Файл: Отчет о прохождении учебной производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 9993
Скачиваний: 215
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Нормативные и правовые документы
№ | Название документа | Основные положения |
Федеральный уровень | ||
1 | Конституция РФ 12 декабря 1993 года | Глава 2 Ст. 38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
2 | Закон РФ «Об образовании». | Ст. 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Ст. 64. Дошкольное образование. |
3 | «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. От 06.02.2020) | Ст. 31. Равенство супругов в семье. Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей. Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей: Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей: Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей. Ст. 65. Осуществление родительских прав: Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка: В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком. Ст. 68. Защита родительских прав. |
4 | Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». | Ст. 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. |
5 | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" . | Основа образовательной программы дошкольного учреждения |
6 | Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» | 1.Правила осуществления мониторинга системы образования 2.Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу |
Региональный уровень | ||
1 | Областной Закон Ростовской области № 346 от 16.12.2009 г. «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» | О предупреждении причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. |
Локальные акты ОУ | ||
1 | Лицензия | Разрешает осуществление воспитательной и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. |
2 | Правила приема | Правила приема воспитанников в частное дошкольное учреждение |
3 | Программа развития | Программа обучения воспитанников, программа театральных спектаклей. |
4 | Правила внутреннего распорядка | Разработаны с целью обеспечения комфортного и безопасного пребывания детей в детском саду, а также успешной реализации целей и задач организованной образовательной деятельности. |
5 | Положение об организации охраны жизни и здоровья воспитанников в дошкольном учреждении | Цели и задачи по охране жизни и здоровья воспитанников при взаимодействии педагогического состава ДОУ и родителей (законных представителей) в области формирования навыков и привычек здорового образа жизни. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Библиотека семейного чтения.
№ | Рекомендованная литература (автор, название) | Краткая аннотация | |
1 | Глупая история (М. Зощенко) | Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его. Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал. Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу. Она сказала папе: — Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось — он на ножках стоять не может. Вот папа приезжает и говорит: — Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал. И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит: — Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся. Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете: — Это что за новости! Почему ты падаешь? Петя говорит: — Не знаю, почему, но немножко падаю. Доктор говорит маме: — А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю. Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать Доктор послушал его через трубку и говорит: — Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки. Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол. И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки — и вдруг он опять упал. Доктор удивился и говорит: — Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает. Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит: — А я знаю, почему у вас Петя падает. Доктор говорит: — Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают. Коля говорит: — Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает. Тут все заахали и заохали. Петя говорит: — Это меня мама одевала. Доктор говорит: — Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает. Мама говорит: — Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу сварить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела. Коля говорит: — А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают. Петя говорит: — Теперь я тоже буду сам одеваться. Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу. Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки. А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло. | |
2 | Рассказ Леденец (Н. Носов) | Мама уходила из дому и сказала Мише: — Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец. Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает. Открыл крышку, видит там что-то красное сверху. — Э, — говорит Миша, — да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама. Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец. — Ого, — говорит, — большущий! И, сладкий, должно быть. Миша лизнул его и думает: «Пососу немножко и положу обратно». И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много. Наконец леденец стал совсем маленький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу. Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: «Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю». Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам — и бух на пол! Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишенька перепугался: «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. Наконец мама приходит: — Ну, как ты себя вёл? — Хорошо. — Вот умница! Получай леденец. Мама открыла буфет, взяла сахарницу… Ах! Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол. — Что же это такое? Кто сахарницу разбил? — Это не я. Это она сама… — Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался? — Леденец… леденец… Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот… | |
3 | Четыре желания (К. Ушинский) | Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. — Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Пришла весна. Митя записал. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. | |
4 | Как Маша стала большой (Е. Пермяк) | Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась: — Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься? А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал: — Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет. Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают. | |
5 | Умная собака (М. Зощенко) | У меня была большая собака. Ее звали Джим. Это была очень дорогая собака. Она стоила триста рублей. А летом, когда я жил на даче, какие-то воры украли у меня эту собаку. Они приманили ее мясом и увели ее с собой. Вот я искал, искал эту собаку и нигде ее не нашел. И вот я однажды приехал в город на свою городскую квартиру. И сижу там, горюю, что у меня пропала такая дивная собака. Вдруг слышу, кто-то на лестнице позвонил. Я открываю дверь. И можете себе представить – передо мной на площадке сидит моя собака. А какой-то верхний жилец мне говорит: – Ах, какая у вас умная собака – она сама сейчас позвонила. Она мордой ткнулась в электрический звонок и позвонила, чтоб вы ей открыли дверь. Это очень жаль, что собаки не умеют говорить. А то бы она рассказала, кто ее украл и как она попала в город. Наверно, воры привезли ее на поезде в Ленинград и там хотели ее продать. А она от них убежала и, наверно, долго бегала по улицам, пока не нашла свой знакомый дом, где она жила зимой. Тут она поднялась по лестнице на четвертый этаж. Полежала у наших дверей. Потом видит, что ей никто не открывает, взяла и позвонила. Ах, я очень обрадовался, что нашлась моя собака, поцеловал ее и купил ей большой кусок мяса. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
ФИО ребенка, возраст Кощеев Андрей Сергеевич, 5 лет
Дата заполнения 31.01.2023
Характер нарушения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения | ||
Агрессивность | Физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется. | толкает сверстников, плюется |
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый | | |
Вербальная | Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова | | |
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет, пугает других | | |
В мимике | Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки | Сжимает кулаки | |
Как реакция ограничения | Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие | | |
Направленная на себя | Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз | | |
Вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть | Неожиданно для всех бросает игрушки, плюется |
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово | Может грубо ответить | |
Негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру | с трудом включается в коллективную игру |
И отказы | Отказывается даже от интересной деятельности | | |
Вебальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет | Говорит часто слова «не хочу или не буду» | |
Демонстративность | В движениях | Отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях | |
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий | |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на припятствие | Обижается при проигрыше в игре | |
В мимике | Недовольное выражение лица, плачет | Недовольное выражение лица, плачет | |
В реакции на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса. | Болезненно реагирует на замечания и на повышенный тон голоса, плачет | |
Конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других | Сам провоцирует конфликт |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников | Не учитывает желаний и интересов сверстников | |
Как недостаточность опыта | Совместной деятельности, взаимоотношений | | |
Вследствии трудности переключения | Не уступает игрушек | Не уступает игрушек | |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться | |
И эмоциональная поглащенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих | | |
И особенности речевого поведения | Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику | | |
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную | | |
Особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. | | |
Дурашливость | Реакция на замечание | Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении | |
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях | | |
Нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. | |
Проявляется в речи | Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ | | |
В физических действиях | Боится прыгнуть с возвышения | | |
Реакция на новизну | В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной | | |
Страхи | Конкретные | Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра | |
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение | | |
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному | | |
Тревога | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд | |
В речи | В речи | | |
В движениях | В движениях | | |
Во взаимоотношениях с другими | Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | | |
Скованность | В движениях | Двигательно скован | |
В речи | Запинается в речи | | |
Реакция на новизну | Реакция на новизну | | |
Заторможенность | В познавательной деятельности | Не знает, чем заняться | |
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам | | |
В речи | Говорит слишком тихо | | |
Время реакции | Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает | | |
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | Считает, что все игрушки для него |
Во взаимоотношениях | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | Считает, что все игрушки для него | |
В речи | Часто использует местоимение «Я» | Часто использует местоимение «Я» | |
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики | |
На организованных занятиях | Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) | | |
Дефицит внимания | Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на занятии | |
В речи | Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия | | |
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия | |
Избыточный темп и количество действий | Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала | | |
Длительность сдерживания гиперактивности | Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят | | |
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается | | |
Речевая расторможенность | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса | |
Темп речи | Темп речи убыстрен, речь взахлеб | | |
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого | |
Выводы: Обследование проводилось в процессе наблюдения ребенка в продуктивной, свободной и игровой деятельности.
В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы, что это самый «проблемный» ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение: отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает игрушки, в ответ на сделанное ему замечание - плачет долго и сильно.
Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-структуру:
Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуационно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфликтности, вспыльчивости, агрессивности.
Ребенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппозиционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной неустойчивости, обидчивости.
Помощь взрослого необходима для переключения ребенка на иное состояние, стимуляции положительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания особенного или нарушенного поведения ребенком.
Особенности реагирования. Реакции неадекватны. Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведения эмоций. Ребенок переносит состояние на предметное окружение, на взрослых, сверстников (толкается, бросает игрушки, плачет).
Ребенок обвиняет в своих неудачах других; считает себя хорошим, а всех плохими; в состоянии раздражения может испортить имущество. Не выполняет нормы поведения в взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
Для окружающих социально опасны и нежелательны следующие состояния ребенка: агрессивность, протест, обидчивость, конфликтность, эгоизм.
Ребенок мешает организации занятий с другими детьми, его нельзя оставлять одного, выводит из себя взрослых, других детей, бросается предметами. Теряет уважение сверстников.
Указанные расстройства дезорганизуют деятельность ребенка: учебную, общения, свободную, предметно-практическую.
Экстренное вмешательство, которое можно применить к данному ребенку может быть следующим:
- Игнорирование (только когда это не нанесет вред другим детям (ни в коем случае, когда дерется и т.д.).
- Встать рядом, или просто взять за руку, не говоря при этом ничего.
- Использовать имя в те моменты, когда ребенок отвлекает всю группу.
-Договорится об особом "секретном " сигнале, увидев который ребенок должен понять, что в его поведении что-то не так.
- Применять неожиданные действия (можно изменить голос, заговорить очень тихо).
- Отвлечь, дав какое-либо задание.
- Менять местами детей (в группе есть дети, которые наиболее часто страдают от негативного поведения Андрея, и те, которых обижать он откровенно боится).
Партнерство с родителями
- обязательно ознакомить родителей с ВПД (внутренним планом действий).
- создать ребенку единый режим дня (заметили, что после выходных, в понедельник-вторник, у Андрея наиболее часто возникают ситуации "с плохим поведение", к концу недели, войдя в привычный ритм жизни, такие ситуации происходят реже; поэтому режим такому ребенку необходим).
- описать родителям способы поддержки ребенка.
- создать уголок дисциплины.
- создать родительский клуб, где можно проводить тренинги с родителями на какую-то конкретную тему (можно по запросу родителей, администрации садика).
Рекомендации родителям:
Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее:
- Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающее-коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волнующее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое соблюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;
- Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняющегося поведения ребенка;
- Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие.
- Чаще создавайте воображаемые ситуации, в которых ребенок может совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудничестве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то не так;