр на спектакль, очень хотите его увидеть, но оказывается,
что билетов в кассе уже нет. Что вы делаете?
а) злитесь, что не купили билеты заранее;
б} пробуете пройти как-то без билета, для этого у вас есть способы;
в) смеетесь в душе над отходящими от кассы людьми, так как вы уже давно купили
билеты во время предварительной продажи.
6.Звонок, вы открываете дверь, перед вами стоит неряшливо одетый мужчина,
который с застенчивой улыбкой просит вас помочь. Он вышел из больницы и просит
одолжить ему немного денег на билет домой. Что вы делаете?
а) не можете отказать ему - может быть, ему действительно нужна помощь;
б} захлопываете дверь перед носом мужчины, высказывая мнение о таких обманщиках
и вымогателях:
в) если бы показал выписку из больницы, может, и дали бы пару рублей.
Обработка и интерпретация результатов
Данная методика позволяет выязить три стратегии. Пассивной стратегии
соответствуют ответы «а», активно-ригидной - «б», активно-пластичной - «в».
О степени выраженности каждой из них можно судить по следующим
показателям:
5-6 баллов - высокая;
3-4 балла - средняя.
1-2 балла - низкая.
Пассивная стратегия характеризуется избыточной осторожностью, отказом от
первенства, социальной закрытостью.
Активно-ригидная стратегия проявляется в повышенном стремлении к
первенству, лоббировании, демонстративной самопрезентации. Подобные лица
отличаются высокой критичностью к окружающим и низкой - к самому себе.
Активно-пластичная стратегия типична для людей, сочетающих в себе должную
«пробивную» силу с коммуникативной «дипломатичностью». Таким лицам присущи
адекватность целей и способов их достижения, компромиссность и уверенность в
профессионально-деятель-ностной сфере.
Смешанный тип свойственен лицам без выраженного доминирования одной из
стратегий.
10.3. Самооценка психологической адаптивности
Инструкция. Если вы безусловно согласны с утверждением, напишите ответ «да»,
если не согласны, напишите ответ «нет».
Опросник
Группа А
1.Я часто испытываю тягу к новым впечатлениям.
2.Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной
операции на другую, с одного дела на другое.
3.Я могу быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности.
4.Я быстро схожусь с новыми людьми.
5.Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.
6.Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.
7.Мне нравится, когда на работе появляются новые люди.
8.Я люблю бывать в новом для себя обществе.
9.Мне приходится слышать от окружающих и друзей, что я человек очень деятельный
и подвижный.
10.Новый для меня учебный материал я обычно запоминаю и усваиваю очень быстро,
хотя иногда способен так же быстро его забывать.
Группа Б
11.Я не люблю заводить новых знакомств.
12.Мне очень трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то
поверил, хотя много убедительных доводов против этой мысли.
13.Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у меня
медленно, но зато усваиваются очень прочно.
14.Меня иногда называют флегматичным (или упрекают в медлительности).
15.Я не люблю подвижных игр.
Обработка и интерпретация результатов
Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10).
Далее аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение
группы Б (с 11 по 15). Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный
показатель и будет свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в
процессе деятельности.
Уровни социально-психологической адаптивности:
8-10баллов -высокий;
6-7 баллов - выше среднего;
5 баллов - средний;
3-4 балла - ниже среднего;
2-3 балла - низкий.
10.4. Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности
Инструкция. Ниже предлагаются 24 утверждения. Решите, относятся ли эти
утверждения к вам или нет. Если относятся, отвечайте «да», если не относятся -
«нет».
Опросник
1.Работая, я устаю.
2.Я не могу сосредоточиться на чем-нибудь одном.
3.Я беспокоюсь по всякому поводу.
4.Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.
5.Я часто волнуюсь.
6.Я потею даже в холодную погоду.
7.Я все время ощущаю голод,
8.Я меня часто болит желудок.
9.Периодами из-за беспокойства я теряю сон.
10.Меня легко вывести из себя.
11.Я чувствительнее, чем другие.
12.Я часто о чем-то беспокоюсь.
13.Как жаль, что я не так счастлив, как другие.
14.Я легко могу заплакать.
15.Когда мне нужно ждать, я нервничаю.
16.Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.
17.Я сильно пасую перед трудностями.
18.Временами я чувствую свою бесполезность.
19.Я застенчивый человек.
20.Я считаю, что во всем для меня есть трудности.
21.Я всегда напряжен.
22.Временами я чувствую себя разбитым.
23.Я уклоняюсь от трудностей.
Оценка результата
Если сумма всех ответов «да» не превышает 3, адаптивность высокая; если 3-10 -
средняя; свыше 10 - низкая; 20-25 - очень низкая.
10.5. Шкала субъективного благополучия
Назначение. Шкала субъективного благополучия представляет собой
скрининговый психодиагнхтический инструмент для измерения эмоционального
компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК).
Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.
Благополучие определяется по внешним критериям, таким, как добродетельная,
«правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В
соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми