Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4284
Скачиваний: 14
23.Я полон оптимизма по отношению к своей работе.
24.Мне нравится моя работа,
25.Я устал все время стараться.
26.Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.
27.Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.
28.Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.
29.Я чувствую физическое напряжение, усталость.
30.Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.
31.Работа эмоционально выматывает меня.
32.Я использую лекарства для улучшения самочувствия.
33.Меня интересуют результаты работы моих коллег.
34.Утром мне трудно вставать и идти на работу.
35.На работе меня преследует мысль: .поскорее бы рабочий день закончился.
36.Нагрузка на работе практически невыносима.
37.Я ощущаю радость, помогая окружающим людям.
38.Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.
39.Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.
40.Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.
41.Я люблю свою работу.
42.У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.
43.Меня раздражает поведение моих учеников.
44.Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.
45.Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.
46.Я замечаю, что становлюсь более черствым по отношению к людям.
47.Я чувствую эмоциональное напряжение.
48.Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.
49.Я чувствую себя измотанным.
50.Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.
51.Временами я сомневаюсь в своих способностях.
52.Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.
53.Выполнение повседневных дел для меня - источник удовольствия и
удовлетворения.
54.Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.
55.Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.
56.Хочется «плюнуть» на все.
57.Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов.
58.Я доволен своим положением на работе и в обществе.
59.Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил,
60.Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.
61.Я сомневаюсь в значимости своей работы.
62.Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.
63.Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные
домашние обязанности.
64.Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.
65.Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.
66.Мне буквально приходится заставлять себя работать.
67.Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.
68.Мне нравится отдавать работе все силы.
69.Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.
70.Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.
71.Верю, что способен выполнить все, что задумано.
72.У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.
Обработка и интерпретация данных
Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ),
личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ). Для определения
психического «выгорания» в пределах указанных шкал пользуются специальным
ключом;
ПИ - 1, 5,7,14,16,17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52,
54, 57, 60, 63,67, 69 (25 утверждений).
ЛО-3,4,9,10,11,13,18,21,30,33,35,38,40,43,46,48,51,56,59,61,66,70,71,72 (24
утверждения).
ПМ - 2, 6, 8,12,15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41,44, 50, 53, 55, 58,
62, 64,65, 68 (23 утверждения)
Количественная оценка психического «выгорания» по каждой шкале
осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» - 3 балла,
«обычно» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов) и суммарного
подсчета баллов. Обработка производится по «сырому» баллу. Затем с помощью
нормативной таблицы определяется уровень психического «выгорания» по каждой
шкале.
Таблицы норм
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и ниже 10-20 21-39 -49 50 и выше Нормы для компонента «личностное отдаление»
(ЛО)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и ниже 16-10 17-31 32-40 41 и выше Нормы для компонента «профессиональная
мотивация» (ПМ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
7 и ниже 8-12 13-24 25-31 32 и выше Нормы для индекса психического «выгорания»
(ИПв)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
31 и ниже 32-51 52-92 93-112 113 и выше
Содержательные характеристики шкал
Психоэмоциональное истощение - процесс исчерпания эмоциональных, физических,
энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение
проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и
холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление - специфическая форма социальной дезадаптации
профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в
уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и
нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по
отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы
оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности,
оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной
компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.
Жизненные проявления психического «выгорания» на системно-структурных уровнях
Шкалы ПВ Межличностном Личностном МотивационномПИ Психическое истощение.
Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других.
Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. Нежелание идти на работу.
Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов. ло Нежелание
контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям. Критичное
отношение к окружающим и не критичность в оценке самого себя. Значимость своей
правоты. Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к
своей карьере. пм Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе.
Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство
низкой профессиональной эффективности и отдачи. Снижение потребности в
достижениях.
7.3. Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в
адаптации Н. Е. Водопьяновой)
Назначение. Изучение степени профессионального «выгорания».
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства,
перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по
каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»;
«очень часто»; «каждый день».
360
Опросник
1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2.После работы я чувствую себя как выжатый лимон.
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь
учитывать это в интересах дела.
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с
предметами (без теплоты и расположения к ним).
6.После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при
общении с коллегами.
8.Я чувствую угнетенность и апатию.
9.Я уверен, что моя работа нужна людям.
10.В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12.У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13.Моя работа все больше меня разочаровывает.
14.Мне кажется, что я слишком много работаю.
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми
моими подчиненными и коллегами.
16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в
коллективе.
18.Во время работы я чувствую приятное оживление.
19.Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20.Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей
работе.
21.На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22.В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще
перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений),
«деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8
утверждений). Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» - 0 баллов;
«очень редко» - 1 балл;
«иногда» - 3 балла;
«часто» - 4 балла;
«очень часто» - 5 баллов;
«каждый день» - 6 баллов.
Ключ к опроснику
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1, 2,3,6, 8, 13, 14, 16,
20 (максимальная сумма баллов - 54).
«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная
сумма баллов - 30),
«Редукция личных достижений» - ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19,
21 (максимальная сумма баллов - 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у
обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания»
можно судить по сумме баллов всех шкал.
7.4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)
Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся
поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным
для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм
отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор
специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение
готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные
ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы
нап-равлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между
собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок,
стоящих за этими пове- денческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого
давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов
опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в
зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные
ответы.
Таким образом, методика включает два варианта, содержащие следующие наборы шкал.
Инструкция. Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых
сторон вашей • жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и
решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на
бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под
обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте
крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь
ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше
соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты
опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот,
который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе
в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных»
или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша
первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и
серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы
приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте
эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте
никаких пометок в тексте опросника.
Опросник
1.Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2.Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3.Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
4.Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
5.Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может
добиться в жизни.
6.Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за шее хорошо платили.
7.Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на
месте.
8.Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
9.Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
10.Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11.Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12.Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
13.Я всегда говорю только правду.
14.Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и
влияющие на психику вещества - это вполне нормально.
15.Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
16.Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
17.Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
18.Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.