Файл: Введение Глава Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итого получается, что отечественное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения переходит от принципа распределения пенсий к принципу их накоплений, хотя и распределительная часть также остается.

Указанное по сути означает, что вместо того, чтобы все деньги, которые отчисляются с каждого работника в виде социального налога, шли в общую денежную массу и потом распределялись между пенсионерами, теперь определенная часть данных отчислений будет поступать на личный счет каждого из работников и будет идти на инвестирование различных финансовых инструментов, которые уже будут определяться государством.

В конечном итоге сумма, которая будет находиться на личном счете каждого конкретного гражданина будет поставлена в прямую зависимость от уровня заработной платы, которую этот гражданин получал, а также от результата ее инвестирования.

Данный подход представляется обоснованным и рациональным, так как в результате его применения у каждого человека к моменту выхода на пенсию на его индивидуальном счете будет находиться определенная денежная сумма, а Российская Федерация получит дополнительные средства, которые могут пойти на инвестиции. Кроме того, в подобной ситуации граждане будут заинтересованы в том, чтобы заработная плата им выплачивалась легальным путем, чтобы формировалась их индивидуальная накопительная часть.

Нужно сказать, что новое отечественное законодательство о пенсионном обеспечении устанавливает слудующие виды пенсий:

  1. Государственные, которые включают в себя такие пенсии как за выслугу лет, по старости, по инвалидности, а также социальная;

  2. Трудовые, которые включают в себя трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности, трудовую пенсию в связи с утратой кормильца.

Стоит сказать, что судебная практика говорит о том, что в нашей стране защищается право граждан на начисление им пенсии по старости.

Так, Верховный Суд Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 27.01.2020 № 48-КГ19-19 указал, что суды, рассмотревшие данное дело формально подошли к проблеме лишения пенсионера единственного источника средств к существованию, орган Пенсионного фонда РФ неправомерно прекратил выплачивать пенсию гражданину, в связи с чем дело было возвращено на новое рассмотрение1.

Также отметим, что у нас в стране установлен перечень людей, которые могут получать государственные пенсии, это федеральные чиновники, военные, участники Великой Отечественной Войны, люди, которые понесли увечья в связи с радиационными или техногенными катастрофами, а также нетрудоспособные члены общества.


Трудовая пенсия представляет собой денежную сумму, предоставляемую гражданам каждый месяц, которая компенсирует им зарплату или иной доход, которые эти люди получали до того, как отправились на пенсию, либо утратили нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан с связи с их смертью

Порядок начисления трудовой пенсии соответственно установлен отечественным пенсионным законодательством, о чем речь пойдет далее.

В первую очередь скажем, что те люди, которые в силу каких-либо обстоятельств не имеют права на получение трудовой пенсии, могут иметь от государства пенсии социальные, условия выплаты которых предусмотрены Федеральным законом № 166-ФЗ2.

При этом в обязательное страховое обеспечение у нас входят следующие составные части:

  1. Для трудовой пенсии по старости – ее страховая часть а также накопительная;

  2. Для трудовой пенсии по инвалидности – ее страховая часть а также накопительная;

  3. Для трудовой пенсии в связи с утратой кормильца – ее страховая часть а также накопительная;

  4. Специальное пособие на погребение умершего пенсионера, который не работал в момент смерти.

При этом важно отметить, что для получения пенсии по старости человек должен обладать как минимум стажем в 5 лет работы. При этом отечественное законодательство четко разграничивает понятие трудового и страхового стажа

Трудовым стажем является сумма периодов, в течение которых гражданин работал, а также был занят какой-либо иной деятельностью, которая учитывается при решении вопросов о том, имеет ли гражданин право на получение пенсии в рамках государственного пенсионного обеспечения. Эти периоды засчитываются в страховой стаж гражданина для того, чтобы он мог получать впоследствии трудовую пенсию, что предусмотрено ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»1.

В тоже время в российском законодательстве под страховым стажем понимается аналогичный период, когда гражданин осуществлял деятельность, но с учетом того, в течение каких конкретно периодов в Пенсионный фонд за него отчислялись страховые взносы, а также иные периоды, которые согласно нашему пенсионному законодательству учитываются, как входящие в страховой стаж.

Необходимо отметить, что в страховой стаж включаются такие периоды работы как:

  1. Время, в течение которого люди, имеющие страхование в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, работали, либо выполняли иные виды деятельности на территории Российской Федерации;

  2. Время, в течение которого люди, имеющие страхование в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, работали, либо выполняли иные виды деятельности за пределами границ Российской Федерации. Данная деятельность осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ, а также в том случае, если в ПФ РФ уплачиваются надлежащие страховые отчисления;

  3. Другие периоды, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрены как зачисляющиеся в страховой стаж.


Стоит также сказать, что расчет страхового стажа, который необходим гражданину Российской Федерации для того, чтобы он мог получать пенсию производится в календарном порядке.

По итогам изучения темы настоящего параграфа необходимо отметить в первую очередь тот факт, что в данный момент российская пенсионная система концептуально придерживается правильных подходов, так как она отошла от принципов только распределительного предоставления денежных средств пенсионерам к принципу, предусматривающему накопительную часть пенсий.

Данное обстоятельство является крайне важным для эффективного развития и функционирования отечественной пенсионной системы, так как оно способствует стимулированию и повышению как самих объемов пенсионных выплат, а также возникновению у государства дополнительных средств, которые могут быть использованы для поддержки граждан, и стимулирует выплату работникам «белой» заработной платы.

По итогам рассмотрения пенсионной системы в настоящее время у нас в стране целесообразно перейти ко второй главе выпускной квалификационной работы, которая будет посвящена таким актуальным вопросам, как нынешнее российское законодательство о пенсионном обеспечении, а также те ключевые важнейшие направления ее развития, на которых, необходимо сосредоточить внимание при принятии поправок в действующее законодательство.

Во введении отмечалось, что проведенная в 2018 году реформа пенсионной системы вызвала большие споры в социуме, из чего можно сделать заключение о том, что в наши дни изучение вопросов дальнейшего развития пенсионной системы актуально как никогда и в следующей главе нужно сформулировать основные выводы о том, в каких направления должно происходить развитие системы пенсионного обеспечения.


Глава 2. Правовое регулирование и вопросы дальнейшего развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1. Законодательство Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении на современном этапе
Как было установлено ранее, во второй главе выпускной квалификационной работы главная цель: определить перспективные направления развития государственной системы пенсионного обеспечения в России, а для этого полагаем необходимым провести анализ действующей базы нормативных источников, которые данную систему регламентируют.

В нынешнее время государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентировано рядом основополагающих правоустанавливающих документов, к которым представляется целесообразным отнести такие, как:

1) Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»1 регулирует вопросы пенсионного обеспечения категорий граждан, назначение пенсий которых не обусловлено уплатой страховых взносов.

2) Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»2 устанавливает организационные, правовые, и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

3) Федеральный Закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»3 принят в целях регулирования отношений, возникающих в связи с приобретением и реализацией гражданами Российской Федерации права на трудовую пенсию. В законе определены понятия, виды, и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования.

4) Федеральный Закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»1 устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.


5) Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»2 устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Ядром информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации является система индивидуального (персонифицированного) учета, в которой содержится систематически актуализируемая информация о пенсионных правах граждан. Информационная база персонифицированного учета включает более 110 миллионов индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (работающие граждане, включая самозанятое население, безработные, учащаяся молодежь старше 14 лет, неработающие пенсионеры) с информацией об их пенсионных правах.

Для эффективной реализации пенсионной реформы информационное взаимодействие в автоматизированном режиме осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации не только со страхователями, но и с другими ведомствами, в том числе с органами Федерального казначейства и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Выводится на качественно новый уровень работа с населением: создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание застрахованных лиц и страхователей, консультационные пункты на предприятиях, передвижные консультационные пункты.

Признавая важность проблемы борьбы с бедностью и необходимость осуществления целенаправленных мер по ее преодолению, следует отметить, что экономическая база преодоления бедности формируется на основе экономического роста, развития производственного потенциала экономики, укрепления финансовой и бюджетной систем и соответствующего роста, доходов пенсионной системы.

Вместе с тем, вопрос постепенного повышения уровня пенсионного обеспечения пенсионеров, в том числе размера базовой части трудовой пенсии, остается открытым и должен решаться последовательно с учетом инфляционных процессов и финансовых возможностей государства.

Пенсионное обеспечение, несомненно, является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере - обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии; обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому, что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодом возрасте, а не только при достижении им пенсионного возраста.