Файл: Вопросы для экзамена по курсу Политическая социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 источник:

Проблемы политического поведения, политической активности давно интересуют исследователей различных стран. Ученые пытаются ответить на вопросы: почему человек участвует в политике, из чего "складывается" его политическое поведение, какие факторы влияют на выбор тех или иных форм политического участия, почему индивиды выражают свою поддержку или несогласие с какими-либо политическими силами, курсами, институтами и т.п. Разные направления науки дают разнообразные ответы на поставленные вопросы. Свою позицию имеет в этих вопросах и политическая социология.

Понятие и формы политического поведения

В современной политической науке сложилось три основных направления исследований политического поведения: социологическое, психологическое и экономическое. Каждое из них дает свое объяснение политическому поведению, исходя из собственных парадигмальных принципов и аргументаций. Каждая из трех традиций ставит серьезные вопросы перед теорией демократии, стимулируя ее развитие. В то же время все три направления сблизились между собой по вопросу о месте гражданина в демократической политике. Все три направления отличает интерес к отдельному избирателю, к его способностям и возможностям действовать в условиях демократии. Эмпирические исследования, проведенные в рамках каждого из направлений, заставили по-новому взглянуть не только на определенные проблемы демократии и политического участия, но и пересмотреть некоторые теоретические подходы, сложившиеся в социальных науках. Так, политическая социология была вынуждена решать проблему социального детерминизма, противоречащую модели независимого гражданина. Политическая психология встала перед необходимостью объяснения политического поведения граждан в условиях их ограниченного интереса к политике и, следовательно, неполной информации о политических явлениях и процессах, в то время как нормативная теория демократии предполагает, что политические решения зависят от принципиальных и политически грамотных граждан. Наконец, политэкономическая теория встала перед еще более интересной загадкой: зачем рационально мыслящему индивиду выполнять свои гражданские обязанности, если он понимает, что его индивидуальный вклад не может повлиять на конечный результат, а он может пользоваться результатами выборов наравне с активными избирателями.

В современной политической социологии для описания феномена политического поведения используются такие понятия, как "политическое участие", "политическая активность", "политическая деятельность", но при этом они часто не разграничиваются и не определяются вообще. Попытки определения этих понятий, предпринятые некоторыми авторами, следует признать недостаточно удовлетворительными, в силу того что в результате попыток не создается целостной картины политического поведения, способной послужить основой для операциоиализации этого понятия. Например, под этим термином иногда понимают только электоральное поведение. В целом ситуацию можно охарактеризовать словами Е. Б. Шестопал: "В политической науке под термином “политическое поведение” понимают как действия отдельных участников, так и массовые выступления, как активность организованных субъектов власти, так и стихийные действия толпы, как акции в поддержку системы, так и направленные против нее. Более того, голосование “против” или неявка на выборы тоже трактуются как формы политического поведения"[1].


Политическое поведение (в зарубежной политической науке употребляется термин political behaviour) может быть определено как субъективно мотивированный процесс, в котором воплощается тот или иной вид политической деятельности. При этом под политической деятельностью (political action) понимается вся совокупность форм действий политических акторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедостижением, реализацией властных интересов.

Приведем пример из повседневной жизни. Возьмем преподавателя высшей школы и студента. Мы можем про них сказать, что преподаватель осуществляет преподавательскую деятельность, а студент – деятельность совсем другого рода. В то же время конкретный процесс реализации деятельности (поведение) будет зависеть от многих обстоятельств, например личностных качеств преподавателя и студента, их возраста, социального опыта, экономических условий, авторитета и т.д. Поэтому поведение одного преподавателя может значительно отличаться от поведения другого преподавателя, хотя на первый взгляд набор форм их действий может быть одинаковым. Также и в политической жизни – можно различить политическую деятельность и политическое поведение. Мы, например, говорим о политической деятельности депутата парламента, при этом подразумеваем некоторый в целом стандартный набор форм действий, хотя не исключаем и возможность вариаций. То же самое относится и к другим видам политической деятельности: деятельности активиста партии, члена правительства, главы государства и т.д. При этом мы предполагаем, что тот или иной вид деятельности может реализовываться по-разному. Процесс такой реализации может зависеть от многих обстоятельств. И поэтому мы говорим, что отдельные депутаты или избиратели ведут себя по-разному.

Тесно связанным с понятием политического поведения является понятие политическое участие (political participation): его можно определить как более или менее регулярное и, прежде всего, инструментальное применение акторами различных форм политической деятельности, посредством которых граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений. Иными словами, политическое участие, или гражданское участие, есть влияние на осуществление и распределение власти.



При этом известно, что разные люди могут участвовать в политике с различной интенсивностью: одни люди только смотрят телевизор, другие еще и ходят на выборы, а третьи ведут активную политическую работу. Понятно, что вовлеченность в один и тот же вид деятельности может проявляться по-разному: например, один активист может только спорадически участвовать в политических кампаниях на правах исполнителя, а другой является их активным организатором; один избиратель может ходить на каждые выборы, а другой – только на особо значимые для политической жизни. Для обозначения этих различий существует понятие "политическая активность". Под политической активностью (political activity, political involvement) можно понимать интенсивность участия субъекта в политическом процессе в целом, а также в рамках отдельных форм политической деятельности.

Некоторые индивиды не проявляют никакой активности в политике. Для обозначения такого типа политического поведения существует понятие абсентеизм. Однако про этих граждан нельзя сказать, что они совсем не участвуют в политическом процессе: отсутствие политической активности нс означает тот факт, что человек не является субъектом политических взаимодействий. В качестве самого простого примера можно привести неучастие избирателей в выборах с целью сорвать их проведение. Другие формы абсентеизма также не свидетельствуют о том, что человек не участвует в политической жизни. В политической науке существуют различные способы типологии политического поведения и политического участия.


Из лекции:

Стр 16-18

  1. Политическая активность и абсентеизм.

Из лекции:

Стр 30-32

Политическая активность — форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей.

Она может проявляться как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.

Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени и (или) во имя общности.

Политическое поведение (участие) — это активность субъектов в рамках предложенных им программ реализации их коллективных интересов.

Существует два вида участия:

участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов;

участие с высокой вовлеченностью, которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д.

В рамках второго вида различают подвиды: автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие — это добровольная исполнительная активность граждан в составе общественных объединений. Мобилизованное участие — это принудительная активность в составе каких-либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции и т. п. Мобилизованное участие всегда направлено на поддержку властного органа, проводящего акцию, ею целью является демонстрация преданности участников данному органу власти и одобрение политики, проводимой данным субъектом (будь то государственная или негосударственная организация). В любом обществе присутствуют элементы обоих названных подвидов.

Политическая деятельность — это творческая активность субъектов, целью которых является формулирование и реализация коллективных интересов определенного сообщества. Выразителями таких особых интересов выступают группы, обладающие необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, — элиты. Социальные элиты имеют целью свой вариант построения политических отношений и активно стремятся к достижению этой цели. Политический деятель — личность, представляющая определенную политическую силу и проявляющая активность в соответствии с программой реализации коллективных интересов этой политической силы. Одна изтаких общественных сил, как правило, стоит у власти и осуществляет свою программу. Остальные общественные группы сотрудничают с ней, когда имеют полностью или частично совпадающие цели либо находятся в легальной или нелегальной оппозиции. В рамках этих различных политических сил инициативные творческие лидеры занимаются политической деятельностью, а остальные граждане осуществляют политическое участие.


Сотрудничество обеспечивает устойчивость существующей системы политических отношений. Требования, если они есть, выражаются в законных формах. Оппозиционность означает протестую политическую активность людей, вызванную неудовлетворенностью (фрустрацией) их своим положением. Она направлена против сложившейся системы политических отношений и выражается в требованиях, которые порой сопровождаются несанкционированными действиями: митингами, демонстрациями, забастовками, отказом повиноваться распоряжениям властей и т. п. Протестная активность с использованием нелегитимного насилия оценивается как политическое преступление. Это могут быть бунты, восстания, террористические акции и т. д. Протест- ное поведение объясняет концепция депривации. Депривация — состояние недовольства, вызванное расхождением между оценкой субъектом реальною и ожидаемою состояния общества.

Политическую активность личности как форму реализации политических интересов рассматривают в качестве критерия развития политических отношений. Гражданина в демократичном обществе отличают проявление интереса к политике, вовлеченность в поли тические процессы, наличие определенных познаний в политике. То есть атрибутом политически активного индивида становится гражданственность. Это высокая и сознательная вовлеченность личности в политику, приверженность интересам сообщества, готовность идти на жертвы ради данных интересов. Такое качество в древнегреческом полисе считалось главной добродетелью и оценивалось как высшая форма патриотизма. В условиях империй и монархий гражданственность отождествлялась с понятием «лояльность». Лояльность — это уважение к органам власти и верность действующим законам. В современных политических системах гражданское общество не совпадает с государством. Поэтому содержание понятия «гражданственность» изменилось и уже не является тождественным понятию «лояльность». Проявление гражданственности связывают с борьбой за права и свободы личности. Гражданская позиция противопоставляется конформизму, который означает непротивление господствующим в обществе отношениям даже в случае несогласия с ними.

В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм — проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности