Файл: Практическое задание 2 Расчет цилиндрической передачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Используя все найденные параметры, определяется межосевое расстояние:
Принимаем
2.2. Проектирование передачи
1. Ориентировочно значение модуля при проектировочном расчете зубчатых передач можно принять, мм:
m = (0,01...0,02)aw=1,25…2,5 мм (2.11)
По ГОСТ 9563-80 принимают стандартный нормальный модуль: .
2. Определяется суммарное число зубьев и число зубьев шестерни и колеса:
– предварительно принимают угол наклона зубьев и определяют суммарное zC число зубьев шестерни z1 и колеса z2:
; (2.13)
; (2.14)
– полученные значения чисел зубьев округляем до целого числа:
z2 = zС –z1. (2.15)
3. Определяются действительное передаточное число и его погрешность:
. (2.16)
Погрешность передаточного числа не должна превышать 3 %.
4. Уточняем значение угла :
, (2.17)
(2.18)
Значение угла наклона зубьев необходимо вычисляем с точностью до секунд.
5. Далее определяем основные размеры шестерни и колеса.
Делительные диаметры шестерни и колеса:
6. Проверку полученных диаметров можно провести с помощью формулы
. (2.20)
7. Диаметры вершин зубьев определяются по формуле:
, ; (2.21)
Диаметры впадин:
, , (2.22)
где x – коэффициент смещения, мм.
8. Ширина колеса определяется по формуле, мм:
. (2.23)
Полученное значение ширины колеса округляем до нормального линейного размера,
9. Ширина шестерни определяется по формуле, мм:
b1 = b2 + (5...10). (2.24)
b1 = 40 + (5…10) = 45…50 мм.
Полученное значение ширины округляем до нормального линейного размера b1 = 46 мм.
10. Определим окружную скорость зубчатых колес по формуле, м/с:
. (2.25)
11. По окружной скорости колес с учетом рекомендации табл. 2.6 назначаем 9-ю степень точности зубчатых колес.
2.3. Проверочный расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев
А. Определение расчетного контактного напряжения
Контактная выносливость устанавливается сопоставлением, действующим в полюсе зацепления расчетного и допускаемого контактного напряжений:
, (2.26)
где KH – коэффициент нагрузки;
– контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1.
Контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:
, (2.27)
где «+» – для наружного зацепления, «–» – для внутреннего зацепления;
– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес. Для стали при модуле упругости = 190;
– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, определяют по табл. 2.7,
– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
FtH – окружная сила на делительном цилиндре, Н;
– рабочая ширина венца зубчатой передачи (b2), мм;
d1 – делительный диаметр шестерни, мм.
Коэффициент , учитывающий суммарную длину контактных линий, определяется следующим образом:
при ;
при ; (2.28)
при ,
где – коэффициент торцевого перекрытия:
– коэффициент осевого перекрытия:
. (2.29)
Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле
, (2.30)
где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;
– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент нагрузки определяют по зависимости
, (2.31)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (табл. 2.8), ;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, ;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба, ;
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от параметра , схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев по графику (определялся ранее по рис. 2.4).
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле:
, (2.32)
где
– удельная окружная динамическая сила, Н/мм;
– окружная скорость на делительном цилиндре, м/с.
Коэффициент , учитывающий влияние вида зубчатой передачи, модификации профиля головок зубьев, определяется по табл. 2.10,
Коэффициент g0, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11, .
Полученное значение не должно превышать предельного значения , приведенного в табл. 2.12.
Контактное напряжение в полюсе зацепления, МПа:
,
Условие выполняется.
Б. Допускаемые контактные напряжения в проверочном расчете
Допускаемые контактные напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса, МПа:
. (2.33)
Нахождение значений, входящих в формулу 2.33, рассмотрено при проектировочном расчете за исключением нижеприведенных коэффициентов.
Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, определяется по тому из сопряженных колес, зубья которого имеют более грубые поверхности, т. е. в зависимости от параметра шероховатости поверхности (табл. 2.13).
Коэффициент , учитывающий окружную скорость, определяют по графику (рис. 2.7). При окружной скорости до 5 м/с