Файл: Работы по формированию каллиграфических навыков письма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнения


1)


2)


3)


4)


5)


6)


7)

Упражнения 1— 7 дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для танцующей ноги. Строгий размер в движении — вот вся тайна красивого и быстрого письма.

Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с ОДНОГО раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом.

Пусть подсчитает каждый учитель-практик, сколько он за три года теряет времени, постоянно поправляя детей, не умеющих правильно сидеть при письме. А поправки эти он делает мимоходом, поэтому они не производят должного впечатления и повторяются беспрестанно.

Начиная урок письма, я ввожу детей в мир сказки. Мы входим в удивительное королевство “Буквоград”. В нем есть королева “и” и король “И”, есть их придворные — 12 букв. Есть в королевстве и удивительные танцовщицы (л, м, я). Приглашают король с королевой всех моих ребят в удивительное путешествие по своему королевству. Но... вместе с нами туда попадает и Незнайка, который постоянно нас запутывает, сбивает! Однако дети — очень увлеченный народ, стремящийся к успеху, это стремление и помогает им исправлять все ошибки, допущенные Незнайкой.


На первом уроке я знакомлю детей с прямыми наклонными линиями.

  • Дорогие ребята! Я вам сегодня подготовила очень красивое слово. Оно здесь, на доске за шторой. Хотите открою?

  • Да!

  • Вам нравится, как оно написано? Я очень старалась, выводила каждую букву (открываю штору, не глядя на доску), мне хотелось, чтоб оно было похоже на те кружева, переплетения, которые я вам сегодня показывала. - На доске аккуратно выведены прямые наклонные линии.

  • Там же нет слова? Там одни “палки”!

  • Почему нет? Как? Дети, что же случилось? Кто-то решил нам помешать. Наверное, это Незнайка! Он боится, что вы будете знать больше него! Только вот он не знал, что это не “палки”, а прямые наклонные линии, причем не простые, а волшебные, потому что они сейчас помогут вам прочитать то слово, которое я хотела вам предложить. И эти волшебные линии живут в своем дворце, который называется “рабочая строка”, королева и король в этом королевстве тоже есть. С ними мы познакомимся немного позднее. Так вот, у этого королевства есть две линеечки, верхняя и нижняя. Между ними и расположились волшебные линии. А слово они помогут мне восстановить сразу, как только я возьму в руки цветной мелок. — Беру мелок и, добавив к этим палочкам штрихи, получаю слово

Эти волшебные линии, друзья, помогут нам с вами овладеть красивым письмом. Но для этого нам нужно позвать их к себе, подружиться с ними. Послушайте, как я это сделаю. Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по прямой наклонной линии до нижней линеечки рабочей строки, говорю и

показываю на доске. А теперь следующую давайте позовем вместе, хором!

Далее подробно объясняю и показываю детям, что при написании каждой последующей линии все свое внимание надо сосредоточить на уже написанной линии и не заострять внимание на той, которая пишется. Данное условие помогает детям быстрее удержать верную параллель. В этот момент ввожу понятие “рельс”, как бы вскользь роняю слово “параллельные”.

Вторым моментом на первом уроке является деление наклонной линии на две и три части. Объясняю детям, для чего это нам необходимо

    • Посмотрите на слово, написанное на доске. Видите, буквы могут соединяться на середине высоты букв, а могут и ниже, на одной третьей части от высоты. Для того чтобы у нас с вами получались красивые буквы и слова, мы поучимся делить линию на две и три части. — Выполнив на доске большую наклонную линию, прошу детей внимательно следить за моим вторым движением по ней и сказать мне дружно “Стоп!”, как только я достигну середины или одной третьей части.

Дети, как правило, очень любят, когда у них просят помощи, и бывают в этот момент предельно внимательны. А потом я выполняю упражнение с ошибкой, громко проговаривая, как я делю наклонную линию. И тут же возглас:

    • Вера Алексеевна, вы ошиблись!

Мы начинаем анализировать, в какой же третьей части ошибка: в верхней, нижней, средней? И как ее устранить.

Обучение письму стараюсь не сводить к привитию механического навыка. Дети должны осознавать, какие движения требуются и как надо их выполнять, чтобы правильно написать определенную букву. Необходимо тщательно анализировать недостатки (в смысле техники письма), имеющиеся
у детей при письме букв, выяснять причины этих недостатков и искать способы их преодоления.

На втором уроке я очень подробно прорабатываю написание двух крючков и подвожу их к букве “и”. Это очень важный этап, потому что этот элемент (крючок) необходим при написании почти всех букв. На этом уроке рассказываю детям, как правильно написать крючок.

И опять сказка. Сказка о прекрасной балерине, которая, посещая наше царство букв, очень любила танцевать. Вспоминаем о прекрасных балетных туфельках — пуантах. Затем из трех крючков, которые я пишу на доске очень крупно, мы выбираем тот, который больше всех похож на ножку балерины:

Почти безошибочно все указывают на второй крючок. Отрабатываю “ножку балерины” поэтапно. Проговариваем: “Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по прямой наклонной линии, выполняю поворот на месте”.

Под диктовку прописываем несколько раз.

Затем объясняю детям, как будем подниматься вверх (по крючку) до середины.


Мы подошли к очень важному этапу безотрывному письму. Необходимо сконцентрировать внимание на моменте соединения двух крючков между собой. Делаю это примерно следующим образом:

  • Ребята! Сейчас вы услышите большую тайну! И тот, кто внимательно будет слушать, узнает что-то очень важное! Начинаю говорить очень загадочно. — Вчера очень поздно вечером кто-то тихо постучал в окошко. Посмотрела — никого! Вдруг опять раздался стук. Я спросила, кто там, и услышала тоненький голосок: “Вера Алексеевна, это я, Секретик! Я очень хочу подружиться с вашими детьми и помочь им научиться быстро и красиво писать. Но это получится у того, кто раз и навсегда подружится со мной. А чтобы со мной подружиться, достаточно, думая обо мне и не отрывая руки, продолжить от крючка прямую наклонную линию вверх”.


Этот “подъем” важен для ребят еще и тем, что он помогает им удерживать нужную высоту букв и их параллельность. Если ученик приписывает один крючок к другому, то, как правило, параллельность он не выдерживает, так как не может рассчитать нужное расстояние при переносе ручки в пространстве.

Я учу их при подъеме по “секрету” посмотреть на уже написанную прямую и постараться не отдаляться от нее.


В данном случае ученики гораздо легче удерживают параллельность. Следующим этапом мы учимся прятать “секрет”, то есть, не отрывая руки, опускаться по наклонной линии вниз.

    • Мы получили с вами два “рельса”. Как вы думаете, можно по таким рельсам отправиться в поездку?

    • Да!

    • Почему?

    • Они ровные, параллельные.

    • Верно! Посмотрите, что у нас получилось. “Шалашик”! В нем живет сказочный гномик, который всегда прячется от дождика в свой домик. Поэтому важно, чтобы при письме мы не разрушали с вами жилища гномиков. Давайте попробуем построить несколько таких “шалашиков”.




Находим “шалашик” в словах, заранее написанных на доске.



    • Посмотрите, ребятки, в некоторых буквах еще и гнездышки для птенчиков есть! (к, а)

А вот как проложить “рельс”