ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 1640
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Законодательные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога.
Законодательные правовые и нормативные локальные акты – это тип документации, представляющий собой совокупность источников, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности специалиста в системе образования.
Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входит:
Международные:
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
-
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ; -
Конституция РФ; -
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ; -
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; -
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» от 22.10.1999 № 636; -
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 № 2151; -
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»; -
Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»; -
Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательной организации» от 24.12.2001 №29/1886-6; -
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва); -
Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6–7 июня 2002 г., Москва. -
Письмо Министерства образования Российской Федерации № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; -
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; -
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 августа 2000 года N 22-06-862 «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии»; -
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования; -
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 января 2009 года № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»; -
О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1; -
О введении должности психолога в учреждениях образования. -
Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»; -
Письмо об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии; -
Письмо об использовании рабочего времени педагога – психолога образовательного учреждения; -
Приказ об утверждении рабочего времени и времени отдыха педагогических работников; -
Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей. -
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» от 24.06.2015 № 514н; -
Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» от 28.12.2020 № Р-193.
2. Организационная документация педагога-психолога
-
Номенклатура дел педагога-психолога (форма № 1); -
График работы; -
Годовой план работы; -
Ежемесячные планы; -
Еженедельные планы (форма № 2); -
Циклограмма работы (форма № 3 А-Б); -
Журналы учета видов работы: -
Журнал учета индивидуальных занятий с воспитанниками (форма № 4); -
Журнал учета групповых занятий с воспитанниками (форма № 5); -
Журнал учета форм работы с родителями воспитанников (форма № 6); -
Журнал учета форм индивидуальной работы с педагогическими работниками образовательной организации (форма № 7); -
Журнал учета форм групповой работы с педагогическими работниками образовательной организации (форма № 8); -
Паспорт кабинета педагога-психолога (форма № 9); -
Картотека учебно-методического комплекса педагога-психолога (форма № 10); -
Диагностические материалы (по возрастам и видам работы); -
Коррекционно-развивающие материалы и программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов; -
Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ с рекомендациями для воспитателей; -
Статистические отчеты и аналитические справки педагога- психолога о проделанной работе по итогам года (форма № 14).
3. Специальная документация педагога-психолога
Специальная документация – это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
К специальной документации педагога-психолога относятся:
-
Договор образовательной организации с родителем (законным представителем) (форма №13); -
Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития воспитанника и его соматического состояния; -
Карта психологического сопровождения воспитанника – совокупность сведений о возрастном развитии обучающегося, представленных в онтогенетическом аспекте, материалы диагностических исследований и психо-коррекционной работы (форма № 12); -
Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития обучающегося, а также рекомендации для организации образовательного процесса. В психологическом заключении отражаются также показатели когнитивного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития воспитанника (форма № 11 А – Е); -
Выписки из психологических заключений и карт психологического сопровождения воспитанника. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных организаций и субъектов профилактики. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы; -
Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей хода процессуального взаимодействия педагога-психолога с ребенком; -
Протоколы коррекционных занятий, бесед. Оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и т.п.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, карты психологического сопровождения воспитанника и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего пользования (в закрытом шкафу) и может быть предъявлена по запросу органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних и профильных специалистов системы образования в целях защиты прав и интересов ребёнка. Деятельность педагога-психолога осуществляется с учётом этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятым на Всероссийском
съезде практических психологов образования, который проходил в мае 2003 года в городе Москве.
К методическому оснащению работы практического психолога можно отнести два вида инструментария: собственно-психологический инструментарий (методики, программы, и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.).
Методики и программы: вопрос подбора методик для работы педагога-психолога – важный и ответственный момент. В настоящее время не существует какого-либо обязательного набора, или пакета, методик, которыми должен пользоваться психолог. Выбор методических средств зависит от специфики образовательного учреждения, от контингента обучающихся (воспитанников), профессионализма психолога и других факторов. Поэтому при отборе методических средств необходимо ориентироваться, в первую очередь, на принципы отбора методического инструментария и требования к методикам.
Принципы отбора методического инструментария:
-
Разнонаправленность методик, охватывающая все стороны психической жизни человека: психические процессы, состояния, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия и др. -
«Банк» методик должен включать методики для разных возрастных групп, дающие возможность проведения глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации; включающие комплекс различных показателей в их динамике, дающие возможность регистрации актуальных состояний и возможность построения прогноза, определения «зона ближайшего развития». -
Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования. -
Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.
Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.
Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога ГБДОУ детский сад № 4 Жуковой Анны Владимировны
1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду»;
2. Ануфриев А. С.»Как преодолеть трудности в обучении детей»;
3. Алябьева Е. А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет (игровые технологии);
4. Вайнер М. Э. «игровые технологии коррекции поведения»;
5. Ежова Н. Н. «Рабочая книга практического психолога»;
6. Истратова О. Н. «Справочник по групповой психокоррекции»;
7. Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» (коррекционно-развивающая программа);
8. Кузнецова С. В. Система работы с узкими специалистами;
9. Ковалёва Е «Готовим ребёнка к школе»;
10. Микляева Н. В. «Работапедагога-психолога в ДОУ»;
11. Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 6-7 лет»;
12. Немов Р. С. «Психология»;
13. Парамонова Л. Г. «Тесты»Готов ли ваш ребёнок к школе»;
14. Райгородский Д. Я. «Практическая психодиагностика»;
15. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»;
16. Севоастьянова Е. О. «Дружная семейка» (программа адаптации детей к ДОУ);
17. Семенака С. И. «Уроки добра» (коррекционно0развивающая программа для детей 5-7 лет);
18. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, переживать»(коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет;
19. Смирнова Е. О. «Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция»;
20. Урунтаева Г. А. «Практикум по дошкольной психологии»;
21. Шорохова О. А. «Играем в сказку» (сказкотерапия);
22. Широкова Г. А. «Практикум для детского психолога»;
23. Щипицына Л. М.»Азбука общения».
1. Рабочая программа педагога-психолога по разделу«Готовность детей к школе» 2008г
2. Рабочая программа «Профилактика эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием алгоритмов ТРИЗ) 2009г.
3. Рабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях реализации ФГО ДО»
4. Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста;
5. Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Анализ открытого занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Страна добрых слов»
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие проводилось с детьми старшей группы.
На занятии присутствовало 16 детей: девочки и мальчика.
Цель: развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации через развитие эмоциональной сферы детей, создавая эмоционально – радостное настроение.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок», закрепить вежливые слова;
2. Обучить выполнению движений по образцу;
3. Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
4. Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.
Развивающие:
1. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом;
2. Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь;
3. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве;
4. Развивать коммуникативные навыки детей;
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться;
2. Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение позаботиться о нем.
При планировании занятия учитывались возрастные особенности детей, выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, также проведена беседа с детьми о хороших поступках, значении их в жизни человека.
Структура занятия выстроена таким образом, что дети полностью погружаются в «путешествие», а время для них пролетает быстро и увлекательно. Каждый этап занятия сопровождался музыкальным и наглядным сопровождением (использовался проектор с подобранными по смыслу иллюстрациями).
В начале занятия для сплочения группы и поднятия эмоционального настроя использовалось упражнение «Клубочек».
Для привлечения интереса к занятию и формирования чувства эмпатии был предложен сюжетный момент с исчезновением «сундучка» и предложением отыскать его всем вместе.