Файл: Педагогическая практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1644

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕМА: «ДОБРОТА»
Цель: обогащение социального опыта детей, их межличностного взаимодействия с другими людьми. Снижение эмоционального напряжения в контактах.

Задачи разных образовательных областей.

  • Обучающие. Учить использовать различные изобразительные материалы при выполнении учебно-игровых заданий. Закреплять навыки четкой речи.

  • Развивающие. Развивать инициативу детей, желание быть добрым, побуждать нестандартно мыслить. Закреплять умение дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их. Активизировать познавательные процессы.

  • Воспитательные. Формировать моральные представления, воспи­тывать нравственные формы поведения, заботливое отношение к окружающим людям и природе.

- Оздоровительные. Учить экспресс - приемам снятия статического напряжения, упражнять мышцы спины для профилактики сколиоза. Снятие состояния эмоционального дис­комфорта. Закреплять умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Предпосылки учебной деятельности:

- формировать умение последовательно выполнять задания педагога;

- упражнять в ориентировке в изображениях на листе бумаги;

- закреплять приемы и навыки работы с разными изобразительными материалами.

Оборудование для педагога: крупные кленовые листья (можно из бумаги или картона), на которых расписано проведение игр и заданий, кувшин с напитком из отвара шиповника с медом и одноразовые стаканчики для фитотерапии; музыкальный центр, аудиозаписи различной музыки для танца и фона в других видах деятельности.

Оборудование для детей: шапочка-собачка; балерины в юбках из опавших листьев по количеству детей; бумага разной фактуры, цвета и размера, разнообразные изобразительные материалы для рисуночной терапии; ковровые подушки.


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей


Вводный

(мотивационный)


Приветствие. Выпол­нение группового правила и обмен пережива­ниями.
Ауторелаксация «Мысленная картинка» с заданием представить что-то доброе.
Телесная терапия «Собачка хочет ласки».
Игровая мотивация.

Психолог обращает внимание детей на букет осенних листьев в вазе и читает стихотворение «Листопад»

Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

Е.Благинина



- Дети стоят в кругу, держатся за руки, устанавливают правила на данное занятие, обмениваются чувствами от участия в нем.
- Дети представляют что-то доброе, пытаются мимикой это передать, вербализируют.
- Дети по очереди «превращаются» в собачек (передается по кругу шапочка собачки), которым очень хочется, чтобы их погладили. Ре­бенок - «собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Дети гладят его, говорят одобряющие ласковые слова.
- Дети любуются листьями, подбирают для них красивые эпитеты, соотносят себя с каким-либо листочком, составляют высказывание эмпатийного характера.

Если позволит время занятия, можно прочитать детям, какие чувства и образы вызывает листопад у поэта.

Над моею головою
Листопад шуршит листвою.
Ветер кружит вереницы
Листьев. Эти листья — птицы.
Листья-птицы медлят, зная,
Ждёт внизу их жизнь земная.
Листья-лисы, Листья-мыши
Заползают в норы, в ниши.
Мокнет голый клён вдали,
В лужах — листья-корабли.

С.Островский



Основной (деятельностный)


«Прилетает» крупный кленовый лист, на котором записано задание.

Моделирование «Оживи стихотворение».

«Добрый человек»

Р. Сеф

Столяр гулял в густом лесу

Среди больших стволов.

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много тут столов.

Охотник зайцев пострелял

Пять штук за шесть минут.

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много зайцев тут.

Шел утром добрый человек,

Стряхнув с ветвей росу

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как хорошо в лесу.
Психолог по частям перечитывает стихотворение и просит детей точно отобразить позу и мимику того человека, о котором идет речь.
«Прилетает» очередной лист, на котором записаны задания.

Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявле­ниям сочувствия, сопереживания по отношению к сверст­никам.

Этюд «Впереди всех»

Психолог читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять»

Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — с Галей. Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар. А Маша осталась одна и спросила:

- А я с кем пойду?

Толя сказал:

- Возьми Мишку косолапого!

Маша взяла Мишку. Вот и пара.

- Эта пара лучшая, - сказал Толя. - Она пойдет впереди всех.
Проигрывание ситуаций.

Примеры ситуаций.

— Дети из группы играют винтересную игру. А ты опоз­дал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы дети и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

— Тебе очень хочется поиграть такой игрушкой, как у одного из детей. Попроси ее.

— На прогулке ты увидел, что двое мальчиков сейчас начнут драться. Твои действия?

«Прилетают» листики-балерины и приглашают детей танцевать.

Для усиления танцевальной мотивации обратить внимание детей на иллюстрации того, как художники воспринимают листопад. Вспомнить, с кем сравнивали опадающие листья поэты.

Упражнение «Танец».

Использование выразительных движений в воспи­тании эмоций и высших чувств.

В качестве предлагаемых тем для танца выступают чув­ства. При выполнении танцевальных движений детям предлагаются упражнения на концентрацию и релаксацию, профилактику сколиоза, координацию.
Рисуночная терапия (10 минут)

Детям предлагается начать изображать цветок доброты на большом кленовом листе из бумаги в любой известной им технике.

После рисования обязательно обратить внимание детей на то, что все по-разному выполняли единое задание, но цветы действительно вызывают радостные добрые чувства.

Во время рисования определить детей, которым возможно нужна помощь психолога. Для уточнения предположений провести в последующие дни дополнительную индивидуальную диагностику.


- Дети рассаживаются кругом на подушках, при этом мальчики уступают место девочкам.

Дети в ходе краткой беседы отвечают на вопросы:

- Кто из людей, о которых рассказано в стихотворении вам понравился больше всего? Почему?

- Кого можно назвать добрым? Почему?

- Кто из них злой? Почему?

Дети отрабатывают выразительность движений и мимики; регулируют свое поведение в коллективе.

Дети после чтения отвечают на вопросы.

- Какое качество про­явилось у Толи?

- Хорошо ли он поступил?

- А что еще можно было предложить в подобной ситуации?

- Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыг­рывания дети меняются ролями с партнером, то есть ра­зыгрывают роли своего партнера. Затем ведущий предла­гает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми.

Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты отве­тов. Для проигрывания ситуаций можно брать вымышлен­ные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни.

- Дети в парах или поодиночке выполняют под музыку разного характера следующие задания: станцуй радость, доброту, счастье, жалость.
- Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, рассаживаются за столы и по сигналу начинают рисовать цветок. Через 2-3 минуты подается сигнал, и каждый из участников передает свой лист сидящему справа от него ребенку, который продолжит начатый рисунок. Листы с рисунками передаются несколько раз, пока не вернутся к тем, кто их начинал.

Беседа с детьми о том, каким был их первоначальный замысел, как шло его изменение, какая красота получилась в результате.


Заключительный (рефлексивный)


Подведение итогов.

Что вам запомнилось из нашего занятия и что вы захотите повторить сами дома?

Покажите с помощью жестов ваше настроение после занятия.

Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай доброту по кругу».




- Дети делятся впечатлениями от занятия, выполняют упражнение и поясняют вербально, какое настроение они изображали.
- Дети упражняются в «добрых» улыбках.






4. САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ


Для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста была выбрана подгрупповая форма организации занятия.

Количество детей -4 человека.

Тема развивающего занятия «Наши эмоции». Для привлечения внимания детей к предлагаемой деятельности, вид занятия был определѐна в виде игры как ведущей деятельности детей дошкольного возврата.

Время реализации занятия соответствовало СанПин.

Мною была определена цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей об эмоциях людей (грусть, злость, радость);

  2. Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей;

  3. Развивать чувства эмпатии (умение сочувствовать и сопереживать);

  4. Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля в эмоциональной сфере;

  5. Воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.

Образовательная область: Социально-коммуникативная в интеграции с речевой, физической областью

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов, способны делать выводы, анализировать. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания. Поэтому, при планировании занятия, мною были учтены возрастные индивидуальные и психофизические особенности детей 5-6 лет.

Занятие включало в себя несколько этапов: организационный, основной, заключительный. Эти этапы были логически выстроены и объединены одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки.

На этапе предварительной работы были использованы: чтение стихотворения и проведена коммуникативная игра «Здравствуй, друг», что позволило создать психологически непринуждѐнную атмосферу, а также направлено на привлечение внимание детей с помощью коммуникативной игры, сопровождая действия художественным словом.

На мотивационно-побудительном этапе мною было осуществлено знакомство детей с лэпбуком: «Наши эмоции».

На 3 этапе-организационно-поисковая деятельности детям были предложены варианты помощи грустному человеку, затем рассматривались картинки с другими вариантами помощи, дети высказывали свои ассоциации, осуществляли работу с лэпбуком.


Проводились игры: «Салют», «Угадай эмоцию героев мультфильма». Если дети затруднялись отвечать, то предлагалось обратить внимание на слайд, где изображены картинки-подсказки, а также был продемонстрирован видеоролик «Когда я радуюсь?».

С целью физкультминутки было проведено релаксационное управжнение «На пляже».

4 этап-рефлексивно-коррегирующая деятельность: состоял из вопрос для уточнения эмоций детей на протяжении всего занятия. С целью работы с гостями занятия дети подобрали картинки, которые по их мнению похожи на радость, наклеивая на картинку смайлик с эмоцией радости, дарили гостям.

Завершалось занятие прощаньем, где дети встали в круг и улыбнулись друг другу и гостям.

Я считаю, что содержание занятия, использованные методы и приѐмы, формы организаций и чередование разнообразных видов деятельности позволили обеспечить активность, высокую работоспособность удерживать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач. Затруднения в ходе проведения занятия не выявлены по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизическим особенностям детей.

Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности.

Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.

Самоанализ занятия для детей старшего дошкольного возраста «Доброта»

Для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста была выбрана подгрупповая форма организации занятия.

Тема: «Доброта»

Цель: обогащение социального опыта детей, их межличностного взаимодействия с другими людьми. Снижение эмоционального напряжения в контактах.

Задачи разных образовательных областей.

  1. Обучающие: учить использовать различные изобразительные материалы при выполнении учебно-игровых заданий. Закреплять навыки четкой речи.

  2. Развивающие: развивать инициативу детей, желание быть добрым, побуждать нестандартно мыслить. Закреплять умение дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их. Активизировать познавательные процессы.

  3. Воспитательные: формировать моральные представления, воспи¬тывать нравственные формы поведения, заботливое отношение к окружающим людям и природе.

  4. Оздоровительные: учить экспресс - приемам снятия статического напряжения, упражнять мышцы спины для профилактики сколиоза. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Закреплять умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.


Вводный (мотивационный) этап состоял из приветствия, который включал в себя выпол­нение группового правила и обмена пережива­ниями. Проведение ауторелаксация «Мысленная картинка» с заданием представить что-то доброе, и телесная терапия «Собачка хочет ласки». А также использовалася игровая мотивация совместно с наглядным методом: демонстрация букета осенних листьев в вазе с чтением стихотворение «Листопад».

Основной (деятельностный) этап: Моделирование «Оживи стихотворение». С целью развития социальных эмоций, обучения проявле­ниям сочувствия, сопереживания по отношению к сверст­никам. В ходе беседы задавались детям дополнительные вопросы экологической направленности типа «Из чего кроме дерева можно сделать мебель?». Применялся этюд «Впереди всех», проигрывание ситуаций, в которых каждому необходимо было изобразить самого себя. После разыг­рывания дети менялись ролями с партнером, то есть ра­зыгрывают роли своего партнера. У детей возникали трудности при работе с парами, поэтому необходимо было подходить к каждой паре и контролировать, поддерживать каждого.

Упражнение «Танец» выполнялось и в парах, и по поодиночке, выполняя под музыку разного характера следующие задания: станцуй радость, доброту, счастье, жалость. Здесь я выступала образцом и примером для повторения движения.

Рисуночная терапия не вызвало трудностей в выполнении для детей, так как такая работа с детьми проводиться часто и педагогом-психологом и воспитателем группы.

Заключительный (рефлексивный) этап заключался в подведении итогов, каждый участник ответил на вопрос: «Что вам запомнилось из нашего занятия и что вы захотите повторить сами дома?». Дети охотно делились впечатлениями от занятия, выполняли упражнение «Поделись улыбкою своей и передай доброту по кругу», поясняя вербально, какое настроение они изображали.

Я считаю, что содержание занятия, использованные методы и приѐмы, формы организаций и чередование разнообразных видов деятельности позволили обеспечить активность, высокую работоспособность удерживать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач. Затруднения в ходе проведения занятия не выявлены по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизическим особенностям детей.