Файл: Для современного нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, постоянно обучать и совершенствовать, чтобы максимально реализовать свой профессиональный потенциал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как следует из опыта США, дерегулирование отрасли позволило железным дорогам оптимизировать свою экономическую и коммерческую деятельность. Отмена государственного регулирования железнодорожных тарифов привела к увеличению прибыли перевозчиков. Вырученные средства были реинвестированы в модернизацию основных средств, разработку и внедрение новых, более совершенных, технических систем и технологических процессов.

Одним из решающих факторов успеха железнодорожного транспорта на рынке является усиление роли качества перевозок, которое включает в себя комплекс потребительских свойств и неформальных характеристик. Характеристика преимуществ железнодорожного транспорта и его основных конкурентов представлена на рис. 7.


Рис. 7 Характеристика преимуществ отраслей транспорта [15]
В целом, уровень конкуренции между различными видами транспорта в части грузовых перевозок в России намного ниже, чем в остальных странах мира, что обусловлено большими расстояниями между пунктами зарождения и погашения грузопотоков. Выход ОАО «РЖД» на рынок с предложением оказания комплексных транспортных услуг позволяет повысить финансовые результаты деятельности и усилить лояльность клиентов путем удовлетворения спроса на комплексное обслуживание по принципу «одного окна», когда все необходимые услуги по доставке грузов клиенту оказывает одна компания. 

В современных рыночных условиях ключевыми требованиями для эффективной работы железнодорожного транспорта становятся снижение собственных затрат, повышение мотивации работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования пользователей к качеству услуг, гибко реагировать на изменения спроса. Решение этих вопросов связано, в первую очередь, с формированием и развитием конкуренции в области перевозок.

В условиях государственного ограничения роста тарифов рентабельность деятельности компании остается низкой, что не позволяет ей проводить необходимую инвестиционную политику. Существующая система ценообразования на российском железнодорожном транспорте, основанная на использовании единых среднесетевых тарифных ставках на всех путях общего пользования, не учитывает разные условия эксплуатации и интенсивности использования инфраструктуры в различных регионах страны.


В условиях конкуренции у транспортной компании возникла бы необходимость искать пути снижения себестоимости - сокращать неэффективно используемые ресурсы, отказываться от нерентабельных видов деятельности и непроизводственных активов (в т.ч. за счёт внедрения более эффективных технологий). Частичная либерализация российской железнодорожной отрасли смогла бы создать равноправные условия конкуренции с другими видами транспорта [3].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- транспортная система Российской Федерации значительно отстает в развитии от стран Европы и США, что обусловлено высокой изношенностью инфраструктуры и недостаточностью развития научной деятельности и технологий на транспорте;

- железнодорожный транспорт в России является наиболее распространенным в связи с особым геополитическим положением страны;

- конкурентами услуг железнодорожных перевозок, предоставляемых ОАО «РЖД», являются автомобильные грузоперевозки (на незначительные расстояния) и. При этом уровень конкуренции с другими видами транспорта у железных дорог в России значительно ниже, чем в других странах;

- рентабельность железнодорожного транспорта низкая, в основном из-за государственного регулирования тарифов и отсутствия конкуренции на рынке.

Тарифы на транспортные услуги должны, прежде всего, соответствовать требованиям рынка и учитывать возможность свободной конкуренции с другими видами транспорта на конкретном маршруте. Для многих предприятий, особенно тех, которые имеют собственный железнодорожный доступ, железнодорожный транспорт является наиболее подходящим средством доставки грузов с точки зрения логистики. Тем не менее, низкое качество транспортных услуг часто является причиной перехода владельца груза на другой вид транспорта, несмотря на более высокие транспортные расходы. Возможное решение проблемы - гибкая тарифная политика, основанная на дифференциации тарифов в зависимости от качества транспортных услуг, предлагаемых клиентом.

Как следует из опыта США, дерегулирование отрасли позволило железным дорогам оптимизировать свою экономическую и коммерческую деятельность. Отмена государственного регулирования железнодорожных тарифов привела к увеличению прибыли перевозчиков. Вырученные средства были реинвестированы в модернизацию основных фондов, разработку и внедрение новых, более совершенных, технических систем и технологических процессов. В ближайшее время эти мероприятия позволят компании ОАО «Российские железные дороги» добиться значительного снижения тарифов, повысив эффективность использования производственных ресурсов [20].



Хозяйственная деятельность организации на рынке грузовых и пассажирских перевозок протекает в условиях значительной конкуренции со стороны других видов транспорта, например, с воздушным - в осуществлении пассажирских перевозок, с автомобильным - в грузовых перевозках на малые и средние расстояния.

Необходимо развивать конкурентоспособность железнодорожного транспорта, в том числе в направлении улучшения вышеперечисленных показателей качества. Также рекомендуются меры по полному удовлетворению потребностей клиентов железнодорожного транспорта. В этом аспекте конкурентоспособность может быть повышена за счет:

-внедрение систем, поддерживающих управление перевозками и позволяющих эффективно использовать ресурсы (подвижной состав, погрузка транспортных единиц, персонал);

-внедрение систем, позволяющих отслеживать автомобили и грузы, а также передавать информацию об их состоянии клиентам.

В ближайшее время эти мероприятия позволят компании «Российские железные дороги» добиться значительного снижения тарифов, повышения эффективности использования производственных ресурсов.

Глава 2. Текущее состояние в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом в России
2.1 Место и роль железных дорог на российском и международном рынке грузовых перевозок
Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства [3].

Значение грузоперевозок растет с каждым днем. Ежедневно появляются новые технологии, которые способствуют увеличению количества перевозок, а также, повышению их качества. Весь процесс осуществления грузоперевозок требует обязательного присутствия логистики. Для каждого из грузов можно найти свой подходящий транспорт, с помощью которого груз будет доставлен быстро, надежно и наиболее выгодно. Перевозки играют одну из важнейших ролей в развитии экономики и международных отношений страны. Практически любая компания, которая занимается производственной деятельностью, нуждается в ежедневных грузовых перевозках. Соответственно уровень востребованности грузоперевозок также растет. Развитие сферы грузоперевозок в свою очередь эффективно влияет на развитие экономики.

Российские железные дороги - развития, мощная транспортная система. На начало 1996 г. основные показатели технической вооруженности сети железных дорог характеризуются следующими данными: эксплуатационная длина - 87,4 тыс. км., протяженность двухпутных линии -36,8 тыс.км., электрофицированно линий - 39 тыс.км., развернутая длина главных путей -126,3 тыс. км. Имеющийся подвижной состав и путевое хозяйство позволяют грузовые поезда весом 10-12 тыс. тонн. На долю железнодорожного транспорта приходится более 70% общего объема перевозок грузов страны. В 1995 году - 1058 млн.т. грузов (1214 млрд. ткм.), в то время как всеми остальными видами транспорта только 244,91 млн.т При эксплуатационной длине, составляющей 7% протяженности железных дорог мира, на российских магистралях обеспечивается 35% мирового грузооборота [22]. Однако это не означает, что работа железнодорожного транспорта России безупречна. За последние годы, также, как и во всей экономике страны, на железных дорогах наблюдается спад производства и падение производительности труда. Неудовлетворительно используется подвижной состав, замедлился оборот грузовых вагонов, повысилась аварийность. В срочной реконструкции нуждаются большое количество железнодорожных вокзалов. Резко возросли тарифы.


Регулирует деятельность железнодорожного транспорта в России Министерство путей сообщения (МПС) РФ, в чьи функции входят: соблюдение монополии государства в этой отрасли экономики (железнодорожный транспорт является естественной монополией), стратегическое планирование развития отрасли, (формирование новой законодательной базы, определение тарифной политики и ряд других масштабных задач. МПС не вмешивается в конкретную коммерческую деятельность отдельных железных дорог, которые являются независимыми хозяйственными подразделениями, самостоятельно определяющими основные направления своей работы. Вопросами деятельности железнодорожного транспорта в стране занимается также Департамент железнодорожных перевозок Министерства транспорта России, который определяет общую политику российского правительства в отношении данной отрасли хозяйства.

Управление железнодорожным транспортом строится по производственно-территориальному принципу, вся железнодорожная сеть делится на железные дороги (их восемнадцать). Управление каждой дороги имеет в своем составе различные службы и руководит всей деятельностью железной дороги. В свою очередь, дороги территориально делятся на отделения, которые осуществляют руководство производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью линейных производственных предприятий, находящихся в их границах. К линейным предприятиям относятся: станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, участки энергоснабжения и некоторые другие. Эти подразделения и выступают непосредственными исполнителями всей работы по перевозке грузов и пассажиров. На железных дорогах допускается приватизация или создание частных предприятий, компаний и фирм, деятельность которых, тем не менее, не препятствует осуществлению монополии государства [30].

Подобная система управления железнодорожным транспортом характерна для большинства стран мира. Лишь в некоторых странах (США, Канада, Япония, Бразилия, Австралия) имеются частные железные дороги (в США и Японии все железные дороги частные, в других перечисленных странах частные дороги действуют наряду с государственными). Тем не менее, во всех странах мира допускается создание частных предприятий, действующих в области железнодорожного транспорта; допускается также наличие частных железнодорожных подъездных путей на предприятия и внутризаводского транспорта. Перевозка грузов по железным дорогам является весьма сложным в техническом, технологическом и правовом отношении процессом. В этом контексте две стороны характеризуют деятельность железнодорожного транспорта.