Файл: Введение Глава Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Актуальностью пенсионной реформы является то, что в связи с вносимыми в пенсионное законодательство изменениями (принятием новых законодательных актов) пенсия стала страховаться, осуществляется переход от перераспределительной к страховой пенсии.

На данном этапе реформирования пенсионной системы принятые законы решают не только текущие проблемы пенсионной системы, но и обеспечивают дальнейшую ее реализацию в целях наиболее полного обеспечения и защиты прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.

В этой связи отличительными чертами пенсионной системы РФ в процессе ее преобразования стали следующие ключевые положения:

1) введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих: базовой, страховой, накопительной.

2) сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. При этом суммарный размер базовой и страховой частей пенсии не должен превышать определенного уровня заработка застрахованного лица.

3) пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты.

4) в целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих при формировании расчетного пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством.

5) индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, состоит из следующих частей:


Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет не менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.

Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры и др.), лицам, пострадавшим при ликвидации техногенных катастроф, а также членам семей указанных лиц, регулируются специальными федеральными законами с учетом имеющейся продолжительности выслуги лет (стажа) и денежного содержания (довольствия, заработка).

Наемные и самозанятые работники, охватываемые обязательным пенсионным страхованием, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

Страховая часть трудовой пенсии исчисляется из расчетного пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития).



Накопительная часть трудовой пенсии исчисляется из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода, отражаемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в фиксированном размере в зависимости от накоплений и от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой. При этом выплата страховой части пенсии по случаю потери кормильца осуществляется за счет расчетного пенсионного капитала умерших застрахованных лиц. Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста, перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

По достижении пенсионного возраста получатели пенсии по инвалидности имеют право также на получение (в дополнение к установленной пенсии по инвалидности) страховой части трудовой пенсии, определяемой исходя из их расчетного пенсионного капитала на момент достижения пенсионного возраста за вычетом сумм. Направленных на финансирование выплаты страховой части пенсии по инвалидности.

В перспективе планируется рассмотреть возможность введения обязательного страхования инвалидности, которое может быть частью пенсионной системы.

Пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания должны быть переведены из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальная пенсия и базовая часть трудовой пенсии индексируются с учетом инфляции (роста потребительских цен, прожиточного минимума пенсионера).

Страховая часть пенсии неработающих пенсионеров увеличивается посредством индексации расчетного пенсионного капитала в зависимости от роста средней заработной платы в стране, инвестиционного дохода и уровня инфляции.


Накапливаемые пенсионные права работающих лиц, в том числе работающих пенсионеров, увеличиваются в зависимости от поступивших страховых взносов и соответствующего инвестиционного дохода.

Пенсия, состоящая из базовой и страховой частей, не должна превышать 50% среднего заработка застрахованного лица, который определяется обратным счетом исходя из расчетного капитала и предельной продолжительности трудовой деятельности, учитываемой в настоящее время при исчислении государственных пенсий.

По итогам проведенного анализа действующего государственного пенсионного обеспечения в России необходимо заключить, что в нашей стране функционирует множество нормативных правовых актов, на которых строится пенсионная система.

Стоит отметить, что рассмотренные нами выше законы, регламентирующие вопросы государственного пенсионного обеспечения, охватывают множество различных аспектов, что позволяет сделать вывод о том, что государством принимаются всеобъемлющие меры, направленные на обеспечение пенсионных прав граждан.

В тоже время необходимо отметить, что поправки в пенсионное законодательство, которые были внесены в 2018 году вызвали серьезные споры и противоречия в обществе, как то отмечает М.Г. Суховская1.

Согласно Федеральному закону от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»2 в Российской Федерации мужчины стали выходить на пенсию только в 65 лет, а женщины в 60 лет.

При этом, как отмечает Л.В. Куревина, пенсионная реформа 2018 года затронула и лиц, обладающих правом досрочного выхода на пенсию. Начиная с 2019 года выход на пенсию медицинских работников (а также учителей и артистов) осуществляется учитывая переходный период по повышению пенсионного возраста3.

Проанализировав действующее законодательство о государственном пенсионном обеспечении в следующем параграфе настоящей работы будут определены перспективные направления развития пенсионного обеспечения.
2.2. Перспективные направления развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

По итогам изучения тем предыдущих параграфов настоящей работы требуется определить перспективные направления развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.


Одна из основных вещей, о которых стоит сказать, это то, что суммы денежных средств, из которых формируются пенсии, отражаются в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок ведения указанных счетов устанавливается федеральным законом. Предусматривается ежегодное информирование застрахованного лица о размерах его пенсионных накоплений.

Средства, аккумулированные в специальной части индивидуальных лицевых счетов, не могут быть использованы на выплату базовой и страховой частей пенсии или иные цели, не предусмотренные законом.

Право на получение накопительной части трудовой пенсии приобретают застрахованные, имеющие средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета.

Размер накопительной части трудовой пенсии определяются в пределах сумм накопленных средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, и периода выплаты пенсии. Продолжительность периода выплаты пенсии определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Размер накопительной части пенсии подлежит ежегодной корректировке с учетом доходности от инвестирования пенсионных резервов и изменения периода выплаты пенсии.

Обязательное профессиональное пенсионное страхование. Лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено сохранить право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста.

Для работников, имеющих необходимый специальный трудовой стаж на 1 января 2002 г., дающий право на досрочный выход на пенсию, должна быть произведена конвертация этих прав путем установления расчетного пенсионного капитала по повышенным нормам учета стажа и заработка, в т. ч. «северного».

Полагаем целесообразным отметить, что изученная нами в ходе работы над дипломной работы судебная практика говорит о том, что судебные органы при рассмотрении споров, связанных с пенсионным обеспечением, исходят из необходимости защиты прав граждан на получение пенсий.

Например, Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено дело № 2-68/2019 и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 06.07.2020 № 5-КГ20-7 суд указал, что гражданину неправомерно было отказано в выплате пенсий, в тот период, когда он проживал за пределами территории Российской Федерации, в связи с чем дело было направлено на новое рассмотрение