Файл: Введение Глава Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Апелляционным определением Московского городского суда от 12.09.2019 по делу № 33-40928/2019 суд удовлетворил требования гражданина о признании его права на получение пенсий по старости в связи с наличием необходимого для этого трудового стажа1.
В 2002 г. при расчете пенсии, назначаемой досрочно, из сумм расчетного пенсионного капитала предлагается применять общеустановленный период выплаты пенсии. В последующем для вновь назначаемых пенсий необходимо поэтапно в течение 5 - 20 лет ввести учет досрочного периода их выплаты. В этих целях расчетный период выплаты пенсии предполагается ежегодно увеличивать на 1 год до полного учета фактической продолжительности досрочного периода выплаты.
Таким образом, в течение переходного периода исчисление пенсий, назначаемых досрочно, будет приведено в соответствии с принципами и общеустановленным порядком исчисления пенсий из сумм расчетного пенсионного капитала. В дальнейшем более высокий размер пенсий лиц, условия труда которых отклоняются от нормативных, должен определяться более высоким размером заработков и соответственно сумм взносов по общеустановленному тарифу.
В отношении указанных лиц должно быть введено обязательное профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Обязательное профессиональное пенсионное страхование осуществляется преимущественно на накопительной основе за счет дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Величина тарифа определяется на основе актуарных расчетов исходя из необходимости обеспечения размера профессиональных пенсий применительно к условиям страховой части трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования2.
Профессиональное пенсионное страхование может осуществляться в следующих формах:
- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений на специальных индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах, организационные формы и порядок функционирования которых устанавливается федеральным законом.
Выбор формы финансирования профессиональных пенсий осуществляется в рамках заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан учреждать профессиональный пенсионный план для работников, занятых на указанных рабочих местах, и заключать договор на его ведение с Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственной профессиональной пенсионной системой.
В качестве альтернативы уплаты дополнительных обязательных страховых взносов в законодательном порядке предполагается предусмотреть возможность повышения заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на пенсии в связи с особыми условиями труда, исходя из суммы причитающихся к уплате обязательных дополнительных страховых взносов, с одновременным рассмотрением вопроса об освобождении работодателя от уплаты указанных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственные профессиональные пенсионные системы.
По итогам всего вышесказанного мы можем сделать заключение о том, что конкретные пути развития государственного пенсионного обеспечения в нашей стране на данный момент могут иметь следующие основные направления.
Конкретный гражданин может иметь только один накопительный профессиональный пенсионный счет (далее по тексту ППС), на котором формируются финансовые ресурсы для выплаты досрочной пенсии; указанный профессиональный пенсионный счет в течение длительного переходного периода в каждый конкретный момент времени может находиться в одном из двух состояний: либо он ведется уполномоченным негосударственным пенсионным фондом (далее по тексту НПФ) и является негосударственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, состоящем в ППС), либо он ведется пенсионным фондом Российской Федерации (далее по тексту ПФР) и является государственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, не состоящем в ППС). Таким образом, структура системы досрочного пенсионного обеспечения должна быть построена на базе двух подсистем равных возможностей: государственной и негосударственной. Функционирование первой обеспечивает ПФР, а второй - ППС. Существует проблема взаимодействия государственной и негосударственной подсистем.
Между двумя подсистемами на законодательном и нормативном уровне должно быть обеспечено определенное взаимодействие:
- необходим единый порядок ведения профессионального пенсионного счета в государственной и негосударственной подсистемах.
- должен быть разработан и утвержден единый механизм передачи профессионального пенсионного счета и накопленной на нем суммы из ПФР в ППС и наоборот;
- необходима организация единого государственного центра учета наличия и движения профессиональных пенсионных счетов (предпочтительно его создание на базе ПФР);
- должен быть обеспечен порядок контроля и ответственности за внесение работодателями досрочных пенсионных взносов, юридически адекватный порядку контроля и ответственности за внесение страховых взносов в ПФР.
Выделение самостоятельного канала финансирования и выплаты досрочных пенсий предполагает параллельное сосуществование двух систем - действующей распределительной (для выплаты пенсий по текущим обязательствам ПФР), ресурсы которой не могут быть уменьшены, и досрочной накопительной. Это вызовет увеличение совокупной финансовой нагрузки на работодателей вследствие необходимости одновременной уплаты взносов как в текущую распределительную, так и в досрочную накопительную системы. Проблема состоит в минимизации этой дополнительной нагрузки всеми возможными методами и, в первую очередь, за счет минимизации ставок досрочных пенсионных взносов.
Решение данной проблемы осложняется и фактором возраста работников: при низких фиксированных (т.е. одинаковых для всех) ставках досрочных пенсионных взносов, работники старших возрастных групп не успеют накопить достаточные средства для последующего получения приемлемой по величине пенсии. Наоборот, высокие фиксированные ставки приведут не только к чрезмерной финансовой нагрузке на работодателя, но и обеспечат работникам младших возрастных групп размер пенсии, превышающей сумму месячного заработка в несколько раз. Поэтому главной задачей является минимизация дополнительной финансовой нагрузки с одновременным созданием условий для обеспечения нормального (нормативно закрепленного) уровня пенсий всем возрастным группам работников.
Метод решения. Отличительная особенность предлагаемой модели состоит в применении ставок досрочных пенсионных взносов, величина которых дифференцирована по возрасту работников. Иначе говоря, размер ставки изменяется в зависимости от того, в каком возрасте (или, что одно и то же, на каком этапе выработки специального трудового стажа) работник переходит на накопительные принципы формирования досрочной пенсии на старте пенсионной реформы, либо приступает к трудовой деятельности в неблагоприятных условиях труда в постреформенный период.
Непосредственный расчет ставок досрочных пенсионных взносов дает «чистую» нетто-ставку, отчисления в соответствии с которой дают только сумму пенсионного взноса, полностью зачисляемую на досрочный пенсионный счет работника.
По итогам настоящего параграфа считаем необходимывм сказать, что указанные выше возможные направления развития пенсионного обеспечения являются ключевыми и наиболее перспективными, благодаря чему может произойти улучшение государственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Заключение
По итогам проведенной работы по изучению вопросов государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации необходимо отметить, что заявленные во введении к настоящей дипломной работе цели исследования были успешно достигнуты, задачи, поставленные для достижения указанной цели были решены.
По итогам проведенной работы отмечаем, что государственное пенсионное обеспечение в настоящее время имеет ряд проблем, которые должны быть решены путем внесения изменений в действующее законодательство.
Помимо упомянутого выше Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»1, которым пенсионный возраст поднят для мужчин до 65 лет, а для женщин до 60 лет, что вызвало значительные противоречия в обществе, целесообразно также выделить следующие проблемы пенсионного обеспечения Росси:
По итогам проведенного исследования необходимо заключить, что перспективными направлениями развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации является внесение поправок в действующее законодательство, направленных на устранение обозначенных выше проблемных моментов.
Также необходимо закрепить в законодательстве корреляцию объемов выплачиваемых страховых взносов и возрастной группы граждан, за которых эти взносы уплачиваются, так как в противном случае работники старшего возраста могут не успеть в ходе своей трудовой деятельности накопить денежную сумму, необходимую для достойного существования.
Апелляционным определением Московского городского суда от 12.09.2019 по делу № 33-40928/2019 суд удовлетворил требования гражданина о признании его права на получение пенсий по старости в связи с наличием необходимого для этого трудового стажа1.
В 2002 г. при расчете пенсии, назначаемой досрочно, из сумм расчетного пенсионного капитала предлагается применять общеустановленный период выплаты пенсии. В последующем для вновь назначаемых пенсий необходимо поэтапно в течение 5 - 20 лет ввести учет досрочного периода их выплаты. В этих целях расчетный период выплаты пенсии предполагается ежегодно увеличивать на 1 год до полного учета фактической продолжительности досрочного периода выплаты.
Таким образом, в течение переходного периода исчисление пенсий, назначаемых досрочно, будет приведено в соответствии с принципами и общеустановленным порядком исчисления пенсий из сумм расчетного пенсионного капитала. В дальнейшем более высокий размер пенсий лиц, условия труда которых отклоняются от нормативных, должен определяться более высоким размером заработков и соответственно сумм взносов по общеустановленному тарифу.
В отношении указанных лиц должно быть введено обязательное профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Обязательное профессиональное пенсионное страхование осуществляется преимущественно на накопительной основе за счет дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Величина тарифа определяется на основе актуарных расчетов исходя из необходимости обеспечения размера профессиональных пенсий применительно к условиям страховой части трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования2.
Профессиональное пенсионное страхование может осуществляться в следующих формах:
- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений на специальных индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах, организационные формы и порядок функционирования которых устанавливается федеральным законом.
Выбор формы финансирования профессиональных пенсий осуществляется в рамках заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан учреждать профессиональный пенсионный план для работников, занятых на указанных рабочих местах, и заключать договор на его ведение с Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственной профессиональной пенсионной системой.
В качестве альтернативы уплаты дополнительных обязательных страховых взносов в законодательном порядке предполагается предусмотреть возможность повышения заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на пенсии в связи с особыми условиями труда, исходя из суммы причитающихся к уплате обязательных дополнительных страховых взносов, с одновременным рассмотрением вопроса об освобождении работодателя от уплаты указанных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственные профессиональные пенсионные системы.
По итогам всего вышесказанного мы можем сделать заключение о том, что конкретные пути развития государственного пенсионного обеспечения в нашей стране на данный момент могут иметь следующие основные направления.
Конкретный гражданин может иметь только один накопительный профессиональный пенсионный счет (далее по тексту ППС), на котором формируются финансовые ресурсы для выплаты досрочной пенсии; указанный профессиональный пенсионный счет в течение длительного переходного периода в каждый конкретный момент времени может находиться в одном из двух состояний: либо он ведется уполномоченным негосударственным пенсионным фондом (далее по тексту НПФ) и является негосударственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, состоящем в ППС), либо он ведется пенсионным фондом Российской Федерации (далее по тексту ПФР) и является государственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, не состоящем в ППС). Таким образом, структура системы досрочного пенсионного обеспечения должна быть построена на базе двух подсистем равных возможностей: государственной и негосударственной. Функционирование первой обеспечивает ПФР, а второй - ППС. Существует проблема взаимодействия государственной и негосударственной подсистем.
Между двумя подсистемами на законодательном и нормативном уровне должно быть обеспечено определенное взаимодействие:
- необходим единый порядок ведения профессионального пенсионного счета в государственной и негосударственной подсистемах.
- должен быть разработан и утвержден единый механизм передачи профессионального пенсионного счета и накопленной на нем суммы из ПФР в ППС и наоборот;
- необходима организация единого государственного центра учета наличия и движения профессиональных пенсионных счетов (предпочтительно его создание на базе ПФР);
- должен быть обеспечен порядок контроля и ответственности за внесение работодателями досрочных пенсионных взносов, юридически адекватный порядку контроля и ответственности за внесение страховых взносов в ПФР.
Выделение самостоятельного канала финансирования и выплаты досрочных пенсий предполагает параллельное сосуществование двух систем - действующей распределительной (для выплаты пенсий по текущим обязательствам ПФР), ресурсы которой не могут быть уменьшены, и досрочной накопительной. Это вызовет увеличение совокупной финансовой нагрузки на работодателей вследствие необходимости одновременной уплаты взносов как в текущую распределительную, так и в досрочную накопительную системы. Проблема состоит в минимизации этой дополнительной нагрузки всеми возможными методами и, в первую очередь, за счет минимизации ставок досрочных пенсионных взносов.
Решение данной проблемы осложняется и фактором возраста работников: при низких фиксированных (т.е. одинаковых для всех) ставках досрочных пенсионных взносов, работники старших возрастных групп не успеют накопить достаточные средства для последующего получения приемлемой по величине пенсии. Наоборот, высокие фиксированные ставки приведут не только к чрезмерной финансовой нагрузке на работодателя, но и обеспечат работникам младших возрастных групп размер пенсии, превышающей сумму месячного заработка в несколько раз. Поэтому главной задачей является минимизация дополнительной финансовой нагрузки с одновременным созданием условий для обеспечения нормального (нормативно закрепленного) уровня пенсий всем возрастным группам работников.
Метод решения. Отличительная особенность предлагаемой модели состоит в применении ставок досрочных пенсионных взносов, величина которых дифференцирована по возрасту работников. Иначе говоря, размер ставки изменяется в зависимости от того, в каком возрасте (или, что одно и то же, на каком этапе выработки специального трудового стажа) работник переходит на накопительные принципы формирования досрочной пенсии на старте пенсионной реформы, либо приступает к трудовой деятельности в неблагоприятных условиях труда в постреформенный период.
Непосредственный расчет ставок досрочных пенсионных взносов дает «чистую» нетто-ставку, отчисления в соответствии с которой дают только сумму пенсионного взноса, полностью зачисляемую на досрочный пенсионный счет работника.
По итогам настоящего параграфа считаем необходимывм сказать, что указанные выше возможные направления развития пенсионного обеспечения являются ключевыми и наиболее перспективными, благодаря чему может произойти улучшение государственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Заключение
По итогам проведенной работы по изучению вопросов государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации необходимо отметить, что заявленные во введении к настоящей дипломной работе цели исследования были успешно достигнуты, задачи, поставленные для достижения указанной цели были решены.
По итогам проведенной работы отмечаем, что государственное пенсионное обеспечение в настоящее время имеет ряд проблем, которые должны быть решены путем внесения изменений в действующее законодательство.
Помимо упомянутого выше Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»1, которым пенсионный возраст поднят для мужчин до 65 лет, а для женщин до 60 лет, что вызвало значительные противоречия в обществе, целесообразно также выделить следующие проблемы пенсионного обеспечения Росси:
-
Недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения нужд лиц, нуждающихся в получении пенсий; -
Размеры пенсионного обеспечения как правило не учитывают, какую пользу государству и обществу принес гражданин во время своей трудовой деятельности; -
Большое количество льготных пенсий; -
Отсутствие системы, позволяющей корректировать объемы выплачиваемых пенсий в зависимости от изменения стоимости продуктов питания, предметов первой необходимости, лекарственных средств, услуг жилищно-коммунального хозяйства и аналогичных расходов, на которые постоянно тратятся денежные средства.
По итогам проведенного исследования необходимо заключить, что перспективными направлениями развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации является внесение поправок в действующее законодательство, направленных на устранение обозначенных выше проблемных моментов.
Также необходимо закрепить в законодательстве корреляцию объемов выплачиваемых страховых взносов и возрастной группы граждан, за которых эти взносы уплачиваются, так как в противном случае работники старшего возраста могут не успеть в ходе своей трудовой деятельности накопить денежную сумму, необходимую для достойного существования.