Файл: Введение Глава Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важным новшеством, внесенным Императрицей Екатериной II стало и то, что государственное обеспечение пенсиями стало распространяться также на тех служащих, которые по истечении определенного срока выслуги оставили службу.
Стоит отметить, что на момент окончания эпохи правления Императрицы Екатерины II в общей сложности объемы денежных средств 300 000 рублей стали выделяться на то, чтобы обеспечивать надлежащее пенсионное содержание отставным служащим. При этом стоит также отметить и то обстоятельство, что в те времена количество государственных служащих в нашей стране постоянно росло, ввиду чего выделяемые объемы содержания становились недостаточными для того, чтобы удовлетворить наличествующие потребности всех чиновников.
Ввиду изложенного, следующие преобразования касающиеся государственного пенсионного обеспечения России выпадают на времена правления Императора Павла I, который своими действиями решил увеличить объемы денежных средств, выделяемых из государственного бюджета России на нужды чиновников, а именно стало выделяться 360 000 рублей для нужд военных чиновников, на нужды морских служащих теперь выделялось 75 000 рублей, а на нужды служащих, относящихся к категории граждаенских – 120 000 рублей.
Таким образом, в период правления данного Императора, размеры выплат из бюджета на нужны чиновников стали в общей сложности составлять 555 000 рублей в год.
Стоит отметить, что к концу эпохи правления Императора Павла I в нашей стране расходы из бюджета на пенсии стали составлять 750 000 рублей каждый год.
Следующим этапом развития государственного правового регулирования в области пенсионного обеспечения людей является период царствования Александра I, за время которого у нас в стране вышло значительно количество законодательных актов, которые регулировали вопросы пенсионного обеспечения для чиновников, занятых в таких сферах деятельности как леса, таможня, медицина, образование, а также для чиновников, проходящих службу на территории Сибири.
Подобную ситуацию, безусловно следует рассматривать как положительное явление, так как свидетельствует о существенном развитии государственного правового обеспечения на тот исторический момент жизни нашей страны.
Вместе с тем, подобные меры госрегулирования привели к тому, что расходы стали несоответсвовать наличествующим государственным средствам, а к 1820 году эти объемы выделяемых ресурсов стали достигать 7 500 000 рублей в год.
Ситуация усугублялась также и тем, что на тот момент существовал значительный перечень различных государственных документов, которыми устанавливались требования по пенсионному обеспечению чиновников различных служб.
Все указанные обстоятельства в конечном итоге стали предвестьем к тому, что в нашей стране было решено разработать единый закон, который регулировал бы во всей России все пенсионные выплаты для государственных служащих, работающих во всевозможных отраслях жизни страны: военные, гражданские, морские, сфера образования, медицины, таможенного регулирования.
Итогом всего этого стало принятие 24.11.1827 Устава о пенсиях и единовременных пособиях, которое можно рассматривать как первую в истории отечественного государственного пенсионного регулирования полноценную пенсионную реформу.
Вновь принятый документ являлся всероссийским законодательным актом, регулирующим всесторонне вопросы предоставления пенсионного обеспечения служащим различного рода деятельности. Его действие началось в нашей стране с 01.01.1828.
Следующим этапом реформирования государственного пенсионного обеспечения следует рассматривать 1853 год, когда произошла новая реформа, направленная на повышение рационализации действующих на тот момент норм права, которые в нашей стране регулировали пенсионное обеспечение служащих.
Так как данная реформа касалась рационализации действующих на тот момент норм, каких-то кардинальных изменений в государственном пенсионном регулировании в тот момент не возникло.
Следующее значительное преобразование отечественной системы пенсионного обеспечения наблюдается в конце 19 века, оно было связано с тем, что в нашей стране появились пенсионные кассы страхового типа.
Стоит отметить, что первоначально идея о том, что следует в регулировании пенсионного обеспечения использовать метод страхования рисков принадлежит канцлеру Бисмарку, однако в нашей стране в тот исторический период данный подход стал весьма популярным и соответствующая идея получила свое воплощение в жизнь и стала широко применяться.
Стали издаваться специальные законы и подзаконные акты, на основании них стали издаваться ведомственные документы, в порядке, установленном которыми у нас в стране стали появляться пенсионные кассы.
Вместе с тем, появление пенсионных касс на тот момент не стало единственным новым инструментом, посредством которого в нашей стране совершенствовалось государственное пенсионное руглирование.
Стоит сказать, что именно тогда руководство нашей страны предпринимало меры, направленные на совершенствование пенсионного обеспечения не только для служащих, но и для людей, являющихся представителями рабочего класса.
Так, в 1901 году увидели свет Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность.
В 1903 году у нас в стране был принят закон, который предусматривал, что те рабочие, которые на работе получили повреждения, могли получать вознаграждения.
Этот закон предусматривал предоставление пострадавшим рабочим денежных сумм, и по сути своей тем самым вводил повышенную социальную ответственность предпринимателей перед рабочим классом, так как предприниматели теперь должны были предоставлять материальное обеспечением тем людям, которые у них работали и на работе получили увечья. Скажем также, что выплаты, которые в подобных ситуациях предприниматели должны были предоставлять пострадавшим рабочим в тот момент именовались также пенсиями.
Следующее, что нужно сказать при изучении история развития пенсионной реформы нашей страны это то, в 1912 году стало явным, что все пенсионные кассы должны быть объединены в единую систему, подобная организация по сути своей стала бы на тот момент завершающим этапом формирования целой системы государственного пенсионного обеспечения, функционирующей под единым началом.
Стоит отметить, что возникновению подобной ситуации способствовало и то, что в нашей стране принималось достаточно большое количество актов распорядительного характера а также законодательных актов, которые были направлены на урегулирование на высшем государственном уровне вопросов соцстрахования населения.
Примером является закон «О страховании от несчастных случаев», который по сути своей вводил не имеющую скорее гражданско-правовые начала ответственность предпринимателя перед рабочим, а именно страхованию людей со стороны государства.
Однако, завершению формирования государственной системы пенсионного обеспечения у нас в стране не суждено было наступить, так как в революцией 1917 года фактически развитие государственного пенсионного обеспечения было завершено.
Соответственно, после свержения царского режима, новое Советское правительство стало осуществлять свою собственную программу построения системы государственного обеспечения людей пенсиями.
Первым подобным актом, который представляется целесообразным рассмотреть в рамках изучения темы истории развития отечественного пенсионного регулирования является декрет СНК «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств».
Указанный документ был принят в 1918 году, стоит сказать, что изначально его действия касалось только солдат из старой армии и людей, являющихся их родственниками. Однако впоследствии действия данного документа распространили и на другие категории людей.
Важным является тот факт, что тогда же, в 1918 году у нас в стране ввели еще и пенсионное обеспечение по инвалидности для солдат уже из Красной армии, а кроме того было введено еще и предоставление выплат денежных средств для членов семей солдат Красной армии на случай потери кормильца.
Затем, уже в 1919 году у нас в стране появилось Положение «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств», принятие которого произошло единовременно с появлением в нашей стране такого нового вида государственного пенсионного обеспечения, как предоставление пенсий отдельным лицам, имеющим особые заслуги.
Затем Советское Правительство преимущественно принимало меры, которые были направлены на развитие государственной системы пенсионного обеспечения в части выплат пенсий по инвалидности и в случае потери кормильца. Стоит также отметить, что наряду с осуществлением этой деятельности отечественные власти стали также развивать пенсионное обеспечение по старости.
1930 год ознаменовался принятием Правил обеспечения по старости.
Этот документ вводил в нашей стране критерии пенсионного возраста и определения трудового стажа.
Важным следующим шагом является принятие в 1932 году специальных льгот для работников, занятых на вредных производствах. Подобные льготы предоставлялись работникам сфер, перечень которых специально определялся в отдельном списке вредных профессий.
Сущность данной новой льготы сводилась к тому, что для людей ее получающих устанавливалось снижение требований к возрасту а также к стажу работы для того чтобы можно было получать соответтсвующую выплату, а также для них увеличивались размеры пенсионного обеспечения.
В последующем своем развитии данное регулирование стало учитывать также такие немаловажные факторы, присущие уже конкретной профессии,, которой занимается работник, это были отраслевые факторы, региональные факторы.
Следующим важным этапом развития отечественного правового регулирования в области пенсионной системы страны стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которой были отменены ограничения, касающиеся пенсионных выплат, которые существовали ранее, а также она установила равные для всех условия, при соблюдении которых пенсия могла назначаться, что распространялась как на рабочих, так и на служащих.
Затем, уже после Великой Отечественной Войны, произошло новое преобразование государственной пенсионной системы, в нашей стране повысились премии, выплачиваемые работникам сфер образования и медицины, были изданы соответствующие нормативные документы.
Параллельно с этим в СССР завершилось построение особенной системы пенсий, которые можно обозначить как «пенсии на льготных основаниях». Эти пенсии по льготам выплачивались гражданам в зависимости от того, какой конкретно деятельностью тот или иной гражданин занимается.
Одновременно с этим у нас в стране проистекала и реформа соцобеспечения в целом, а не только лишь обеспечения пенсионного. Принятие соответствующих законов в СССР произошло соответственно в 1956 году, когда был принят Закон СССР «О государственных пенсиях» и в 1964 году, когда издали Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
Важным новшеством, которое было введено этими законами стало то, что расширился охват людей, имеющих право на то, чтобы на льготных основаниях получать от государства пенсионное обеспечение. Соответствующие льготные выплаты тогда предоставлялись людям с учетом конкретных условий, в которых они трудятся.
В упомянутом Законе от 1964 года устанавливались правила, которыми в СССР была создана для колхозников первая система пенсионного обеспечения, которая финансировалась за счет средств имеющегося тогда в нашей стране специального фонда.
Особенность данной пенсии для колхозников можно назвать то, что она назначалась на условиях, которые были аналогичны условиям назначения пенсий другим группам граждан, а именно чиновников и рабочих, однако не предусматривала того, чтобы колхозникам выплачивались пенсии на основании выслуги лет.
Общей характеристикой производимых в тот исторический период преобразований в отечественном законодательстве о пенсионном обеспечении можно рассматривать то, что по сути своей большая часть реформ была направлена на систематизацию соответствующего блока правовых норм, на приведение к единообразию условий, при соблюдении которых гражданам назначались пенсии, на повышение объемов выплат, получаемых людьми, на оптимизацию правил, по которым исчислялся стаж трудовой деятельности а также средний заработок, на основании которого назначались пенсии.