Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит на тему Характеристика видов, форм и методов государственного финансового контроля в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом требуется обратить внимание на то, что казначейской системой еще не достигнут пик своего развития и постепенно она будет претерпевать существенные изменения, которые направлены на ее совершенствование.

Уголовно-правовой контроль над преступностью экономического характера является особым направлением государственной деятельности, цель которого заключается в борьбе с экономической преступностью с помощью формирования уголовной политики, совершенствования уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, уголовного законодательства, законодательства об деятельности оперативно-розыскного характера, использования указанных норм, осуществления контроля их применения и соблюдения конституционных свобод и прав граждан. В зависимости от непосредственных целей и субъектов есть возможность выделения следующих видов и направлений уголовно-правового контроля экономической преступности:

- контроль уголовно-правового характера, который осуществляется исполнительными и законодательными органами госвласти при формировании государственной уголовной политики;

- уголовно-правовой контроль, который осуществляется судебными, исполнительными и законодательными органами госвласти при толковании и создании норм права, которые непосредственно регламентируют борьбу с преступностью экономического характера;

- уголовно-правовой контроль, который осуществляется органами уголовной юстиции и прочими органами, которые непосредственно связаны с борьбой с преступностью;

- уголовно-правовой контроль на этапе исполнения наказаний уголовного характера.

В процессе совершенствования правового регулирования процедур казначейского исполнения бюджетов могут и должны использоваться многие положительные моменты, присутствовавшие в советский период в кассовом обслуживании бюджетов, которые в настоящее время неоправданно утрачиваются или игнорируются.

Рассматривая вопросы финансового контроля необходимо отметить, что сегодня Центральным банком реализуется программа, имеющая целью повышение эффективности (оптимизацию) расчетно-кассовой системы ЦБР. Анализ мирового опыта, проведенный в рамках настоящей работы, дает основания утверждать, что практически в каждой стране существует государственная платежная система. Причем ведущую роль в ее функционировании играет казначейство. Подобную систему целесообразно разработать и внедрить в России, поскольку это позволит получить следующие результаты:


- реализовать единый порядок взаимодействия через Федеральное казначейство с финансовыми органами и администраторами;

- разработать и внедрить унифицированную единую методологию и механизм исполнения бюджетов всех уровней;

- эффективно использовать уже существующую инфраструктуру Федерального казначейства, и его единый программный комплекс;

- исключить затраты на функционирование региональных и местных казначейств, поскольку Федеральное казначейство на безвозмездной основе выполняет функции организации исполнения бюджетов всех уровней;

- создать благоприятные условия для аккумулирования временной свободных средств с целью консолидированного управления ликвидностью.

Создание централизованной модели, в которой предусмотрено казначейское исполнение бюджетов, будет иметь следующие важнейшие результаты:

- повышение эффективности реализации Федеральным казначейством своих полномочий;

- совершенствование экономических отношений, возникающих в процессе взаимодействия между участниками бюджетных отношений.

В качестве основных причин невысокого уровня государственного финансового контроля в РФ можно обозначить следующие: отсутствие единой концепции проведения финансового контроля, что вызывает дублирование осуществления соответствующих функций. На данном этапе работа, проводимая в целях совершенствования этого вопроса, не имеет четких ориентиров, и следовательно, недостаточно эффективна.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ




На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

В настоящее время органами государственной власти уделяется недостаточно внимания вопросам оптимизации системы финансового контроля. В связи с очевидностью необходимости наличия развитой контрольной системы как обязательного условия эффективного развития экономики, проведен ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы контроля. Важное значение в данном вопросе имеет принятие Бюджетного Кодекса.

Государственный контроль — это одна из основных функций парламента, его структурных подразделений, парламентариев и специальных органов, созданных самим парламентом на основе законодательства, осуществляемая путем проверок и мониторинга исполнения органами исполнительной власти, а в необходимых случаях и расследования их действий, повлекших негативные последствия и нанесших существенный ущерб интересам государства и общества.

В целях обеспечения эффективности государственного финансового контроля, необходимо не только обозначить контролирующие органы в Бюджетном Кодексе, но и закрепить их задачи и функции, права и обязанности на законодательном уровне.

В настоящее время наблюдается некоторая раздробленность финансовой системы, обусловленная, в том числе, отсутствием координации действий органов власти, выполняющих контрольные функции. То есть, в большинстве случаев, работа каждого конкретного органа проводится только в рамках своего ведомства.

При изучении вопросов осуществления финансового контроля в России, было установлено, что полномочия органов Федерального казначейства, закрепленные за ними в период создания, сегодня претерпели ряд изменений в связи с новой социально-экономической действительностью. В соответствии с нормами Бюджетного Кодекса, органы Федерального казначейства наделены функциями финансового контроля
, однако в результате проведенного исследования законодательной базы финансового контроля, можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время отлаженной системы контроля управления государственными финансовыми ресурсами. Указанные факторы приводят к нецелевому и неэффективному использованию государственных бюджетных средств.

В качестве основных причин невысокого уровня государственного финансового контроля в РФ можно обозначить следующие:

- отсутствие единой концепции проведения финансового контроля, что вызывает дублирование осуществления соответствующих функций. На данном этапе работа, проводимая в целях совершенствования этого вопроса, не имеет четких ориентиров, и следовательно, недостаточно эффективна.

- отсутствие системной нормативно-правовой базы в сфере финансового контроля и проработанной концепции его организации.

- отсутствие четкого проработанного порядка и механизма взаимодействия органов аудиторского и государственного финансового контроля. Данному вопросу на теоретическом, законодательном и практическом уровне необходимо уделять повышенное внимание.

Также стоит отметить, что в научной литературе не сложилось единое понятие финансового контроля и классификации его параметров. Решению данной проблемы способствовало бы принятие федерального закона «О государственном финансовом контроле».

Исходя из такого понимания сущности государственного контроля, вряд ли можно относить к формам государственного контроля назначение на должности и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и других ее должностных лиц, как это сделано в статье 5 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ. Вполне очевидно, что в таких случаях осуществляется работа по расстановке кадров, а не контрольная деятельность.

В статье 12 анализируемого Закона предусмотрено участие представителей палат Федерального Собрания в правительственных комиссиях по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий по решению Правительства Российской Федерации. На наш взгляд, такое «сотрудничество» не соответствует принципу разделения властей. Кроме того, во-первых, нет ясности в вопросе о том, какими полномочиями наделяется в таких случаях парламентарий. Во-вторых, не очевидны причины «объединения» парламентского и правительственного контроля. В-третьих, вряд ли обоснованно возлагать на представителя палаты Федерального Собрания обязанность отчитываться на заседании соответствующего профильного комитета об итогах деятельности всей правительственной комиссии. Представляется, что более логично требовать от него отчета о своей личной работе в этой комиссии.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Конституция Российской Федерации. – М., 2022.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Федеральным законом 31.07.1998 г. N 147-ФЗ О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

  4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6953.

  5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

  6. Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1670.

  7. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1729.

  8. Солдатов В.И., Сапожников Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2019. С. 68.

  9. Авдокушин Е. Ф. Международные финансовые отношения (основы финансомики): учебное пособие для бакалавров. - М.: Дашков и Ко, 2017.

  10. Алехин Б. И. Государственный долг: учебное пособие// М.: Юнити-Дана, 2017.

  11. Бендюрина С. В. Федеральный государственный контроль (конституционноправовое исследование): Дисс... канд. юр. наук. М., 2017.

  12. Брызгалин А.В. «Налоги и финансовое право» - Москва 2017, 167с.

  13. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Дашков и К, 2017.

  14. Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2018.

  15. Государственный контроль за экономикой. -М.: Юристь, 2018. - 319 с.

  16. Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2018. 192с.

  17. Пантелеев А. Ю. Роль федерального казначейства в повышении эффективности управления государственными финансами, г. Ульяновск, УлГУ, 2017.

  18. Соменков А.Д. Бюджетный контроль в зарубежных странах. Книга 1,2: Монография.-Элиста: АПП Джангар, 2018.

  19. Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М., 2017. С. 304.

  20. Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 2019. С. 43.

  21. Большаков Н.М., Енц Г.П. Оценка эффективности финансового контроля как инструмент управления социальной сферой/ Н. М Большаков, Г. П. Енц // Проблемы теории и практики управления( международный журнал), 2019. № 1.С.41-49.

  22. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. - 2018. № 9. - С.30.

  23. Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - № 1. - С.82-94.

  24. Гранкин И. В. Основные признаки законодательных органов // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 5.

  25. Грачева М.В. Внутренний контроль и аудит в секторе государственного управления // Финансы. - 2019. - № З.-С. 66

  26. Карасев А.Т., Гиздатов А.Р. Государственный контроль в системе государственного контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 9. С.36-37.

  27. Кирикова O.A. Риски в финансовом управлении средствами федерального бюджета // Финансы. - 2019. - № 12. -С.15.

  28. Лексин И.В. Контроль в системе разделения властей: специфика Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. №51. С. 241-242.

  29. Лимская декларация руководящих принципов контроля. // Контроллинг. -2018.-№ 1.-е. 56-65.

  30. Лопина Л. О взаимодействии участников бюджетного процесса // Бюджет. 2019. №12. 42-48.

  31. Нестеренко Т. Реформирование бюджетного учета в Российской Федерации // Бюджет. 2018. №12. С. 30-34.

  32. Садовникова Г.Д. Парламентское расследование и развитие института государственного контроля в РФ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2019. - №2. - С. 19.

  33. Юридический словарь. М., 2018; Энциклопедический словарь. 2018. URL: /http://dic. academic.ru/dic.nsl7es/85072/