Файл: Вопросы для экзамена по курсу Политическая социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Этапы есть чуток в лекции стр 8-10

  1. Государство как объект изучения политической социологии.

В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство»: широкую и узкую. В широком смысле государство — это политическое образование, соответствующее трем основным признакам:

• наличие единой территории с определенными границами;

• население, проживающее на данной территории;

• суверенная власть.

Такое толкование понятия государства носит преимущественно юридический характер. В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М. Вебер. «Современное государство— есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства». Позицию Вебера можно охарактеризовать как политологический подход. Он выводит понятие государства из отношений господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие. При этом само господство организовано и осуществляется в соответствии с существующими нормами и процедурами («по типу учреждения»), т. е. носит институционализированный характер. Французский социолог П. Бурдье рассматривает государство как «Икс (подлежащий определению), обладающий монополией на легитимное использование физического и символического насилия на определенной территории и в отношении соответствующего населения». В этом определении Бурдье расширяет толкование применяемого государством насилия: оно у него имеет не только физический, но и символический характер.

Неоинституционалисты рассматривают две полярные модели государства: контрактную и эксплуататорскую. С точки зрения контрактной модели государство использует делегированное ему гражданами право на применение насилия в их интересах. Целью такого государства является такое перераспределение прав собственности, которое максимизирует доход общества. Контрактное государство действует в рамках конституционного поля и рыночной экономики. В противовес ему эксплуататорское государство использует монополию на насилие в собственных интересах, т. е. для максимизации собственной прибыли. Интересы правителя ставятся выше интересов общества, а государственный аппарат стремится поставить под свой контроль все сферы общества.



Современное государство выполняет несколько важнейших функций:

• обеспечения безопасности и правопорядка;

• регулирования социальных отношений и разрешения социальных конфликтов на макроуровне;

• распределения ценностей в обществе;

• защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.

Эти функции исполняются исключительно государством, так как они, во-первых, способствуют достижению коллективных целей и, во-вторых, их реализация отдельными социальными институтами невозможна. Другие же функции, такие как экономическая, социальная, культурная, «делятся» между государством и гражданским обществом. Так, экономическую функцию государство осуществляет, распоряжаясь государственной собственностью и разрабатывая экономическую политику.

2 источник:

Центральным институтом политической системы является государство. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о казахстанском, американском, российском, японском и т.д. государстве, имея ввиду все представляемое им общество.

Примерно до 18 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: полития, княжество, республика, королевство, империя и др. Одним из первых от традиции широкого понимания государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в «договорных» теориях государства Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж-Ж. Руссо и другими представителями либерализма.

В современной науке государство в узком смысле понимается как исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая совместную деятельность людей и отношения между различными социальными группами и общностями. Государство является центральным, основным институтом политической власти. Оно существует наряду с другими политическими организациями, партиями, профсоюзами и др. Государство возникло с расколом общества на классы.

Признаками государства являются: территорию, суверенность, публичный характер государственной власти, право на взимание налогов, право на издание законов, правом принуждения.


Государство выполняет ряд внутренних и внешних функций. К внутренним функциям относятся: 1) политическая, 2) экономическая, 3) организаторская, 4) правовая, 5) социальная, 6) образовательная, 7) культурно-воспитательная. К внешним функциям относятся: 1) оборонная, 2) дипломатическая, 3) внешнеэкономическая.

Истории известны различные формы государства, представляющие собой: а) формы правления и б) формы государственного устройства. Форма государственного правления раскрывает структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимосвязи и взаимоотношения этих органов друг с другом. По формам правления выделяют монархию и республику.

Одной из древнейших форм правления является монархия (от греч. monarchia - единовластие), представляющая собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Монархии бывают абсолютные и конституционные. Конституционные монархии могут быть: а) дуалистическая, б) парламентская.

Республика (от лат. Res publica – общественное дело) – такая форма правления, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом. В современном обществе существует три разновидности республики: 1) парламентская, 2) президентская, 3) президентско - парламентская.

Важной характеристикой государства являются формы государственного устройства. Формы государственного устройства определяются по организации составных частей государства или по характеру размещения властных структур по территории страны (структуры национально-территориального устройства).

Исторически сложились три «классические» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

Власть – это специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся способностью одного субъекта навязать свою волю другому субъекту (ими могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группы людей, классы, общество в целом), используя насильственные или ненасильственные методы, материальные или духовные средства и возможности в соответствии с нормами общества, к которому принадлежат эти субъекты.


К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль, дисциплина, ответственность и т.п.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая – основана исключительно на авторитете. Политическая власть – это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства, правоохранительных учреждений.

Политическая власть может быть легитимной и нелегитимной (лат. «легитимус» - законный).

Функции власти отражают ее социальную необходимость и значимость:

1) организаторская; 2) идеологическая; 3) принудительная; 4) управленческая; 5) согласительная.

Политическая власть делится на три ветви. Первый проект такого рода принадлежал Дж.Локку, разделявшему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, которая занимается международными отношениями. Впоследствии Ш.Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть, представленная обычно парламентом страны, это власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности. В парламентских республиках, где правительства формируются законодательными органами, именно им принадлежит и верховная власть в государстве.

Исполнительная власть, представленная правительством, может избираться как прямыми выборами (США), так и формироваться парламентом. Она представляет из себя систему органов государственного управления, обладающую полномочием обеспечивать действие законов и решений на всей территории страны и осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Судебная власть обеспечивает разрешение споров и конфликтов нормами правого государства и руководствуясь законами.

  1. Личность как объект и субъект политики.

Самым важнейшим субъектом политики является личность — это исходный первичный политический субъект, поскольку из личностей состоит общество и сама власть. В тоже время личность является и объектом политических отношений, ибо власть невозможна без подчинения объекта.