Файл: Вопросы для экзамена по курсу Политическая социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В некоторых учебниках вместо личности упоминаются термины «индивид», «актор», «агент политики». С точки зрения теории, видимо, можно найти обоснованное употребление любого термина. С точки зрения участия в политике любого человека, будем считать, что термин «личность» является собирательным. Под субъектом политики в любом случае можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимоотношении с государством, независимо от степени влияния на принимаемые решения и характер реализации государственной политики. В политике действует множество субъектов, но к основным можно отнести лишь субъекты трех типов:

? личность

? групповой тип (группа личностей);

? институциональный (организованная группа со своими структурами)

В политической науке, начиная с Аристотеля и Платона, постоянно осуществляется поиск тех, кто выступает в качестве активных сил в политической борьбе. Аристотель говорит о «государственном муже» и «политическом человеке», Н.Макиавелли наряду с «государем» упоминает уже партии «политического тяга». В дальнейшем в политической теории господствовал взгляд, который сводил всю политическую жизнь к государству и соответствующих институтов.

В XIX веке появляется теория «классов» (К.Маркс и Ф.Энгельс), в политический обиход входят термины «расы», «нации», «народности», «партии» и другие. В начале XX века разрабатываются концепции «групп интересов» и «правящих элит». По вопросу взаимоотношения личности и политики складывается несколько направлений. Одна модель утверждает, что личность всегда подчиняется государству, ибо сама природа человека неразумна и эгоистична и нуждается в контроле со стороны политики. Личность понимается как пассивный объект управления, нуждающийся в политических механизмах, способных обуздать его несовершенную природу. Это нужно для управления системой государства (Д. Белл, У. Мур, С. Линсет), для устойчивой демократии (Р.Даль), для достижения равенства (Дж. Роулз, Г. Гэнс).

Другое направление изучения личности в политике — психоисторическое. Оно выстраивает факты личной биографии политика в исторический контекст самого исторического процесса


Такие авторы как Дж. Кокс, С. Хьюз, М. Блох, Ф. Броди и др. видят свою задачу не в приспособлении политических событий к действиям отдельных личностей, а в привнесении в политику личностного компонента, как одного из важнейших факторов объяснения исторических событий.

И третье направление представлено типологическими исследованиями личности в политике. Основаниями для классификации служат отдельные психологические особенности политиков, свойства из поведения, мышления, стиля деятельности, взаимоотношений и т. д. (Т. Адорно, М. Рокич, Ф. Гринстайн и др.).

2 источник:

Первичным субъектом политики является личность. Именно она, ее интересы, цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности. Личность в политике рассматривается в следующих аспектах:

1. Личность как совокупность индивидуальных психофизических и социальных особенности человека. Здесь особое внимание уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика.

2. Личность как представитель группы, исполнитель определенной политической роли: избирателя, парламентария и т.д.

3. Личность гражданина как относительно самостоятельного, активного участника политической жизни.

Относительно взаимосвязи политики и личности выделяется ряд концепций. Патерналистический взгляд исходит из трактовки государства как одной большой семьи, где вся полнота власти принадлежит правителю - отцу, а все остальные граждане делятся на старших (аристократию и чиновничество) и младших (простой люд). Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые в свою очередь должны заботиться о благе народа. Тоталитарная модель взаимоотношений личности и политики исходит из безусловного полного подчинения человека государству. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, делает его беззащитным перед властью. Наиболее последовательными сторонниками расширения и демократизации сферы взаимоотношений человека и государства являются социал-демократы, христианские демократы, которые рассматривают взаимодействие человека и власти не только в политической сфере, но и в вопросах обеспечения социальной справедливости.

В зависимости от политического режима и господствующих в нем порядков личность может выступать в качестве субъекта и объекта политики. Быть субъектом политики, то есть ее сознательным творцом и проводником, можно лишь в условиях демократичного общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в деятельности различных организаций и формах политической жизни. При тоталитарных и авторитарных режимах, где политическая жизнь строго регламентирована государством или партией, отсутствуют возможности для самодеятельного, творческого участия, а лишь объектом политики, то есть исполнителем чужой воли.



Личность может выступать объектом политики и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана выполнять Конституцию, законы, предписания, нормы общежития и другие распоряжения, обеспечивающие нормальную цивилизованную жизнь общества.

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере созревания человека в процессе его политической социализации, которая направлена на вступление личности в мир политики, освоение определенной системы знаний и ценностей, позволяющей ей функционировать в качестве полноправного члена общества, участвовать в его политической жизни.

«Участие» как синоним понятия политической деятельности во второй половине ХХ века превратилось в центральную категорию политологии. Политическое участие – это любая добровольная активность отдельных личностей и групп, которые преследуют цель – прямо или косвенно влиять на процесс принятия решений на разных уровнях политической системы.

Большое значение имеет выделение форм политического участия и отслеживание тенденций их изменения. К типичным формам политического участия относятся следующие:

1. Реакция (позитивная, негативная, нейтральная) на события, которые происходят в политической жизни. Является наипростейшей формой политического участия, не предусматривает особой активности.

2. Участие в выборах в представительские органы власти. В рамках этой формы граждане передают некоторые полномочия определенному лицу, которое и будет осуществлять властные функции от их имени и в их интересах. Участие в референдумах и плебисцитах, что напрямую связано с принятием политических решений.

3. Формы прямого действия, сущность которого заключается в прямом обращении с требованиями улучшить свое положение, принять или отменить какое-либо политическое решение. К таким формам относятся митинги, демонстрации, пропагандистские акции, пикетирование.

4. Членство в партиях и движениях. Эта форма политического участия требует от человека не только активности, а и знаний про происходящие политические процессы, понимание собственных политических интересов.

5. Профессиональная политическая деятельность в государстве, его органах, руководящих партийных структурах. Эту форму поведения выбирают те люди, которых мы называем политиками.

Кроме названных, существует еще много разнообразных форм политического участия. Необходимо также обратить внимание на стихийные, неорганизованные формы, которые сопровождаются всплеском эмоций, паникой, зачастую имеют непредсказуемые трагические последствия.


На основании критерия типичного участия населения в политической жизни разных стран и протестного потенциала выделяют следующие типы политического участия:

1. Активисты – активное участие в политической деятельности и одновременно средний потенциал протеста.

2. Реформисты – среднее участие и одновременно высокий или средний потенциал протеста.

3. Протестующие – низкое политическое участие и одновременно высокий или средний потенциал протеста.

4. Конформисты – высокая или средняя политическая активность и одновременно низкий потенциал протеста.

5. Неактивные – низкая политическая активность и одновременно низкий потенциал протеста.

Изучение факторов, которые влияют на политическую активность, остается главной задачей политологии. На основе эмпирического материала американский политолог С. Верба в начале и 70-х годов прошлого века сформулировал так называемую модель политического участия. Она гласит: чем выше социально-экономический статус, тем выше вероятность политического участия. Лица, которые осознают свою политическую значимость и верят в то, что они имеют такое влияние, проявляют больше готовности к политическому участию, чем те, которые ощущают отчужденность от общества. Новейшие исследования показывают, что молодые, с более высоким уровнем образования люди из средних слоев населения преимущественно с ориентацией на новые ценности проявляют больше готовности к прямым формам политического участия, чем представители непривилегированных групп.

  1. Политическое поведение как предмет социологического анализа.

Поведение - система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В широком смысле говорят о поведение объектов самого разного рода (например, электрона в магнитном поле, атмосферного циклона и т.д.); в научном смысле понятием «Поведение» пользуются главным образом для обозначения целесообразной системы действий живого индивида или их совокупности. С середины 20 в. с известной условностью термин «поведение» применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

Общими предпосылками поведения живых организмов являются: наличие субъекта, обладающего определённой организацией, которая позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта, на который направлено поведение, поскольку он заключает в себе цель поведения; наличие определённой программы поведения и механизма оценки эффективности её выполнения. В зависимости от типа организации субъекта различают поведение на биологическом, психологическом и социологическом уровнях; этому соответствуют и уровни изучения поведения.


Политическая деятельность людей неразделима с их поведением. В деятельности человека реализуются какие-то стремления и ожидания, проявляются привычки и навыки, воспроизводятся образцы поведения, связанные с его отношением к политическим институтам и их функционированию. Отсюда познавательная задача: объяснить поведение человека в такой специфической форме деятельности, каковой является политика. В литературе нет однозначного понимания ни категории "политическое поведение", ни ее специфики, ни надобности ее различения с категорией "политическая деятельность". Польский политолог Т. Бодио отмечает три точки зрения по данному вопросу:

1. Поведение есть внешнее проявление политического действия. Политическое поведение, как и деятельность, суть выражения активности людей в политической сфере жизни. Несомненно, что активность индивида или группы, лидеров или массы может быть со знаком плюс или минус. Политическое поведение - такой тип активности, который, будучи обусловленным политической средой, направлен на самого субъекта и выражает его состояние в процессе действия.

Т. Бодио подчеркивает, что поведение связано главным образом с приспособлением людей к условиям политического бытия, тогда как действие - с сознательным намерением осуществить изменения в политическом бытии. 2. Политическое поведение и политическое действие - тождественные понятия. Г.П. Предвечный рассматривает поведение как вид активности, "направленной на изменение состояния субъекта. Политическое поведение-это непосредственное взаимодействие участников политической деятельности. Думается, что хорошей иллюстрацией нашего определения политического поведения служит пример М. Вебера о двух способах "сделать из политики свою профессию: либо жить "для политики", либо жить "за счет" политики и "политикой"... тот, кто живет "для" политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу"... и тем самым придает смысл своей жизни". Стало быть, и тот, и другой способ "доить для политики" и "жить за счет политики" и политикой - не изменяет социальную среду. И, следовательно, в обоих случаях речь идет об активности, прежде всего направленной субъектом на самого себя, то есть о поведении. Политическое поведение характеризует личностные и групповые мотивы действий (причем осознанных и неосознанных), форму проявления и объективации индивидуальных и массовых действий, их направленность, связанную с приспособлением к условиям политического бытия. 3. Политическое действие есть специфическая форма политического поведения. Итак, понятие "поведение" относится к любым политическим действиям, характеризуя состояние субъекта во время деятельности. Такая трактовка данного понятия соответствует его определению с психологической точки зрения. Один из известных исследователей поведения П.М.Якобсон писал: "Это понятие... улавливает своеобразные особенности и структуру человеческой деятельности и выявляет специфику ее организации в последовательности процессов психической жизни". Автор видит одну из задач исследования "объяснить поведение человека в основных формах его деятельности". Специфика политического поведения, в отличие от деятельности, проявляется в конкретных разновидностях его субъектов. Таковыми выступают индивиды, группы, массы, толпа. Соответственно различаются виды поведения: индивидуальное, групповое и массовое... Вместе с тем поведение может классифицироваться по другим критериям: по мотивам - осознанное и неосознанное, произвольное, стихийное; по ситуативным особенностям - нестабильное, стабильное, кризисное, неожиданное и т. д.; по способам проявления- бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности - длительное, кратковременное; по направленности - конструктивное и солидарное как проявления политического участия, разрушительное, экстремистское; по управляемости - сознательно контролируемое и неконтролируемое (импульсно-аффективное, патологическое). Таким образом, несмотря на то, что политическое поведение неотделимо от политической деятельности, его анализ не дублирует объяснение политической деятельности, а позволяет раскрыть состояние субъектов различных уровней и модификаций в различных процессах этой деятельности. Иными словами, анализ политического поведения – это неотъемлемая сторона исследования политической деятельности в плане конкретизации субъективного аспекта и его объективации во внешних проявлениях. Политическая субъективность не может быть раскрыта без выяснения совокупности побуждений, действий и поступков, сформировавшихся или формирующихся в процессе конкретных форм политической деятельности.