Файл: Вопросы для экзамена по курсу Политическая социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ограничивающих или запрещающих проведение подобных акций.

Иное основание для дефиниции протеста используется авторами, разрабатывающими проблематику политического конфликта. По формам проявления конфликт разделяют на протест и восстание. При этом протест рассматривается как форма проявления политического конфликта, предмет которого касается конкретных действий и политики властей. В большинстве случаев протестное поведение оказывается не столь продолжительным и включает такие формы, как демонстрация, всеобщие забастовки, уличные столкновения и прочие действия, связанные с нарушением общественного порядка. По сравнению с протестом восстания касаются более фундаментальных вопросов типа "кто правит", "с помощью каких средств" и, как правило, предполагают проявление вооруженного насилия между представителями политического режима и его оппонентами.


Какие факторы лежат в основе политического протеста?

В современной социологической литературе (так же как и в политологической) среди причин протеста, которые выделяются на уровне макроанализа, важная роль отводится показателям социального самочувствия и динамике социальных ожиданий населения.

В этой связи следует подробнее остановиться на феномене депривации, являющемся одним из центральных элементов во многих объяснительных моделях конфликтов и сопряженных с ними протестных действий. Под депривацией понимается субъективное чувство недовольства, которое проявляется по отношению к своему настоящему. Впервые концепция депривации, точнее, относительной депривации была введена в научный оборот Стауффером, а затем получила развитие в работах Мертона и Руинсимана.

Исходной здесь является посылка, что личностные стремления, надежды, требования определяются системой соотнесения - совокупностью идей и наблюдений, на основе которых индивид выносит свои суждения о конкретной ситуации. Так, субъект А будет находиться в состоянии относительной депривации по отношению к объекту X (чаще всего понимаемому как определенный уровень социального благополучия, благосостояния) в случае, если:

1) субъект не обладает X;

2) субъект хочет обладать X;

3) субъект сравнивает свое положение с некоторыми другими субъектами, обладающими X;

4) субъект рассматривает как реальное и осуществимое свое обладание X.

К основным элементам модели относительной депривации относятся: субъект депривации; система соотнесения или социальных сравнений; внешние воздействия, нарушающие прежнюю систему социальных сравнений; частота и уровень депривации.


Рассматривая в качестве субъекта некоторую социальную группу, схематично функционирование механизма депривации можно описать следующим образом. Под влиянием внешних воздействий происходит нарушение сложившейся системы оценок, зачастую сопровождающееся расширением возможностей социальных сравнений и их выражения. Результаты социальных сравнений усиливают чувства неравенства и неудовлетворенности. Важно при этом, что зачастую реальный уровень благосостояния группы остается в течение всего периода сравнений стабильным. Вместе с тем в результате сравнений он оказывается ниже некоторого идеального уровня. Последний оценивается в группе как вполне достижимый при условии некоторой институциональной перестройки и перераспределения средств и благ внутри общества

Итак, растущие расхождения между ожиданиями, детерминированные социальными сравнениями, и реальностью приводят к усилению неудовлетворенности. При этом отмечается, что ожидания имеют тенденцию к линейному росту. Однако зависимость, описывающая степень удовлетворения ожиданий, имеет нелинейный характер. Причем нелинейность эта связана с отставанием реальных возможностей по удовлетворению ожиданий от роста последних. На определенном этапе абсолютная величина расхождений становится настолько значительной, что приводит к явлениям фрустрационного порядка. В свою очередь это способствует возникновению мотиваций по включению субъекта депривации в ту или иную форму участия в протестных действиях. На уровне субъекта цель этих действий состоит в снятии препятствий для реализации первоначальных ожиданий.

Описанная модель депривации является некоторой идеальной конструкцией. Применительно к конкретному социуму линейная зависимость "депривация - протест" оказывается не столь однозначной. Причем ее определяющие параметры связаны со степенью стабильности и благосостояния общества в целом.

Выражение намерения участвовать в тех или иных формах протеста имеет как политические, социально-экономические, так и культурные основания. Поэтому важной стороной анализа протеста должно быть изучение особенностей политической культуры. Исследователи отмечают, что политическая культура выступает одним из существенных факторов, определяющих политическое поведение населения. Отношение к правительству и политикам, особенности участия в выборах, протестное поведение в значительной степени могут быть объяснены в связи с анализом господствующих в обществе политических идей, традициями отношения к сфере политики в целом. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что различия в национальных политических культурах зачастую проявляются независимо от типа господствующего политического режима.



  1. Сущность, содержание и этапы политической социализации.

В социологии используется понятие «политический человек». Этим термином обозначают причастность человека к проблемам политической жизни, политическим процессам и явлениям, в известной степени отстраняясь от характеристики его деятельности в других сферах общественной жизни. Но это специфическое качество — быть «политическим человеком» — приобретается постепенно, в процессе политической социализации. Такой процесс проходит не сразу, не немедленно. Более того, на определенном этапе (детства, подросткового возраста) он отстает от других форм социализации и поэтому имеет специфические особенности.

Проблемами социализации занимались многие исследователи. Г. Тард (1843—1904) — один из первых исследователей, который пытался описать процесс интернационализации норм через социальное взаимодействие. В XX в. в западной социологии утвердилось понимание социализации вообще и политической социализации в частности как такой части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. В дальнейшем эти идеи получили развитие у Т. Парсонса (1905—1979), согласно взглядам которого индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими, в результате чего следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

В советской социологии проблемы политической социализации рассматривались в основном через проблемы политического воспитания, политической учебы и образования. Несмотря на значительную идеологическую заданность объектов исследования, в таких работах содержится интересный анализ эмпирической социологической информации. В исследованиях В.Г. Байковой, В.П. Васильева, Д.М. Гилязитдинова, П.В. Позднякова, Ф.Э. Шереги, А.И. Яковлева и других анализировались каналы и механизмы политической пропаганды и агитации, их результативность и влияние на формирование политических убеждений.

Проблемы политической социализации в постсоветский период стали разрабатываться с учетом новых реалий, обусловленных процессом демократизации, политическим плюрализмом, ростом разнообразия политических партий и движений, влиянием средств массовой информации
, представляющих различные политические, финансово-экономические и социальные силы. Особенно заметными стали работы по анализу мировоззренческих позиций молодежи А.И. Ковалевой, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова и др.

Политическая социализация представляет собой процесс приобщения человека к соответствующей информации, усвоения идей, взглядов и образцов политического поведения.

Начинается такой процесс с раннего школьного возраста, хотя элементы политической социализации могут проявляться у ребенка и несколько ранее. Как утверждают социальные психологи и педагоги, с 8—9 и до 13 лет у ребенка наступает важный этап формирования политических взглядов. Особенность этого этапа состоит в том, что он часто персонифицируется, ибо дети склонны говорить не о политическом строе, а о личности, например президента, отождествляющего этот строй. Именно с отношения к личности руководителя или руководителей государства и начинает проявляться степень доверия к той стране, где живет молодой человек.

В этом возрасте уже возможна выработка (при помощи взрослого) определенного отношения к внешним или внутренним антагонистам (врагам). У ребенка может появиться ориентация на неприязнь и отторжение отдельных народов (через эту оценку часто фиксируется отношение к государству этих народов), критический взгляд на отдельные общественные силы, особенно если это обсуждается в семье.

С 13—14 лет начинается следующий — подростковый этап социализации. Он характеризуется тем, что разрозненная отрывочная политическая информация начинает складываться в определенную систему, где уже есть место не только отдельным моментам политической жизни или отдельным ее персонажам. Обычно в этом возрасте в большей мере в школе, чем в семье, формируется представление о политической жизни, о структуре власти, целях общества и государства, подростки вырабатывают представление об общей политической ситуации в стране, в их сознании находят отражение важнейшие события, происходящие в обществе. И наконец, в этом возрасте реализуются первые попытки приобщения к деятельности общественных организаций, в том числе имеющих и политическую ориентацию.

18 лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. Заканчивается не только его гражданское становление, но молодой человек приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у человека складывается и приобретает завершенный вид его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. У большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни. Иначе говоря, к этому времени человек становится полноправным субъектом политической жизни.


Человек подвержен политической социализации в течение всей своей жизни, даже если он не отходит от сформировавшегося в молодости восприятия политики и определенных ценностных ориентации. Но даже в этом случае он не остается полностью неизменным как политический человек. Он постоянно вносит в свою жизнь коррективы, уточняет свое отношение к политическим реалиям или видоизменяет конкретные формы своей жизнедеятельности.

Процесс эмансипации человека К. Маркс справедливо связывал с осознанием каждым индивидом своей общественной, силы как силы политической. И это осознание постоянно возрастает, что проявляется в значительно более широком участии людей в решении политических судеб своей страны и мира в целом.

Отмечая увеличение массы и глубины участия в политической жизни, следует отметить и такое явление, когда предпринимаются попытки ограничить политическую деятельность людей или направить ее в другое русло. Однако всякое отстранение людей от участия в политической жизни чревато серьезными последствиями, в том или ином виде отторжения (открытого или латентного) политической системы в целом.

Иногда в общественной и политической жизни происходит аккумуляция социальных ценностей населения не только одного государства, но и ряда регионов, а иногда и мира. Так, на современном этапе развития человечества люди различной политической ориентации протестуют против милитаризации общества, политики агрессии и войны, расовой и национальной дискриминации, ущемления прав женщин, ухудшения положения молодого поколения, коррупции, хищнического отношения к использованию природных ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, политическая социализация — сложный, многоступенчатый и многогранный процесс усвоения соответствующей информации, ее интерпретации и приспособления к своим интересам и потребностям, а также намерения реализовать их в жизни в процессе взаимоотношений с обществом и государством.

  1. Политическая культура как социально-исторический феномен.

Политическая культура включает в себя политическое знание, представленное совокупностью научных положений, структурированных взглядов, мнений, ценностных ориентации и т.п., а также методов и способов их реализации (латентных или открытых) в процессе практической деятельности.