Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4288

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8.1.О самозктуализации личности и способах ее изучения

8.2.Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической

деятельности (Л. Н. Бережнова)

8.3.Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)

8.4.Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

8.5.Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому

саморазвитию

8.6.Самооценка реализации жизненных целей личности (Н. Р. Молочников)

8.7.Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф.

Калина)

Глава IX. ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

9.1.Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика

9.2.Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

9.3.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А.

Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант А. Крюковой)

9.4.Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И.

Вассермана, 0. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.)

9.5. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых

условиях

Глава X. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

10.1.Концептуальные подходы к определению личностной и групповой эффективности

10.2.Диагностика стратегий достижения цели

10.3.Самооценка психологической адаптивности

10.4.Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

10.5.Шкала субъективного благополучия

10.6.Интегральная удовлетворенность трудом

10.7.Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой

10.8.Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у

руководителей разного уровня

10.9.Диагностика привлекательности труда (В. М. Снетков)

10.10.Определение деятельностной эффективности организации (В. Зигерт, Л. Ланг)

10.11.Экспертная оценка деятельностной успешности курсантов военных учебных

заведений

10.12.Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя

(Н. П. Фетискин)




Глава I

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ

МАЛОЙ ГРУППЫ

Раздел 1 ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСГЕЙ ЛИЧНОСТИ

1.1.1. Основы социально-психологической диагностики личности и групповой

композиции

Социально-психологический контекст изучения личности - в отличие от

общепсихологического - основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств

личности, которые по своей природе являются социально-психологическими, то есть

формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и, как

справедливо отмечает В. А. Лабунская, оказывают влияние на возникновение новых

отношений и определенных типов взаимодействия.

Поэтому в данной и последующих главах отсутствует психодиагностический

инструментарий, связанный с изучением познавательных процессов, а также

индивидных эмоционально-волевых особенностей личности в «чистом» виде.


В первом разделе главы 1 социально-психологическая специфика диагностики

личности направлена на выявление структуры социальных и жизненных ценностей

личности (терминальных и инструментальных), ролевых позиций в межличностных

отношениях, интерактивной личностной направленности, социальной зрелости, и

социальной комфортности. Диагностический материал первого раздела содержит

методики, которые прошли отечественную апробацию и в последнее десятилетие

широко используются в практической деятельности психологов.

Второй раздел главы I посвящен изучению индивидуально-психологических

особенностей, определяющих доминирующую социально-психологическую и

деятельностную направленность группы и составляющих ее структурную композицию.

В реальных условиях жизнедеятельность личности чаще всего осуществляется в

группах (классе, студенческой группе, бригаде, отделе, фирме и т. п.).

Следовательно, индивидуально-психологические особенности не могут не влиять на

определенные аспекты групповой деятельности. Однако, как отмечает В. С. Мерлин,

в «современной психологии существует, с одной стороны, тенденция некоторых

психологов исследовать личность отдельно от коллектива, в котором она живет и

формируется, а с другой стороны, тенденция специалистов, изучающих коллектив,

забывать о том, что он состоит из конкретных личностей, имеющих свои

индивидуальные особенности. Подобного подхода придерживается целый ряд авторов

(А. Г. Ковалев, Л. И. Уманский, Р. С. Немов и др.).

В наших исследованиях данная концепция нашла подтверждение на примере обучения

иностранному языку в экстравертированных и интровертированных группах (Н. П.

Фетиши, И. А. Жаркова). Так, эффективность обучения в значительной мере

обусловливалась спецификой монотипности социально-психологических особенностей

в исследуемых группах, то есть чем выше была идентичность групповой композиции

по параметру «экстраверсия-интроверсия», тем выше были показатели

психологического климата и личностной самореализации обучаемых (Жаркова И. Д.,

2001).

В связи с этим психодиагностический инструментарий, представленный во втором

разделе главы I, включает методики, ориентированные на изучение композиционной

монотипности малых групп по следующим признакам:

коммуникативно-психодинамическому уровню самооценки, эмоционально-волевому и

креативному. Последние критерии в должной мере отражают психологическое

единство группы - эмоциональное, волевое и интеллектуальное (Л. И. Уманский).

Следует отметить, что представленные в данном разделе исследовательские

методики не охватывают всю палитру имеющихся диагностических средств и носят

экспериментально-поисковый характер.


1.1.2. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности


Назначение. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и

социально-психологических ориентации и предпочтений и может быть полезна как

при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и

аттестации кадров.

Инструкция. Ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость

каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 ... 100 (очень

важно).

Опросник

1. Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

2. Высокооплачиваемая работа.

3. Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5. Вовлечение в общественную деятельность.

6. Ваша религия.

7. Спортивные упражнения.

8. Интеллектуальное развитие.

9. Карьера.

10. Красивые машины, одежда, дом и т. д.

11. Времяпрепровождение в кругу семьи.

12. Несколько близких друзей.

13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.

15.Здоровая сбалансированная диета.

16. Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач,

самосовершенствование и т. п.

Обработка и интерпретация результатов

Распределите баллы согласно таблицам (цифры в разделах - номера соответствующих

утверждении).

Профессиональные ФинансовыеСемейные Социальные Общественные Духовные Физические

Интеллектуальные !12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Итого Итоги Итого

Итого Итого Итого Итого Итого баллов: баллов: баллов: баллон: баллов: баллов:

баллов: Баллов:

Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность

представляет для вас данное направление. При этом чем ближе друг к другу

значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы

являетесь.


1.1.3. Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности

(Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А, М. Эткинд)

Назначение. Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал

ло-куса контроля.

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство

ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество

личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа

локуса контроля - интер-нальный и экстернальный. В первом случае человек

убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и

являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае

человек убежден, что его успехи и неудачи - это результат внешних сил (везение,

случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает

определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса

контроля.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на каждый пункт опросника, используя одну из

градаций 7-балльной шкалы:

Полностью не согласен


-3

-1

О

1

2

3

Полностью согласен

Опросник


1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем

от способностей и усилий человека.

2.Большинство разводов происходит потому, что люди не захотели приспособиться

друг к другу-

3.Болезнь - дело случая. Если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и

дружелюбия к окружающим.

5.Осуществление моих желаний зависит от везения.

6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других

людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное

счастье не меньше, чем отношения супругов.

8.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью

контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность,

10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от

настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12.То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является

результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и

лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы ни старались, наладить семейную

жизнь они все равно не смогут.

15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того,

как сложатся обстоятельства.

19.Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени

подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной

стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22.Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять,

что и как делать.

23.Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.


24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться

успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди,

которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в

семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия

родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29.То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

30.Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.


31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не

приложил достаточно усилий.

32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.

33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты

другие люди, чем я сам.

34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно

его одевать.

35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся

сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или

везения.

37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье

моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь

другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не

надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все

старания.

41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже

при самом сильном желании.

42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в

этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44.Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и

мало зависели от везения или невезения.



Шкала общей интернальности

1 От -132 До -14 6 От 33 До 44 2 От -13 До -3 7 От 45 № 56 3 От -2 До 9 8 От 57

До 68 4 От 10 До 21 9 От 69 ДР 79 5 От 22 До 32 10 От 80 До 132 Шкала

интернальности в области достижений 1 От -36 До -11 6 От 6 До 9 2 От -10 До -7

7 От 10 До 14 3 От -6 До -3 8 От 15 До 18 4 От _2 ЙР 1 9 От 19 До 22 5 От 2 До

5 10 От 23 До 36 Шкала интернальности в области неудач 1 От -36 До -8 6 От 8 До

11 2 От -7 До -4 7 От 12 ДР 15 3 От -3 До 0 8 От 16 До 19 4 От 1 До 4 9 От 20

До 23 5 От 5 До 7 10 От 24 До 36 Шкала

интернальности

в семейных отношениях 1 От -30 До -12 6 От 4 До 6 2 От -11 До -8 7 От 7 До 10 3

От -7 До -5 8 От 11 До 13 4 От -4 До -1 9 От 14 До 17 5 От 0 До 3 10 От 18 До

30 Шкала

интернальности

в производственных отношениях 1 От -30 До -5 6 От 12 До 15 2 От -4 До -1 7 От

16 Др 19 3 От 0 До 3 8 От 20 ДР 23 4 От 4 До 7 9 От 24 До 27 5 От 8 До 11 10 От

28 До 30 Шкала

интернальности

в области

межличностных отношений 1 От -12 ДР -7 6 От 2 До 4 2 От -6 До -5 7 От 5 До 6 3

От -4 До 3 8 От 7 До 8 4 От -2 До -1 9 От 9 До 10 5 От 0 До 1 10 От 11 До 12

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни 1 От -12 До -6 6 От 3 До 4

2 От -5 До -4 7 От 5 До 6 3 От -3 До -2 8 От 7 До 8 4 От -1 До 0 9 От 9 До 10 5

От 1 До 2 10 От 11 До 12

Построение профиля УСК


На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме.

Отклонение вверх по отдельным шкалам свидетельствует об интервальном типе

контроля над соответствующими ситуациями, отклонение вниз - об экстернальном

типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и

соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.