Файл: Введение Глава Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конечным итогом данной работы можно назвать Конституцию СССР 1977 года, в которой в нашей стране были провозглашены ключевые права граждан на получение пенсионного обеспечения.
Во второй половине 80-х годов прошлого века ситуация с пенсионным обеспечением граждан у нас в стране стала складываться негативно, что проявлялось главным образом в том, что размеры выплат, получаемых людьми в рамках обеспечения пенсиями стали падать, по сравнению с тем, какой заработок пенсионер получал ранее, кроме того размеры пенсий стали несоответствовать размерам минимального прожиточного минимума, что стало результатов отсутствия установленного законодательно принципа индексации данных цен. Кроме того стала очевидна полная неспособность действующего законодательства реально сохранять должный уровень пенсионного обеспечения граждан в момент, когда в жизни страны происходит переходный период.
Закономерным результатом описанных процессов стало принятие в 1990 году Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ»1 (№ 340-1 от 20.11.1990 года).
Как отмечает Е.М. Кот, указанный нормативный документ установил в тот момент правила пенсионной системы РФ, которые существовали у нас в стране вплоть до 2002 года. Стоит отметить, что на момент своего принятия указанный акт являлся достаточно прогрессивной мерой государственного регулирования, которая разрабатывалась и принималась на основе в том числе опыта зарубежного регулирования в сфере пенсий2.
В качестве вывода по результатам изучения возникших еще при Петре I первоначальных нормативных актов, которые были направлены на обеспечения пенсиями граждан страны, необходимо отметить, что исторический процесс формирования пенсионной системы в России был достаточном долгим, при этом данный процесс целесообразно охарактеризовать как имеющий периоды упадка и взлетов, что объясняется тем, что законы, устанавливающие пенсионные вопросы, множество раз перерабатывались.
Рассмотрев историю возникновения и развития государственного пенсионного обеспечения в нашей стране целесообразно в следующем параграфе перейти к рассмотрению важнейших актуальных проблем, которые имеют место в пенсионной системе в наши дни.
1.2. Характеристика государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на современном этапе, виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Проанализировав историю возникновения и развития пенсионного обеспечения в России необходимо в настоящем параграфе дать характеристику государственного пенсионного обеспечения в России в наши дни с тем, чтобы во второй главе настоящего исследования приступить к изучению законодательства и тому, какие изменения в пенсионную систему необходимо внести для ее совершенствования, улучшения жизни граждан, повышения уровня социального благополучия, социальной справедливости, материального благосостояния нуждающихся.
В первую очередь, чтобы дать характеристику пенсионной системы, нужно сказать, что до 2002 года у нас в стране функционировала система пенсионного обеспечения, которую можно охарактеризовать как распределительную.
До этого момента сумма пенсионных средств составлялась из отчислений от рабочих, а уже из этой общей суммы осуществлялись конкретные выплаты получателям. То есть люди, которым на тот момент еще только предстояло стать пенсионерами по сути своей работали на тех людей, которые в то время пенсионерами уже являлись.
При этом в то время не было каких-либо персональных накоплений у граждан и все суммы денежных средств, выделяемых на пенсии, предоставлялись государством. По сути своей эта система имела значительные недостатки так как у рабочих на то время отсутствовала возможность собственными усилиями, собственным трудом накопить достойное пенсионное обеспечение на будущее, система того времени лишь занималась перераспрделением общих объемов денежных средств между группами граждан, имеющими разный доход от труда, а также перераспределением средств между различными регионами в стране.
Стоит отметить, что такая система пенсионного обеспечения является достаточно недолговечной и может существовать лишь тогда, когда соотношение рабочих к пенсионареам является достаточно большим. Например, если на одного пенсионерам в стране приходится 5 рабочих, подобная система может функционировать, однако в нашей стране, как и в подобляющем количестве стран бывшего социалистического блока, происходит старение население и с течением времени количество рабочих на количество пенсионеров в нашем государстве уменьшается и в такой ситуации распределительная система уже не может обеспечивать надлежащий уровень обеспечения населения страны пенсионными выплатами.
При этом, в 90-е годы прошлого века в связи с ухудшением экономиечской ситуации в стране вообще в целом стало уменьшаться количество занятых людей и увеличиваться количество пенсионеров, при этом, соответственно, стал падать и размер пенсионных выплат.
Так, объемы пенсий в 1990 году составляли относительно средней зарплаты гражданина 41 %, а в 2001 году – 36 %.
При этом соотношение пенсий по старости у прожиточному минимуму в тот период упало до крайне низкой отметки, в 1991 году среднее значение ее составляло 170 %, а к 2001 году оно упало до 50 %.
Таким образом, к концу 90-х годов прошлого века и началу настоящего века состояние отечественной пенсионной системы уже смело можно было называть критическим, тогда всем стал очевиден тот факт, что распередительная система не может далее существовать, при этом демографическая ситуация становилась все хуже и хуже – детей стало рождаться меньше, а население в целом продолжало устаревать, количество пенсионеров становилось больше, а рабочих падало.
Все указанные обстоятельства в итоге стали предпосылкой для того, чтобы произошла кардинальная реформа российской системы начисления пенсий, что привело к тому, что в 1998 году было решено, что новая отечественная система предусматривать смешанный подход к начислению пенсий, о чем была принята соответствующая программа Правительством Российской Федерации.
Здесь крайне важно принимать во внимание такие обстоятельства, что повышение уровня обеспеченности граждан России пенсионными выплатами должно сопровождаться или увеличением тарифов пенсионных отчислений или снижением количества имеющихся в России пенсионеров, что может быть достигнуто на счет повышения возраста выхода на пенсию.
Эти обстоятельства влекут за собой следующие сложности.
Дело в том, что увеличение пенсионных отчислений приводит к одному из негативных последствий: это или снижение и без того не высокой зарплаты работников, или увеличесние оплаты труда, что возлагает бремя на работодателей, в результате чего в свою очередь падает спрос на труд.
Повышение же пенсионного возраста очевидно является непопулярной мерой государственного регулирования, особенно в условиях падения общего срока продолжительности жизни граждан.
В результате всех указанных обстоятельств пенсионеры у нас в стране стали беднейшей социальной прослойкой и оказались без преувеличения на грани выживания, этому способствует еще и то обстоятельство, что у нас в стране в отличие от подавляющего большинства развитых стран процент пенсионеров среди населения повышается с параллельным этому процессом уменьшения сроков продолжительности жизни.
Параллельно с этим происходит еще и снижение рождаемости в стране, а все вместе эти обстоятельства приводят к тому, что каждое следующее поколение по численности меньше предыдущего.
Все изложенное говорит о том, что в последующие годы будет сокращаться общее количество трудоспособного населения среди граждан России, будет становиться все меньше и меньше процент занятых граждан, что усугубляется имеющимися процессами роста смертности людей находящихся в трудоспособном возрасте, повышения количества безработных в стране.
В случае, если пенсионная система будет оставаться в таком виде, это неизменно будет приводить к ухудшению уровня жизни наших соотечественников, причем это ухудшение будет происходить все быстрее и быстрее.
Учитывая изложенное, пенсионная система РФ начала приобретать следующие негативные характеристики:
-
Нарушился принцип зависимости, согласно которому от того, каким был объем вклада пенсионера зависело, какую пенсию он будет получать; -
Существенное ухудшение уровня обеспеченности пенсионеров в РФ денежным содержанием; -
Понижение уровня дифференциации размеров отчислений, которые идет на пенсии, а именно минимальных размеров, размеров средних и максимальных, что имеет место быть в связи с тем, что повышается удельный вес доплат к минимальному размеру пенсии, а в тоже время наблюдается сокращение влияния на размер получаемых человеком, находящимся на пенсии денег от того, какую до этого он имел зарплату; -
Проблемы, имеющие место быть в деятельности Пенсионного фонда РФ. Дело в том, что на данный момент наблюдается в определенной степени разбалансировка бюджета, которым обладает ПФ, что вызвано тем, что у него повышаются расходы, которые идет на многочисленные выплаты, которые не подкрепляются соответствующими поступлениями денег. К подобным выплатам относится, например, различные надбавки, которые отчисляются тем или иным группам пенсионеров, увеличение объемов пенсий, которые граждане получают в связи с выслугой лет, пенсии, выплачиваемые в связи с происшествиями, признаваемыми страховыми случаями, сохранение пенсий для тех лиц, которые работают при том, что на данный момент времени уже являются пенсионерами и получают от государства денежное содержание.
Исходя из всего вышеприведенного можно сделать вывод о том, что развитие системы пенсионного обеспечения у нас в стране требуется в связи с наличием ряда крайне важных факторов, к которым относятся такие как:
-
Система, которая имела место быть раньше была не в состоянии обеспечить для пенсионеров достойный уровень существования, то есть система, когда денежное содержания для людей получающих пенсию выплачивалось за счет того, что работодатели выплачивали налог. Это обстоятельство связано с тем, что раньше в нашей стране количество работающих на одного пенсионера в среднем составляло 4 человека, а сейчас уже менее двух человек приходится в среднем на пенсионер, что уже не позволяет выплачивать пенсии, которые способны поддержать на достойном уровне жизнь пенсионеров; -
Уровень зарплат, которые получают работники слабо влияет на то, какую пенсию в итоге они будут получать, в результате чего у людей отсутствует стимулирование для того, чтобы получать «белую зарплату» и не скрывать своих реальных доходов, что также приводит к тому, что бюджет теряет денежные средства, которые могли бы пойти в счет выплаты пенсий гражданам, которые уже имеют право на ее получение.
Данные обстоятельства главным образом и послужили тому, что в РФ стала происходить кардинальное изменение пенсионной системы, которое направлено на то, чтобы существующая ранее система пенсионного обеспечения, придерживающаяся распределительного подхода стала заменяться системой, которая включает в себя накопительную часть денег, а также учитывает страховые вопросы, то есть обязанности по страховым случаям, которые государство несет перед всеми своими гражданами.
Концептуально главной задачей реформы российской системы начисления и выплаты денежных средств в рамках пенсионного обеспечения граждан является наступление длительной сбалансированности и стабильности этой системы, что включает в себя такие важнейшие задачи как обеспечение надлежащего уровня пенсионного обеспечения граждан РФ, а также в формировании стабильного механизма поступления денег в Пенсионный фонд России, за счет чего отечественная система соцобеспечения получит дополнительный доход1.
Ключевыми моментами, которые наблюдаются в связи с реформированием российского пенсионного обеспечения является то, что должно преобразовываться устройство взаимоотношений рабочих с работодателями, должно происходить повышение ответственности каждого гражданина РФ за обеспечение себе достойного существования в старости, а также, что играет не маловажную роль, в увеличении уровня ответственности, которую несет работодатель за своих работников, что выражается в том, что за каждого из них он должен уплачивать страховые взносы.
При этом полагаем нужным для целей изучения темы настоящей работы выделить следующие ключевые цели пенсионной реформы:
-
Она должна обеспечить реализацию в надлежащей форме права, которые установлены статьей 39 Конституции РФ, заключающиеся в том, что каждому у нас в стране гарантируется пенсионное обеспечение по следующим обоснованиям: старость, инвалидность, утрата кормильца, а также определенное количество иных оснований, которые регламентируются законом; -
Она должна предусматривать развитие отечественного правового регулирования пенсионного обеспечения, которое осуществлялось бы на основе подходов именно о государственном страховании; -
Она должна построить такую модель пенсионного обеспечения граждан, при которой возникнет повышение объемов денег, идущих на пенсии за счет того, что часть из них будет инвестироваться, а также она должна предусматривать, что размер пенсии каждого человека будет зависеть от размера его заработной платы.