Файл: Педагогическая практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1640

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


1. Законодательные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога.

Законодательные правовые и нормативные локальные акты – это тип документации, представляющий собой совокупность источников, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности специалиста в системе образования.

Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входит:

Международные:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» от 22.10.1999 № 636;

  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 № 2151;

  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

  • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательной организации» от 24.12.2001 №29/1886-6;

  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);

  • Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6–7 июня 2002 г., Москва.

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 августа 2000 года N 22-06-862 «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии»;

  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 января 2009 года № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»;

  • О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1;

  • О введении должности психолога в учреждениях образования.

  • Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;

  • Письмо об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии;

  • Письмо об использовании рабочего времени педагога – психолога образовательного учреждения;

  • Приказ об утверждении рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;

  • Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» от 24.06.2015 № 514н;

  • Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» от 28.12.2020 № Р-193.


2. Организационная документация педагога-психолога

  • Номенклатура дел педагога-психолога (форма № 1);

  • График работы;

  • Годовой план работы;

  • Ежемесячные планы;

  • Еженедельные планы (форма № 2);

  • Циклограмма работы (форма № 3 А-Б);

  • Журналы учета видов работы:

  • Журнал учета индивидуальных занятий с воспитанниками (форма № 4);

  • Журнал учета групповых занятий с воспитанниками (форма № 5);

  • Журнал учета форм работы с родителями воспитанников (форма № 6);

  • Журнал учета форм индивидуальной работы с педагогическими работниками образовательной организации (форма № 7);

  • Журнал учета форм групповой работы с педагогическими работниками образовательной организации (форма № 8);

  • Паспорт кабинета педагога-психолога (форма № 9);

  • Картотека учебно-методического комплекса педагога-психолога (форма № 10);

  • Диагностические материалы (по возрастам и видам работы);

  • Коррекционно-развивающие материалы и программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов;

  • Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ с рекомендациями для воспитателей;

  • Статистические отчеты и аналитические справки педагога- психолога о проделанной работе по итогам года (форма № 14).

3. Специальная документация педагога-психолога

Специальная документация – это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

К специальной документации педагога-психолога относятся:

  1. Договор образовательной организации с родителем (законным представителем) (форма №13);

  2. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития воспитанника и его соматического состояния;

  3. Карта психологического сопровождения воспитанника – совокупность сведений о возрастном развитии обучающегося, представленных в онтогенетическом аспекте, материалы диагностических исследований и психо-коррекционной работы (форма № 12);

  4. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития обучающегося, а также рекомендации для организации образовательного процесса. В психологическом заключении отражаются также показатели когнитивного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития воспитанника (форма № 11 А – Е);

  5. Выписки из психологических заключений и карт психологического сопровождения воспитанника. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных организаций и субъектов профилактики. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;

  6. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей хода процессуального взаимодействия педагога-психолога с ребенком;

  7. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и т.п.


Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, карты психологического сопровождения воспитанника и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего пользования (в закрытом шкафу) и может быть предъявлена по запросу органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних и профильных специалистов системы образования в целях защиты прав и интересов ребёнка. Деятельность педагога-психолога осуществляется с учётом этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятым на Всероссийском

съезде практических психологов образования, который проходил в мае 2003 года в городе Москве.

К методическому оснащению работы практического психолога можно отнести два вида инструментария: собственно-психологический инструментарий (методики, программы, и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.).

Методики и программы: вопрос подбора методик для работы педагога-психолога – важный и ответственный момент. В настоящее время не существует какого-либо обязательного набора, или пакета, методик, которыми должен пользоваться психолог. Выбор методических средств зависит от специфики образовательного учреждения, от контингента обучающихся (воспитанников), профессионализма психолога и других факторов. Поэтому при отборе методических средств необходимо ориентироваться, в первую очередь, на принципы отбора методического инструментария и требования к методикам.

Принципы отбора методического инструментария:

  • Разнонаправленность методик, охватывающая все стороны психической жизни человека: психические процессы, состояния, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия и др.

  • «Банк» методик должен включать методики для разных возрастных групп, дающие возможность проведения глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации; включающие комплекс различных показателей в их динамике, дающие возможность регистрации актуальных состояний и возможность построения прогноза, определения «зона ближайшего развития».

  • Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.

  • Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.


Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога ГБДОУ детский сад № 4 Жуковой Анны Владимировны

1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду»;

2. Ануфриев А. С.»Как преодолеть трудности в обучении детей»;

3. Алябьева Е. А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет (игровые технологии);

4. Вайнер М. Э. «игровые технологии коррекции поведения»;

5. Ежова Н. Н. «Рабочая книга практического психолога»;

6. Истратова О. Н. «Справочник по групповой психокоррекции»;

7. Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» (коррекционно-развивающая программа);

8. Кузнецова С. В. Система работы с узкими специалистами;

9. Ковалёва Е «Готовим ребёнка к школе»;

10. Микляева Н. В. «Работапедагога-психолога в ДОУ»;

11. Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 6-7 лет»;

12. Немов Р. С. «Психология»;

13. Парамонова Л. Г. «Тесты»Готов ли ваш ребёнок к школе»;

14. Райгородский Д. Я. «Практическая психодиагностика»;

15. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»;

16. Севоастьянова Е. О. «Дружная семейка» (программа адаптации детей к ДОУ);

17. Семенака С. И. «Уроки добра» (коррекционно0развивающая программа для детей 5-7 лет);

18. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, переживать»(коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет;

19. Смирнова Е. О. «Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция»;

20. Урунтаева Г. А. «Практикум по дошкольной психологии»;

21. Шорохова О. А. «Играем в сказку» (сказкотерапия);

22. Широкова Г. А. «Практикум для детского психолога»;

23. Щипицына Л. М.»Азбука общения».

1. Рабочая программа педагога-психолога по разделу«Готовность детей к школе» 2008г

2. Рабочая программа «Профилактика эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием алгоритмов ТРИЗ) 2009г.

3. Рабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях реализации ФГО ДО»

4. Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста;


5. Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Анализ открытого занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Страна добрых слов»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие проводилось с детьми старшей группы.

На занятии присутствовало 16 детей: девочки и мальчика.

Цель: развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации через развитие эмоциональной сферы детей, создавая эмоционально – радостное настроение.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок», закрепить вежливые слова;

2. Обучить выполнению движений по образцу;

3. Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;

4. Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.

Развивающие:

1. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом;

2. Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь;

3. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве;

4. Развивать коммуникативные навыки детей;

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться;

2. Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение позаботиться о нем.

При планировании занятия учитывались возрастные особенности детей, выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, также проведена беседа с детьми о хороших поступках, значении их в жизни человека.

Структура занятия выстроена таким образом, что дети полностью погружаются в «путешествие», а время для них пролетает быстро и увлекательно. Каждый этап занятия сопровождался музыкальным и наглядным сопровождением (использовался проектор с подобранными по смыслу иллюстрациями).

В начале занятия для сплочения группы и поднятия эмоционального настроя использовалось упражнение «Клубочек».

Для привлечения интереса к занятию и формирования чувства эмпатии был предложен сюжетный момент с исчезновением «сундучка» и предложением отыскать его всем вместе.