Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слышащих сверстников; увеличивается звуковой багаж, появляется интонационная структура речи,
б) (при условии, что обучение началось в 1,5 – 2 (3) года) речь формируемая, возникает понимание речи в узкой конкретной ситуации (игра, кормление, туалет, прогулка, сон); самостоятельная речь ограничена,
- у ребенка развивается слуховое восприятие, в том числе самоподражание, подражание взрослым;
‑ проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями и подражая им;
‑ проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий;
‑ владеет простейшими навыками самообслуживания;
- любит рассматривать картинки, двигаться под музыку, вступает в контакт с детьми и взрослыми;
- включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др).
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей
На этапе завершения освоения АООП:
1) ребенок с высоким уровнем общего и речевого развития (приближенный к возрастной норме):
2) ребенок без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающий от возрастной нормы по уровню общего и речевого развития, но имеющий перспективу сближения с ней, при значительной систематической специальной поддержке:
– ребёнок демонстрирует установку на положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
– ребёнок проявляет интерес к игрушкам, желание играть с ними; стремится играть рядом с товарищами в игровом уголке; в играх использует предметы-заменители и воображаемые предметы и действия; принимает участие в разных видах игр (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных); эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; подчиняет свои действия логике сюжета, умеет взаимодействовать со сверстниками, организовывать своё поведение; в самостоятельной игре сопровождает доступными формами речи свои действия;
– ребёнок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.;
– ребенок владеет практическими умениями в области гигиены и самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические процедуры (культура еды, умывание, профилактика зубных заболеваний), владеет навыками самообслуживания (уход за внешним видом, уход за одеждой);
– ребенок соблюдает усвоенные элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; стремится к самостоятельности, владеет приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом;
– ребенок правильно надевает и снимает наушники, индивидуальный слуховой аппарат, включает и выключает его; владеет операциями опознавания и распознавания на слух слов, фраз; использует слух, воспроизводит знакомый речевой материал (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);
– ребенок отличается следующими характеристиками речевого развития:
а) понимает и употребляет в речи материал, используемого для организации учебного процесса;
б) обращается к товарищу и взрослому с просьбой;
в) употребляет в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие;
г) употребляет в речи вопросительные предложения;
д) употребляет в речи слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает?
е) понимает и выполняет поручения с указанием действия и предмета;
ж) употребляет в речи словосочетания типа что делает? + что (кого?);
з) называет слово и соотносит его с картинкой;
и) понимает и выполняет поручения, содержащие указания на признак предмета;
к) употребляет в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;
л) понимает и выполняет поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под, нал, около);
м) составляет простые нераспространённые предложения и распространённые предложения на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;
н) составляет небольшие рассказы о близких его жизненному опыту ситуациях, по сюжетной картинке и по серии картинок (самостоятельно или с помощью);
о) владеет техникой аналитического чтения (устно или устно-дактильно), пишет печатными буквами;
п) понимает при прочтении простые, доступные по словарю, тексты, близкие личному опыту ребенка (самостоятельно или с помощью).
3) ребенок с выраженными дополнительными нарушениями в развитии, значительно отстающий от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи (по Л.А. Головчиц):
- владеет нормами поведения в быту, в различных общественных учреждениях; развито доброжелательное отношение к взрослым и детям и налаживание партнерских отношений, владеет различными формами и средствами взаимодействия со сверстниками, сформированы положительные самоощущения и самооценка;
- у ребенка развивается мышление (наглядно-действенное, образное, элементы логического), внимание, образная и словесная память, воображение; происходит формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения);
- происходит развитие языковой способности, речевой активности ребенка; овладение значениями слов и высказываний и обучение их использованию в различных ситуациях общения; развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного восприятия, говорения, дактилирования, глобального и аналитического чтения, письма); формирование элементарных навыков связной речи, прежде всего разговорной;
- наблюдается развитие сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.
В силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного слабослышащего или позднооглохшего ребенка могут существенно варьировать степень реального развития этих характеристик и способности ребенка проявлять их к моменту перехода на следующий уровень образования.
Целевые ориентиры АООП выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации АООП настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста с нарушением слуха предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по АООП, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и ПрАООП в дошкольном образовании слабослышащих и позднооглохших детей направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная ПрАООП, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т. д..
Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения слабослышащими и позднооглохшими детьми планируемых результатов освоения АООП.
Целевые ориентиры, представленные в ПрАООП:
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
б) (при условии, что обучение началось в 1,5 – 2 (3) года) речь формируемая, возникает понимание речи в узкой конкретной ситуации (игра, кормление, туалет, прогулка, сон); самостоятельная речь ограничена,
- у ребенка развивается слуховое восприятие, в том числе самоподражание, подражание взрослым;
‑ проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями и подражая им;
‑ проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий;
‑ владеет простейшими навыками самообслуживания;
- любит рассматривать картинки, двигаться под музыку, вступает в контакт с детьми и взрослыми;
- включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др).
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей
На этапе завершения освоения АООП:
1) ребенок с высоким уровнем общего и речевого развития (приближенный к возрастной норме):
-
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -
положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -
обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; -
владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать устную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; -
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; -
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
2) ребенок без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающий от возрастной нормы по уровню общего и речевого развития, но имеющий перспективу сближения с ней, при значительной систематической специальной поддержке:
– ребёнок демонстрирует установку на положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
– ребёнок проявляет интерес к игрушкам, желание играть с ними; стремится играть рядом с товарищами в игровом уголке; в играх использует предметы-заменители и воображаемые предметы и действия; принимает участие в разных видах игр (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных); эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; подчиняет свои действия логике сюжета, умеет взаимодействовать со сверстниками, организовывать своё поведение; в самостоятельной игре сопровождает доступными формами речи свои действия;
– ребёнок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.;
– ребенок владеет практическими умениями в области гигиены и самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические процедуры (культура еды, умывание, профилактика зубных заболеваний), владеет навыками самообслуживания (уход за внешним видом, уход за одеждой);
– ребенок соблюдает усвоенные элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; стремится к самостоятельности, владеет приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом;
– ребенок правильно надевает и снимает наушники, индивидуальный слуховой аппарат, включает и выключает его; владеет операциями опознавания и распознавания на слух слов, фраз; использует слух, воспроизводит знакомый речевой материал (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);
– ребенок отличается следующими характеристиками речевого развития:
а) понимает и употребляет в речи материал, используемого для организации учебного процесса;
б) обращается к товарищу и взрослому с просьбой;
в) употребляет в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие;
г) употребляет в речи вопросительные предложения;
д) употребляет в речи слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает?
е) понимает и выполняет поручения с указанием действия и предмета;
ж) употребляет в речи словосочетания типа что делает? + что (кого?);
з) называет слово и соотносит его с картинкой;
и) понимает и выполняет поручения, содержащие указания на признак предмета;
к) употребляет в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;
л) понимает и выполняет поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под, нал, около);
м) составляет простые нераспространённые предложения и распространённые предложения на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;
н) составляет небольшие рассказы о близких его жизненному опыту ситуациях, по сюжетной картинке и по серии картинок (самостоятельно или с помощью);
о) владеет техникой аналитического чтения (устно или устно-дактильно), пишет печатными буквами;
п) понимает при прочтении простые, доступные по словарю, тексты, близкие личному опыту ребенка (самостоятельно или с помощью).
3) ребенок с выраженными дополнительными нарушениями в развитии, значительно отстающий от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи (по Л.А. Головчиц):
- владеет нормами поведения в быту, в различных общественных учреждениях; развито доброжелательное отношение к взрослым и детям и налаживание партнерских отношений, владеет различными формами и средствами взаимодействия со сверстниками, сформированы положительные самоощущения и самооценка;
- у ребенка развивается мышление (наглядно-действенное, образное, элементы логического), внимание, образная и словесная память, воображение; происходит формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения);
- происходит развитие языковой способности, речевой активности ребенка; овладение значениями слов и высказываний и обучение их использованию в различных ситуациях общения; развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного восприятия, говорения, дактилирования, глобального и аналитического чтения, письма); формирование элементарных навыков связной речи, прежде всего разговорной;
- наблюдается развитие сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.
В силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного слабослышащего или позднооглохшего ребенка могут существенно варьировать степень реального развития этих характеристик и способности ребенка проявлять их к моменту перехода на следующий уровень образования.
Целевые ориентиры АООП выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации АООП настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста с нарушением слуха предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по АООП, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и ПрАООП в дошкольном образовании слабослышащих и позднооглохших детей направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная ПрАООП, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т. д..
Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения слабослышащими и позднооглохшими детьми планируемых результатов освоения АООП.
Целевые ориентиры, представленные в ПрАООП:
-
не подлежат непосредственной оценке; -
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития слабослышащих и позднооглохших детей; -
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями слабослышащих и позднооглохших детей; -
не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки слабослышащих и позднооглохших детей; -
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.