Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 606

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
211
Обеспечить равномерный зазор величиной 2,5 мм по всему стыку. Смещение кромок в потолочной части стыка – не более 1 мм, на остальных участках – не более 2,8 мм. Равномерно по периметру стыка выполнить не менее 4 прихваток длиной 60-80 мм каждая
5.
Сборка, подогрев и сварка стыка №1
Произвести сборку стыка №1. При необходимости выполнить предварительный подогрев (см. раздел
«Предварительный подогрев»); Количество прихваток – не менее шести длиной 100-150 мм каждая.
Смещение кромок – см. п.4 настоящего раздела. Равномерно по периметру в «окнах» центратора выполнить сварку не менее 60% корневого слоя стыка №1 электродами с основным покрытием.
Снять центратор и завершить сварку корневого слоя шва. Тщательно зашлифовать абразивным кругом корневой слой шва;
Выполнить сварку подварочного шва. Подварочный слой должен иметь ширину 8…10 мм и усиление
1…3 мм.
Выполнить сварку заполняющего и облицовочного слоёв шва электродами с основным видом покрытия.
Наружный центратор
, сварочный источник, шлифмашинка, газовая горелка, контактный термометр, шаблон сварщика УШС, линейка
6.
Сборка, прихватка и сварка стыков №2 и №3
Произвести обработку шлифашинкой участков разделки кромок с обрезанными прихватками, восстановив требуемую форму фасок;
Застропив составную катушку, установить ее по месту с величиной зазора в стыках №2 и №3 = 2,5-3,0 мм. Выполнить предварительный подогрев (см. раздел «Предварительный подогрев»). Замер температуры осуществлять не менее, чем в 4-х точках по периметру стыка на расстоянии 10-15 мм и 60-
75 мм от торцов.
Осуществить сборку стыков на наружном центраторе. Величина смещения кромок – см. п. 3 и п. 4 настоящего раздела. Равномерно по периметру каждого стыка выполнить не менее 6 прихваток длиной
100-150 мм каждая.
Равномерно по периметру стыка в «окнах» центратора выполнить сварку не менее 60% корневого слоя электродами с основным покрытием;
После снятия центратора выполнить сварку оставшегося периметра корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия;
Тщательно зашлифовать абразивным кругом корневой слой шва;
Выполнить сварку заполняющих и облицовочного слоев шва электродами с основным видом покрытия.
Сварку обоих стыков рекомендуется производить одновременно. Минимальное число слоев N=4 для стыков №2 и №3;
Производить послойную зачистку слоев от шлака и брызг;
Выровнять шлифкругом или напильником видимые грубые участки поверхности облицовочного слоя шва. Зачистить прилегающую поверхность труб от брызг.
Наружный центратор сварочный источник, кольцевой подогреватель контактный термометр, термокарандаш, рулетка,
Шлифмашинка, шаблон сварщика
УШС-3 молоток,зубило, напильник
Не оговоренные в данной технологической карте операции должны выполняться в соответствии со СНиП III-42-80* и
РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»
Карта разработана: ________________ /__________________________/ - ____________________________ Дата: «_____» ______________200___ г.
ПОДПИСЬ Ф. И. О ДОЛЖНОСТЬ


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
212
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

К.9 Типовая операционная технологическая карта ремонта кольцевых стыков, выполненных ручной дуговой сваркой при устранении
дефектов изнутри и снаружи трубы
Типовая операционная технологическая карта ремонта
кольцевых стыков, выполненных ручной дуговой сваркой
при устранении дефектов изнутри и снаружи трубы
ОБЪЕКТ СРОИТЕЛЬСТВА
ТИП
ТРУБОПРОВОДА
ДИАМЕТР КИЛОМЕТРАЖ
СТЫКУЕМЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
ШИФР КАРТЫ
Магистральный
нефтепровод
1020 мм
труба + труба
ТН-СРД-12-01
Характеристика труб
Сварочные
материалы
Форма ремонтного шва
Предварительн
ый
подогрев
Марка стали, номер
ТУ
Диа- метр, мм
Толщина стенки, мм
Марка стали, класс прочности
Норматив- ный предел прочности,
МПа
Эквива- лент углерода,
%
К50 490
К52 510 1020 10,0-
15,0
К54 530
≤ 0,43
Электроды типа Э50А по ГОСТ 9467-75
(Е7016 по AWS А5.1)
диам. 2,5/2,6 мм
(сварка корневого слоя шва) диам. 3.0/3,2 мм
(сварка корневого, заполняющих, облицовочного и подварочного слоев шва)
Предварительный подогрев до 100
+30 0
С при любой температуре окружающего воздуха
Режимы сварки
Дополнительные требования и рекомендации
Слой шва,
выполняемый
при ремонте
Марка
электрода
Диаметр,
электрода,
мм
Поляр-
ность
Сварочный
ток,
А
Корневой
(тип 3)
2,5/2,6
(3,0 / 3,2) обратная/ прямая
70-85
(80–110)
Подварочный
(тип 1)
3,0 / 3,2 обратная 80–110
Заполняющие
(тип 2 и 3)
3,0 / 3,2 обратная 90–120
Облицовочный
(тип 2, 3 и 4)
3,0 / 3,2 обратная 80-110 1. При наличии дефектов суммарной длиной более 530 мм стык должен быть вырезан.
2. Температура зоны сварки при выполнении первого ремонтного слоя должна быть не менее +100 0
С.
3. Межслойная температура должна составлять не менее +50 о
С и не более +250 0
С.
4. Не разрешается повторный ремонт одного и того же дефектного участка.
5. После окончания сварки стык следует накрыть термоизолирующим поясом до полного остывания.
6. Не допускается ремонт трещин.
7. Направление сварки во всех случаях – снизу-вверх.

8. Работу на стыке от начала до конца выполняет один сварщик.
9. Запрещается выплавлять дефекты сваркой.
10. Ремонтные работы на стыке должны осуществляться без длительных перерывов.
11. После окончания ремонтных работ проводится повторный 100% радиографический контроль отремонтированного участка.
12. Для выборки дефектов изнутри трубы следует использовать шлифмашинки с рабочим напряжением
13. не более 36 В.
14. Конкретные марки аттестованных марок сварочных электродов следует выбирать в соответствии с РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов». Электроды перед использованием должны быть прокалены согласно рекомендаций завода изготовителя, в случае отсутствия рекомендаций прокаливаются при температуре
350-380 0
С в течение 1,5-2 час.
ПЕРЕЧЕНЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

п/п
Операция
Содержание операций
Оборудование
и инструмент
1.
Разметка ремонти- руемого стыка
• По результатам неразрушающего контроля отметить на стыке место расположения и тип дефекта;
• Суммарная длина исправляемых дефектов не должна превышать 530 мм;
• Максимальная длина единовременно ремонтируемого участка – 300 мм;
• Длина размеченного участка должна превышать размеры исправляемого дефекта не менее, чем на 30 мм в каждую сторону по длине и 1-2 мм по глубине
Кольцевой шаблон, мерный пояс, шаблон сварщика
УШС-3 2.
Удаление дефектов и подготовка шва
• Дефекты корневого и подварочного слоев, а также горячего прохода рекомендуется исправлять, как правило, после вышлифовки изнутри трубы (тип 1). При этом ширина вышлифованного участка должна составлять не более 7 мм;
• В исключительных случаях при расположении дефектов по оси шва допускается ремонт со сквозным пропилом
(тип 3). Зазор в случае ремонта со сквозным пропилом должен составлять 2,5…3,5 мм;
• Дефекты заполняющих и облицовочного слоев шва ремонтируют путем частичной вышлифовки снаружи трубы
(тип 2);
• Устранить шлифованием дефекты, подлежащие ремонту: поры, шлаковые включения, подрезы изнутри трубы, несплавления, непровары. При этом ширина вышлифованного участка «L» должна составлять на 2-4 мм
меньше ширины облицовочного слоя шва;
• Сошлифовать часть шва в месте подреза или недостаточного перекрытия облицовочного слоя шва (тип 4) таким образом, чтобы после сварки ширина ремонтного шва не вышла за пределы допустимой величины
Шаблон сварщика
УШС-3, шлифмашинка, линейка
3.
Подогрев стыка
• Произвести предварительный подогрев ремонтного участка стыка до 100
+30 0
С при любой температуре окружающего воздуха;
Замер температуры торцов труб осуществлять не менее, чем в 4-х точках по периметру стыка на расстоянии 10-
15 и 60-75 мм от ремонтного участка сварного шва
Подогреватель, термокарандаш, контактный термометр

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
213 4.
Заварка дефектных участков
• Выполнить сварку первого ремонтного слоя электродами с основным видом покрытия;
• Зачистить первый слой ремонтного шва от шлака и брызг;
• Выполнить сварку заполняющих и облицовочного слоев ремонтного участка шва электродами с основным видом покрытия;
• Производить послойную зачистку швов от шлака и брызг;
• Высота каждого слоя при заварке дефектного участка не должна превышать 2,5…3,5 мм;
• Выполнить наплавку ремонтного валика в местах подрезов или недостаточного перекрытия кромок облицовочного слоя шва. Допускается увеличение ширины шва в месте выполнения ремонта не более, чем на
2,0 мм;
• Выровнять грубые участки поверхности ремонтного шва. Для этой операции рекомендуется применять малогабаритные шлифмашинки. Зачистить прилегающую поверхность труб от брызг
Сварочный источник, термокарандаш, контактный термометр, шлифмашинка, металлическая щетка, молоток, зубило, напильник
Не оговоренные в данной технологической карте операции должны выполняться в соответствии со СНиП III-42-80* и
РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»
Карта разработана: ________________ /__________________________/ - ____________________________ Дата: «_____» ______________200___ г.
ПОДПИСЬ Ф. И. О ДОЛЖНОСТЬ

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
214
К.10 Типовая операционная технологическая карта ремонта кольцевых стыков, выполненных ручной дуговой сваркой при
устранении дефектов изнутри и снаружи трубы
Операционная технологическая карта ремонта
кольцевых стыков, выполненных ручной дуговой
сваркой при устранении дефектов изнутри и снаружи
трубы
ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА
ТИП
ТРУБОПРОВОДА
ДИАМЕТР
КИЛОМЕТРАЖ СТЫКУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ШИФР КАРТЫ
Магистральный
нефтепровод
1020 мм
труба + труба
ТН-СРД-12-02
Характеристика труб
Сварочные материалы
Форма ремонтного шва
Предварительный подогрев
Номер стандарта,
ТУ
Диа- метр, мм
Толщина стенки, мм
Марка стали, класс прочности
Норматив- ный предел прочности,
МПа
Эквива- лент углерода,
%
К55 540
К56 550 1020 10,0...20,0
К60 590
≤ 0,43
Электроды типа Э50А по ГОСТ 9467-75 (Е7016 по
AWS А5.1) диам. 2,5 мм
(сварка корневого слоя шва) диам. 3,2 мм
(сварка корневого и подварочного слоев шва)
Электроды типа Э60 по ГОСТ 9467-75
(Е8018 по AWS А5.5) диам. 3,2 / 4,0 мм
(сварка заполняющих и облицовочного слоев
)
Предварительны й подогрев до
100
+30 0
С при любой температуре окружающего воздуха
Режимы сварки
Дополнительные требования и рекомендации
Слой шва,
выполняемый
при ремонте
Марка
электрода
Диаметр,
электрода,
мм
Поляр-
ность
Сварочный
ток,
А
Корневой
(тип 3)
2,5
(3,2)
Обратная/ прямая
70-85
(80–110)
Подварочный
(тип 1)
3,2 обратная 80–110
Заполняющие
(тип 2 и 3)
3,2
(4,0)* обратная
90-120 130-170
Облицовочный
(тип 2, 3 и 4)
3,2
(4,0)* обратная
80 - 110 130-160
* - Электроды диам. 4,0 мм рекомендуется использовать при выполнении
ремонта кольцевых швов труб с толщинами стенок 15 – 20 мм.
1. Конкретные марки аттестованных марок сварочных электродов следует выбирать в соответствии с РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов».
2. При наличии дефектов суммарной длиной более 530 мм стык должен быть вырезан.
3. Температура зоны сварки при выполнении первого ремонтного слоя должна быть не менее +100 0
С.
4. Межслойная температура должна составлять не менее +50 о
С и не более +250 0
С.
5. Не разрешается повторный ремонт одного и того же дефектного участка.
6. При ремонте стыков труб необходимо использовать приспособления и механизмы, не нарушающие
целостность изоляции. При проведении газопламенного нагрева следует использовать защитные экраны
и/или термостойкие пояса.
7. После окончания сварки стык следует накрыть термоизолирующим поясом до полного остывания.
8. Не допускается ремонт трещин.
9. Направление сварки во всех случаях – снизу-вверх.
10. Работу на стыке от начала до конца выполняет один сварщик.
11. Запрещается выплавлять дефекты сваркой.
12. Ремонтные работы на стыке должны осуществляться без длительных перерывов.
13. После окончания ремонтных работ проводится повторный 100% радиографический контроль
отремонтированного участка.
14. Для выборки дефектов изнутри трубы следует использовать шлифмашинки с рабочим напряжением
15. не более 36 В.
16.
Конкретные марки аттестованных марок сварочных электродов следует выбирать в соответствии с РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов». Электроды перед использованием должны быть прокалены согласно рекомендаций завода изготовителя, в случае отсутствия рекомендаций прокаливаются при температуре 300-350 0
С в течение 1,5-2 час.
ПЕРЕЧЕНЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

п/п
Операция
Содержание операций
Оборудование
и инструмент
1.
Разметка ремонти- руемого стыка
• По результатам неразрушающего контроля отметить на стыке место расположения и тип дефекта;
• Суммарная длина исправляемых дефектов не должна превышать 530 мм;
• Максимальная длина единовременно ремонтируемого участка – 300 мм;
• Длина размеченного участка должна превышать размеры исправляемого дефекта не менее, чем на 30 мм в каждую сторону по длине и 1-2 мм по глубине
Кольцевой шаблон, мерный пояс, шаблон сварщика
УШС-3 2.
Удаление дефектов и подготовка шва
• Дефекты корневого и подварочного слоев, а также горячего прохода рекомендуется исправлять, как правило, после вышлифовки изнутри трубы (тип 1). При этом ширина вышлифованного участка должна составлять не более 7 мм;
• В исключительных случаях при расположении дефектов по оси шва допускается ремонт со сквозным пропилом (тип 3). Зазор в случае ремонта со сквозным пропилом должен составлять 2,5…3,5 мм;
• Дефекты заполняющих и облицовочного слоев шва ремонтируют путем частичной вышлифовки снаружи трубы (тип 2);
• Устранить шлифованием дефекты, подлежащие ремонту: поры, шлаковые включения, подрезы изнутри трубы, несплавления, непровары. При этом ширина вышлифованного участка «L» должна составлять на 2-4 мм меньше ширины облицовочного слоя шва;
• Сошлифовать часть шва в месте подреза или недостаточного перекрытия облицовочного слоя шва (тип
4) таким образом, чтобы после сварки ширина ремонтного шва не вышла за пределы допустимой величины
Шаблон сварщика
УШС-3, шлифмашинка, линейка