Файл: Для современного нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, постоянно обучать и совершенствовать, чтобы максимально реализовать свой профессиональный потенциал.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень транспортного обслуживания формируется под совокупным влиянием факторов внешней и внутренней среды. При этом влияние факторов различно как по направлению, так и по возможности управленческого воздействия.
Совокупность факторов внешней среды - набор переменных, величины которых формируются вне зависимости от воздействия транспортной компании и характеризуют уровень качества транспортного обслуживания, запрашиваемый потребителями. К таким факторам можно отнести: политические, международные, социально-экономические факторы, поставщиков, конкурентов, клиентов. Данные факторы стимулируют транспортную компанию к повышению уровня качества транспортного обслуживания, поиску новых рыночных возможностей в данной сфере [5].
Совокупность факторов внутренней среды - набор инструментов для воздействия на фактический уровень качества с целью его повышения или оптимизации.
Следует также учитывать, что на конкурентоспособность предприятия влияют не только значения всех факторов, но и то, сколько еще предприятий обладает такими же значениями. Чем больше предприятие отличается от других, тем больше у него конкурентных преимуществ, и потребителю проще дифференцировать его от других.
Кроме того, на рынке имеет значение не то, насколько привлекательны цены (тарифы) или качественны услуг, а то, насколько лучше воспринимаются все эти параметры в совокупности по сравнению с предложениями конкурентов.
В заключении следует отметить, что специфика транспортной услуги выражается, в первую очередь, в наборе таких выделяемых факторов конкурентоспособности, как:
- качество перевозок;
- качество транспортного обслуживания;
- тарифы на перевозки.
Разработанная модель позволит более точно изучить вопросы конкурентоспособности предприятий и конкуренции на рынке транспортных услуг, что позволит предприятиям лучше удовлетворять потребности клиентов и стать более эффективными.
1.3 Особенности конкурентоспособности железнодорожного транспорта
Термин «железнодорожная отрасль» встречается крайне редко. Поэтому иногда возникает путаница с его трактовкой. Иногда его идентифицируют с железнодорожным транспортом, иногда – с отраслью машиностроения [23].
Ввиду обширных территорий страны железнодорожный транспорт играл и играет важную роль в экономике России. Страна имеет одну из самых крупных железнодорожных сетей в мире. Ее общая протяженность превышает 124 тысячи километров. Более трети из них в настоящее время электрифицировано. По протяженности железных дорог Россия уступает лишь США. На долю железнодорожного транспорта в России приходится 27 % пассажироперевозок и почти 45 % грузоперевозок (без учета трубопроводного транспорта). К сожалению, железнодорожный транспорт России характеризуется сравнительно низкой конкурентоспособностью. По качеству железнодорожной инфраструктуры Россия находится только на 23 -м месте (а по качеству общей транспортной инфраструктуры – на 74 -м). Первые железные дорог были построены в России в ХІХ веке (Царскосельская дорога, дорога Одесса –Балта) [24].
Железнодорожная сеть страны характеризуется территориальной диспропорцией. Наиболее развита железнодорожная сеть в Европейской части страны. Долгое время единственной магистралью в Азиатской части России была Транссибирская магистраль. За годы Советской власти были проложены новые магистрали. Проведена электрификация дорог. В ХХІ веке введены в эксплуатацию скоростные локомотивы отечественного производства. Монополистом в российском железнодорожном транспорте является компания ОАО «Российские железные дороги».
ОАО «РЖД» является одним из мировых лидеров железнодорожных компаний и железнодорожной компанией №1 в России. Размер уставного капитала компании превышает 2229,9 млрд. руб. [24]. Основные виды деятельности ОАО «РЖД» представлены на рис. 4.
Рис. 4 Основные виды деятельности ОАО «РЖД» [33]
Миссия компании сводится к эффективному развитию конкурентоспособного как на российском, так и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Основополагающей целью бизнеса выступает обеспечение устойчивости работы железнодорожного комплекса. Масштабы деятельности ОАО «РЖД» огромны.
Корпоративной социальной ответственности (КСО) отводится важнейшая роль в деятельности компании. Фактически она служит фундаментом обеспечения устойчивости и динамичности развития бизнеса в долгосрочной перспективе. Ни одно ключевое управленческое решение не принимается без учета интересов основных групп заинтересованных лиц, к числу которых относятся: персонал компании; собственники акционерного капитала (в настоящее время единственным акционером компании выступает Правительство РФ) клиенты; поставщики; инвесторы; государство; общество (включая местные сообщества). Учитывая разнонаправленные интересы множественных групп стейкхолдеров, ОАО «РЖД» стремится к реализации КСО на различных уровнях иерархии, базовым их которых выступает ответственность правового и экономического толка. В своей деятельности компания неукоснительно опирается на действующие требования и нормы закона, а также старается перенимать лучшую деловую практику [28].
Немаловажная роль отводится обеспечению экономической устойчивости бизнеса, что позволит не только сохранить и приумножить рабочие места, но и даст возможность своевременно пополнять государственный бюджет за счет налоговых платежей и отчислений. Являясь одним из лидеров рынка транспортных услуг в России, ОАО «РЖД» активно развивает прочие, более высокие уровни социальной ответственности. В частности, речь идет об ответственности этической и филантропической.
Основные направления КСО компании представлены на рис. 5.
Рис. 5 Основные направления КСО ОАО «РЖД»
Таким образом, ОАО «РЖД» развивает как внешнюю, так и внутреннюю корпоративную социальную ответственность. Ведущая роль во внешней КСО отводится обеспечению охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Природоохранную деятельность компании регламентируют такие документы, как Стратегия развития железнодорожного транспорта в России и Экологическая стратегия ОАО «РЖД». Основными направлениями природоохранной деятельности ОАО «РЖД» выступают: техническое перевооружение; использование инновационных технологий; экономное ресурсопотребление; сокращение и утилизация отходов; совершенствование системы управления природоохранной деятельностью; обеспечение экомониторинга за воздействием на окружающую среду.
Основополагающей целью компании в сфере реализации экологически важных инициатив выступает обеспечение благополучия природной среды и здоровья людей.
В целях ее достижения в ближайшие годы предусмотрен целый ряд инициатив, предопределяющая роль среди которых отводится снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сточные воды, а также сокращению потребления водных ресурсов. Помимо окружающей среды важную роль в внешней КСО играет благотворительность.
С этой целью в рамках корпорации создан специальный благотворительный фонд «Транссоюз», охватывающих различные сферы жизни общества. Основными направлениями реализации благотворительных программ компании являются: сохранение объектов культурного наследия; оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; поддержка молодежных инициатив, проектов и движений; иные социально значимые направления. В сфере внутренней КСО предопределяющую роль играет развитие и социальное обеспечение сотрудников компании [30].
Прежде всего речь идет о создании безопасных условий труда и достойном и стабильном вознаграждении за него. Помимо этого, компания предоставляет своим работникам расширенный социальный пакет и многообразные возможности для личного и профессионального роста.
Начиная с 2006 года ОАО «РЖД» ежегодно формирует социальный (нефинансовый) отчет – Отчет об устойчивом развитии, свое отражение в котором находит деятельность компании в области КСО. Данный отчет публикуется на официальном сайте компании в сети Интернет [36].
Основные разделы Отчета ОАО «РЖД» об устойчивом развитии представлены на рис. 6.
Рис. 6 Основные разделы Отчета ОАО «РДЖ» об устойчивом развитии
Каждый из представленных выше разделов аккумулирует в себе определенную информацию о социально ответственной деятельности компании, а также отражает конкретные показатели реализации социально значимых инициатив. Формирование и публикация нефинансовой отчетности, ее состав и содержание служат важным показателем информационной открытости и траспарентности бизнеса. Они же лежат в основе системы КСО ОАО «РЖД». Нефинансовая отчетность компании может быть использована в аналитических целях внешними и внутренними стейкхолдерами. Ее анализ позволяет говорить о достаточно высоком уровне развития КСО.
Железнодорожные грузоперевозки - один из самых надежных и экономичных видов грузовых перевозок. Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных грузов в любых атмосферных условиях. Это обеспечивает относительно быструю доставку груза на дальние расстояния. Перевозка осуществляется достаточно регулярно. Широкие возможности транспортировки позволяют производить отгрузку большого количества товара. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является относительно низкая стоимость перевозки.
Для железнодорожных грузовых перевозок можно выделить следующие качественные параметры:
- Время перевозки грузов железнодорожным транспортом - важный показатель качества. Как и в случае пассажиропотока, этот параметр во многом зависит от коммерческой скорости перевозки (эксплуатационный показатель, измеряемый расстоянием, проходимым поездом в единицу времени (час) между станциями смены локомотивов с учетом стоянок на промежуточных станциях участка).
- Cохранность груза - отношение объема груза, поврежденного при перевозке, к общему объему отправки.
- Точность - один из важнейших качественных показателей, характеризующих работу железнодорожного транспорта. С одной стороны, железнодорожные грузовые перевозки считаются относительно точными, с другой стороны, Европейский Союз в документе «Заказ ... относительно компенсации в случае несоблюдения требований к качеству, вытекающих из контракта на перевозку грузов по железной дороге постулирует следующее: «... затраты, связанные с низкой точностью транспортных услуг, оказывают значительное влияние на экономические результаты железнодорожного сектора. Железнодорожные предприятия и операторы комбинированных перевозок не могут получать новые заказы на перевозку грузов и могут даже потерять заказы в пользу других видов транспорта. Возможными последствиями неудовлетворительных результатов транспортировки являются потеря доходов, неэффективное использование персонала и имущества, а также увеличение требований клиентов» [36].
Далее рассмотрим деятельность железнодорожных экспедиторов в США. Долгое время деятельность железнодорожных экспедиторов в США регулировалась государством. С принятием в 1980 году Закона о пошаговом регулировании была проведена широкомасштабная дерегуляция отрасли, включая регулирование тарифов с этого момента. Важным положением нового закона была способность железных дорог снижать тарифы по причинам конкуренции или повышать их уровень для покрытия растущих эксплуатационных расходов. Кроме того, было узаконено право отдельных грузоотправителей и перевозчиков договариваться о контрактных ценах на перевозку. Руководство железных дорог приобрело не только более гибкую систему ценообразования, но и право отказаться от предоставления убыточных услуг. Создание конкурентной среды на рынке железнодорожных грузоперевозок привело к резкому повышению эффективности отрасли.
Именно транспортные компании, а не правительство, руководствуясь требованиями рынка, стали решать, какие маршруты развивать и какие дополнительные услуги предлагать грузовладельцам. Усиление конкуренции на рынке транспортных услуг США подтолкнуло железнодорожных экспедиторов предоставлять качественные услуги по конкурентоспособным ценам [17].
Новая система организации железнодорожного транспорта еще не полностью отменила государственный контроль. Правительству были даны полномочия устанавливать размер максимальных тарифных ставок, а также принимать необходимые меры для поддержания условий для здоровой конкуренции на рынке, в частности, для предотвращения монопольного положения на рынке компании. Кроме того, Департамент наземного транспорта США принял меры для предотвращения вероятности сговора между перевозчиками для коллективного повышения тарифов.
Опыт американских железных дорог демонстрирует, как благодаря дерегулированию тарифов на услуги железнодорожного транспорта, при условии надлежащего государственного лоббирования и контроля, он может вывести отрасль из стагнации в динамичный сектор экономики. Тарифы на транспортные услуги должны, прежде всего, соответствовать требованиям рынка и учитывать возможность свободной конкуренции с другими видами транспорта на конкретном маршруте.
Для многих предприятий железнодорожный транспорт является наиболее подходящим средством доставки грузов с точки зрения логистики. Однако низкое качество транспортных услуг часто является причиной перехода владельца товара к другому виду транспорта, несмотря на более высокие транспортные расходы. Возможным решением проблемы является гибкая тарифная политика, основанная на дифференциации тарифов в зависимости от качества транспортных услуг, предлагаемых клиентам. Использование дифференцированного маркетинга может позволить РЖД повысить свою конкурентоспособность в наиболее прибыльных сегментах, а выручка может быть консолидирована в качестве источников финансирования инвестиционной программы [17].