Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предварительные заказы оптовых баз служат основой для разработки промышленными предприятиями планов выпуска товаров по объему и ассортименту. Предварительный заказ - это экономически обоснованное выражение существующего и прогнозируемого спроса на товары.
Пятилетнее соглашение между оптовыми и промышленными объединениями является формой долговременной экономической связи между промышленностью и торговлей. В таких соглашениях предусматриваются обновление ассортимента, улучшение внешнего вида изделий, упаковки товаров и другие обстоятельства, обеспечивающие полное удовлетворение потребностей населения.
Оптовые ярмарки проводятся после получения промышленными предприятиями заданий по производству того или иного товара. На ярмарках предприятия оптовой торговли согласовывают с поставщиками ассортимент товаров, модели, фасоны, расцветки, размеры.
Договоры поставок оптовых баз с промышленными предприятиями устанавливают хозяйственные отношения между ними. Договоры заключаются на год, на пять лет. При прямых длительных связях договоры содружества заключают между общественными организациями предприятий торговли и промышленности. Договоры являются средством для повышения эффективности хозяйственных связей.
Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) используются работниками оптовой торговли для воздействия на промышленность и на потребителя. С помощью средств массовой информации привлекается внимание общественности к поставщикам, выпускающим товары низкого качества, которые не пользуются.
На макроуровне оптовой торговлей выполняются следующие рыночные функции:
-
интегрирующая - организация хозяйственных связей производителей и потребителей продукции, изыскание возможностей сбыта; -
оценочная - определение уровня и выравнивание общественно- необходимых затрат труда в народном хозяйстве через ценообразование; -
организующая и регулирующая - содействие рациональному развитию интересов производства и потребления продукции.
На микроуровне макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются в различные подфункции или функции предприятий оптовой торговли, а именно:
-
равномерное размещение товарной массы на территории страны; -
организация рационального товародвижения, его финансовое обеспечение; -
преобразование производственного ассортимента в торговый.
Расширение и углубление функций оптовой торговли должны способствовать укреплению и развитию хозяйственных связей на внутреннем рынке страны.
Вывод: оптовая торговля, преобразует производственный ассортимент в торговый, определяет структуру и направление товарных потоков, выступает на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном. Оптовые предприятия и организации тем самым способствуют укреплению и развитию хозяйственных связей внутреннего рынка страны.
Обеспечение функций оптовой торговли в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке страны осуществляются с помощью государственного регулирования современной торговли посредством использования системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями.
Государственное регулирование коммерческой деятельности осуществляется по следующим направлениям:
-
регулирование цен (тарифов) на товары (услуги); -
регулирование безопасности товаров; -
лицензирование отдельных видов торговой деятельности; -
осуществление государственного контроля торговых предприятий; -
регулирование внешнеторговой деятельности; -
антимонопольное регулирование; -
регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства.
Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.
Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты (рисунок 8), методы и связи.
Рисунок 1.3 - Инструменты государственного регулирования торговли
Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ.
Конкретными целями регулирования являются: развитие рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.
На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.
В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности.
Государственное регулирование торговли осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов РФ и органов местного самоуправления [5].
Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации - высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.
Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей и т.д.
В системе государственного регулирования выделяют методы прямого и косвенного воздействия.
К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.
Косвенные (экономические) методы - осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, тарифы и наценки, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия.
Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.
Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).
К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.
Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ", «О потребительской кооперации», «О развитии малого и среднего предпринимательства», «О защите прав потребителей» и т. д.
Основными задачами региональных органов государственного регулирования являются формирование региональной торговой политики и ее приоритетов, обеспечение реализации общих принципов налогообложения, укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе общефедеральных правил и норм, создание эффективной конкурентной среды, поддержка местных товаропроизводителей, регулирование иностранных инвестиций, формирование развитой инфраструктуры, обеспечение контроля соблюдения прав потребителей, лицензионная деятельность.
Муниципальный уровень обеспечивает необходимые условия для повышения предпринимательской активности в торговле, оказывает поддержку торговым организациям, контролирует деятельность всех участников торгового оборота. Регулирует рациональное размещение и режимы работы торговых объектов.
Глава 2. Анализ применения функций АО НПК «Катрен» в развитии и укреплении хозяйственных связей на внутреннем рынке оптовой торговли лекарственными средствами
2.1 Организационно-управленческие условия выбора функций АО НПК «Катрен»
Много внимания АО НПК «Катрен» уделяет совершенствованию процессов электронного обмена информацией между поставщиками товара и центральным распределительным складом. Большинство поставщиков предоставляет теперь не только комплект товарно-сопроводительной документации, но и комплект документов качества на электронных носителях, которые затем интегрируются в информационную систему «Катрен». Компания «Катрен» проводит для
своих поставщиков ежегодный рейтинг, по итогам которого определяются победители в номинациях «Золотая паллета» и «Серебряная паллета».
АО НПК «Катрен» располагает центральным распределительным складом класса «А» площадью 7000 квадратных метров, который обеспечивает приемку всего объема поступающего товара компании и распределение его по филиалам организации. Склад обеспечен современной погрузо-разгрузочной техникой, использует передовые логистические и компьютерные технологии, что позволяет в кратчайшие сроки принимать и обрабатывать до 1200 кубических метров и 1500 наименований товара ежедневно.
На сегодняшний день в АО НПК «Катрен» действуют семь автоматизированных складов общей площадью более 83 тыс. кв. м., оснащенных современным оборудованием для обработки заказов. Объем обработанного товара 2011г. составил 178 тыс. куб. м. Таким образом, с одной стороны, компания реализует стратегию lowcost, а с другой - предоставляет своим клиентам высокое качество сервиса и высокую скорость обработки заказов.
Организация развивает открытое и взаимовыгодное сотрудничество со своими партнерами. В 2022 году количество клиентов АО НПК «Катрен» увеличилось с 15 000 до 15 950, а общее количество точек доставки превысило 42 000 .
Около 92 % оборота компании приходится на постоянных клиентов, делающих заказы систематически. Они составляют 66 % от общего количества клиентов.
Коммерческий сегмент фармацевтического рынка является для «Катрен» основным - суммарные продажи в аптеки и аптечные сети составляют 88% оборота компанию.
На 2023 год компанией НПК «Катрен» запланировано:
-
запуск крупных автоматизированных складов в Москве, Нижнем Новгороде и Воронеже; -
строительство и автоматизация нового регионального склада в Ростове-на-Дону;
Рисунок 2.1 - Распределение отгрузки по типам клиентов в АО НПК «Катрен»
В 2024 году будет продолжен курс на повышение уровня технологической оснащенности складов, совершенствования логистики и дальнейшего сокращения затрат. Динамика логистических затрат представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Динамика логистических затрат АО НПК «Катрен»
Наряду с традиционными направлениями деятельности АО НПК «Катрен» реализует ряд новых сервисных направлений, позволяющих укреплять взаимоотношения НПК «Катрен» с заинтересованными сторонами - поставщиками и клиентами.