Файл: В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы по первой главе

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний общих для всех детей.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в современной деятельности дошкольников.

Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный, к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющие у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологом необходимо: выявить психологические особенности ребенка, настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности; помочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.





ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ



2.1 Констатирующий этап исследования

Опытно-экспериментальное исследование мы провели на базе Червленская СОШ № 1. ИМ.к.в.Абухова. В эксперименте участвовали учащиеся 1-го класса, количество 20 детей.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

1.Констатирующий этап – диагностика психологической готовности детей к школьному обучению;

2.Формирующий этап- проведение психокоррекционной работы со школьниками;

3.Контрольный этап – повторная диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.

Целью исследования было изучить формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для этого мы использовали следующие методики: Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, автор С.А. Банков); Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йирасека; Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам; Методика «Чего не хватает?» ; Исследование Методика «Назови фигуры» ; Методика «Понимание текста» ; Методика для диагностики уровня развития наблюдательности; Методика «10 слов» ; Методика Д. Векслера.

Методика 1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, автор С.А. Банков) данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка. Полученные результаты диагностик мы представили в таблицах и диаграммах.

Таблица 1. Степень психосоциальной зрелости

Имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Мадина







+



Бекхан




+






Адам




+






Сацита




+






Фариза

+









Марям

+









Никита

+









Шамхан




+






Магомед




+






Висхан

+









Луиза

+









Петимат




+






Юнади




+






Хеда




+






Мелиса




+






Ася

+









Рукман







+



Биболт







+



Медина







+



Рамзан




+





Как видно из таблицы и диаграммы:

6 человек (30%) – имеют высокий уровень, дети, которые считаются школьно-зрелыми;10 человек (50%) – имеют средний уровень; 4 человека (20%) – имеют низкий уровень психосоциальной зрелости.

Диаграмма 1.



Методика 2. Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йирасека.

Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонко двигательных координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

Таблица 2. Определение школьной зрелости

Имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Очень низкий



Мадина










+






Бекхан




+












Адам




+












Сацита




+












Фариза




+












Марям

+















Никита

+















Шамхан




+












Магомед

+















Висхан

+















Луиза

+















Петимат




+












Юнади

+















Хеда




+












Мелиса




+












Ася

+















Рукман




+












Биболт










+






Медина




+












Рамзан




+











Диаграмма 2. Определение школьной зрелости



Как видно из таблицы 2 и диаграммы 2:

7чел – высокий уровень; 11чел – средний уровень; 2 чел – низкий уровень.

Методика 3. Уровень умственной работоспособности по корректурным

Пробам.

Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированность произвольного внимания.

Таблица 3. Уровень умственной работоспособности

Имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Мадина







+



Бекхан




+






Адам




+






Сацита




+






Фариза




+






Марям

+









Никита

+









Шамхан







+



Магомед

+









Висхан

+









Луиза

+









Петимат




+






Юнади

+









Хеда




+






Мелиса




+






Ася

+









Рукман







+



Биболт




+






Медина







+



Рамзан




+





Диаграмма 3.Уровень умственной работоспособности



Как видно из таблицы 3:

7 человек – высокий уровень; 9 человек - средний уровень; 4 человека – низкий уровень.

Методика 4. Диагностика уровня восприятия. Методика «Чего

не хватает?». Ребёнку предлагается 7 рисунков. На каждом из которых не хватает какого-то важного элемента.

Таблица 4. Диагностика уровня восприятия.

Имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Мадина







+



Бекхан




+






Адам




+






Сацита

+









Фариза

+









Марям

+









Никита

+









Шамхан




+






Магомед

+









Висхан

+









Луиза

+









Петимат







+



Юнади




+






Хеда




+






Мелиса




+






Ася












Рукман




+






Биболт




+






Медина

+




+



Рамзан




+