Файл: Практическое задание 2 Расчет цилиндрической передачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= 1.
Коэффициент , учитывающий влияние смазки, при отсутствии экспериментальных данных, принимаем .
Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, в общем случае определяется по кривой, приведенной на рис 2.8. При d < 700 мм следует принимать .
В качестве допускаемого контактного напряжения принимают:
– для косозубых передач
, (2.34)
при этом должно выполняться условие:
При действии максимальной нагрузки наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение не должно превышать допускаемого :
. (2.35)
Напряжение определяют по формуле,
, (2.36)
где – коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (табл. 2.14), .
Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя
, зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба.
Для зубчатых колес, подвергнутых нормализации, улучшению или объемной закалке с низким отпуском, принимают:
; (2.37)
Условие выполняется.
Расчетом определяют напряжение в опасном сечении на переходной поверхности зуба для каждого зубчатого колеса.
Расчет необходим для предотвращения усталостного излома зубьев. Устанавливается сопоставлением расчетного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения:
. (2.40)
Расчетное напряжение при изгибе определяют по формуле
, (2.41)
где – окружная сила на делительном цилиндре, Н;
– рабочая ширина зацепления зубчатой передачи, мм;
m – нормальный модуль, мм;
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;
– коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба;
– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
– коэффициент нагрузки.
Коэффициент , учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяют по формуле:
(2.43)
где ;
x– коэффициент смещения, мм.
Коэффициент , учитывающий влияние угла наклона зубьев, определяется по формуле
где значение угла подставляется в формулу в градусах;
– коэффициент осевого перекрытия, который определяется по формуле:
где – осевой шаг:
Коэффициент , учитывающий перекрытие зубьев, для косозубых передач определяют по формулам:
где – коэффициент торцевого перекрытия.
Полученное значение коэффициента должно находиться в пределах:
.
Условие выполняется.
Коэффициент нагрузки определяют по формуле
(2.47)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в циклограмме нагружения), – по табл. 2.8, ;
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле
. (2.48)
Все величины, входящие в формулу 2.48, найдены ранее, кроме F – удельной окружной динамической силы (Н/мм), которая может быть найдена по следующей зависимости:
, (2.49)
где – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев (для косозубых и шевронных передач ; для прямозубых передач с модификацией головки ; для прямозубых передач без модификации головки );
– коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11 в зависимости от степени точности по нормам плавности и модуля зацепления,
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, определяется по графику, представленному на рис. 2.9, в зависимости от коэффициента и отношения . Более точно коэффициент может быть определен по ГОСТ 21354–87,
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями
, определяется в зависимости от значения :
(2.50)
Если условие (2.41) выполняется, то коэффициент ; если не выполняется, то определяется по следующей формуле:
, (2.51)
где n – степень точности по нормам контакта. Если n 9, то принимаем n = 9,
аналогично при n 5, принимаем n = 5;
– коэффициент торцового перекрытия.
Между допускаемым напряжением и пределом выносливости существует следующая взаимосвязь:
, (2.52)
где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;
– коэффициент запаса прочности;
– коэффициент долговечности;
– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;
– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности (выбираем в зависимости от вида обработки по табл. 2.13);
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Коэффициент запаса прочности определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки и вероятности неразрушения по таблицам прил. 1.
Коэффициент , учитывающий влияние смазки, при отсутствии экспериментальных данных, принимаем .
Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, в общем случае определяется по кривой, приведенной на рис 2.8. При d < 700 мм следует принимать .
В качестве допускаемого контактного напряжения принимают:
– для косозубых передач
, (2.34)
при этом должно выполняться условие:
2.4. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки
При действии максимальной нагрузки наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение не должно превышать допускаемого :
. (2.35)
Напряжение определяют по формуле,
, (2.36)
где – коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (табл. 2.14), .
Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя
, зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба.
Для зубчатых колес, подвергнутых нормализации, улучшению или объемной закалке с низким отпуском, принимают:
; (2.37)
Условие выполняется.
2.5. Расчет зубьев на выносливость при изгибе
А. Определение расчетного изгибного напряжения
Расчетом определяют напряжение в опасном сечении на переходной поверхности зуба для каждого зубчатого колеса.
Расчет необходим для предотвращения усталостного излома зубьев. Устанавливается сопоставлением расчетного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения:
. (2.40)
Расчетное напряжение при изгибе определяют по формуле
, (2.41)
где – окружная сила на делительном цилиндре, Н;
– рабочая ширина зацепления зубчатой передачи, мм;
m – нормальный модуль, мм;
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;
– коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба;
– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
– коэффициент нагрузки.
Коэффициент , учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяют по формуле:
(2.43)
где ;
x– коэффициент смещения, мм.
Коэффициент , учитывающий влияние угла наклона зубьев, определяется по формуле
где значение угла подставляется в формулу в градусах;
– коэффициент осевого перекрытия, который определяется по формуле:
где – осевой шаг:
Коэффициент , учитывающий перекрытие зубьев, для косозубых передач определяют по формулам:
где – коэффициент торцевого перекрытия.
Полученное значение коэффициента должно находиться в пределах:
.
Условие выполняется.
Коэффициент нагрузки определяют по формуле
(2.47)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в циклограмме нагружения), – по табл. 2.8, ;
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле
. (2.48)
Все величины, входящие в формулу 2.48, найдены ранее, кроме F – удельной окружной динамической силы (Н/мм), которая может быть найдена по следующей зависимости:
, (2.49)
где – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев (для косозубых и шевронных передач ; для прямозубых передач с модификацией головки ; для прямозубых передач без модификации головки );
– коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11 в зависимости от степени точности по нормам плавности и модуля зацепления,
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, определяется по графику, представленному на рис. 2.9, в зависимости от коэффициента и отношения . Более точно коэффициент может быть определен по ГОСТ 21354–87,
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями
, определяется в зависимости от значения :
(2.50)
Если условие (2.41) выполняется, то коэффициент ; если не выполняется, то определяется по следующей формуле:
, (2.51)
где n – степень точности по нормам контакта. Если n 9, то принимаем n = 9,
аналогично при n 5, принимаем n = 5;
– коэффициент торцового перекрытия.
Б. Допускаемые напряжения в проверочном расчете на изгиб
Между допускаемым напряжением и пределом выносливости существует следующая взаимосвязь:
, (2.52)
где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;
– коэффициент запаса прочности;
– коэффициент долговечности;
– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;
– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности (выбираем в зависимости от вида обработки по табл. 2.13);
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Коэффициент запаса прочности определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки и вероятности неразрушения по таблицам прил. 1.