Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 698
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
215 3.
Подогрев стыка
• Произвести предварительный подогрев ремонтного участка стыка до 100
+30 0
С при любой температуре окружающего воздуха;
Замер температуры торцов труб осуществлять не менее, чем в 4-х точках по периметру стыка на расстоянии 10-15 и 60-75 мм от ремонтного участка сварного шва
Подогреватель, термокарандаш, контактный термометр
4.
Заварка дефектных участков
• Выполнить сварку первого ремонтного слоя электродами с основным видом покрытия;
• Зачистить первый слой ремонтного шва от шлака и брызг;
• Выполнить сварку заполняющих и облицовочного слоев ремонтного участка шва электродами с основным видом покрытия;
• Производить послойную зачистку швов от шлака и брызг;
• Высота каждого слоя при заварке дефектного участка не должна превышать 2,5…3,5 мм;
• Выполнить наплавку ремонтного валика в местах подрезов или недостаточного перекрытия кромок облицовочного слоя шва. Допускается увеличение ширины шва в месте выполнения ремонта не более, чем на 2,0 мм;
• Выровнять грубые участки поверхности ремонтного шва. Для этой операции рекомендуется применять малогабаритные шлифмашинки. Зачистить прилегающую поверхность труб от брызг
Сварочный источник____, термокарандаш, контактный термометр, шлифмашинка, металлическая щетка, молоток, зубило, напильник
Не оговоренные в данной технологической карте операции должны выполняться в соответствии со СНиП III-42-80* и
РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»
Карта разработана: __________________ /_____________________________/ - _____________________________ Дата: «_____»
______________200___ г.
ПОДПИСЬ Ф. И. О ДОЛЖНОСТЬ
ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
216
К.11 Типовая операционная технологическая карта сборки и комбинированной автоматической сварки неповоротных стыков труб с
использованием головок М-300
Типовая операционная технологическая карта сборки и комбинированной автоматической
сварки неповоротных стыков труб с использованием головок М-300
ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ТИП ТРУБОПРОВОДА
ДИАМЕТР КИЛОМЕТРАЖ
СТЫКУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ШИФР КАРТЫ
Магистральный
Нефтепровод
1220 мм
труба + труба
ТН-СЗГ-15-01
Характеристика труб
Процессы сварки
Сварочные
материалы
Марка стали, номер
ТУ
Диа- метр, мм
Толщина стенки
S
СТ.
, мм
Класс прочности стали
Нормативный предел прочности,
МПа
Эквива- лент углерода,
%
1.Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде защитных газов методом STT (корневой слой шва).
2. Автоматическая сварка порошковой проволокой в среде защитных газов
(заполняющие и облицовочный слои).
К50 490
Предварительный подогрев
К52 510 1220 12...14
К54 530
≤ 0,43
•
Для труб с толщинами стенок 10...12 мм - подогрев до 50
+30 0
С при температуре окружающего воздуха ниже +5 0
С и/или наличии влаги на концах труб;
Для труб с толщиной стенок 12,1...14 мм - подогрев до 100
+30 0
С при температуре окружающего воздуха ниже -20 0
С и до 50
+30 0
С при температуре окружающего воздуха ниже +5 0
С и/или наличии влаги на концах труб;
Форма разделки кромок и сварного шва
Минимальное число слоев:
N=3 для S
СТ.
=12,0 мм
N=4 для S
СТ.
=14,0 мм
1.
Проволока сплошного сечения марки Супер Арк Л-56
(Super Arc L-56) диам. 1,14 мм – сварка корневого слоя шва;
2. Порошковая проволока марки
ПХ-701 (PX-701) диам. 1,4 мм – сварка горячего прохода, заполняющих и облицовочного слоев шва;
3. Защитный газ: смесь 75% аргона + 25% углекислого газа
(75% Ar + 25% CO
2
)
Режимы сварки
Дополнительные требования и рекомендации
Наименование слоя шва
Корневой
Горячий
проход
Заполня-
ющие
Облицо-
вочный
Направление сварки
На спуск
На спуск
На подъем
На подъем
Скорость подачи проволоки, дюйм/мин. 180 200-220 220-250 190-210
Род тока, полярность
= (+)
= (+)
= (+)
= (+)
Сила тока, А
(*)
Не нормируется
Напряжение на дуге, В
Не нормируется
20,5 – 22,0 21,0 – 22,5 21,0 – 22,5
Вылет электрода, мм
5 – 10 7 – 12 8 – 13 8 - 13
Скорость сварки, дюйм/мин.
10 - 13 16 - 18 6 – 10 6 - 9
Частота колебаний электрода, дюйм/сек.
(**)
2,8 3,2 3,6
Амплитуда колебаний электрода, мм
(**)
Регулируется по ширине разделки
Время задержки электрода на кромке,
(**)
0 0 – 0,4 0 – 0,4
Угол наклона электрода (вперед), град.
2 - 4 0 – 7 0 – 7 0 – 7
Защитный газ
75%Ar +25%CO
2 75%Ar +25%CO
2 75%Ar +25%CO
2 75%Ar
+25%CO
2
Расход газа, куб. фут/час ( л/мин.)
50–60 (24-28)
80-100 (38-47)
80-100 (38-47)
80-100 (38-47)
(*) – Для сварки корневого слоя шва методом STT на источнике питания устанавливаются специальные параметры: пиковый ток = 400 – 460 А; базовый ток = 60 – 90 А; скорость изменения заднего фронта импульса (tailout) = 3-5 ед.; установка параметра горячего старта (hot start) =1,5 – 3 ед.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
(**) – при наличии зазора = 2,5-3,0 мм на участке стыка 0 час. - 1 час. 30 мин. сварку корневого слоя на данном участке следует выполнить с колебаниями электрода: частота колебаний = 2,8 дюйм/мин.; время задержки = 0 ; амплитуда колебаний – регулирется по месту.
8.
Для выполнения сварных соединений следует использовать трубы с одинаковой нормативной толщиной стенки и стандартной заводской разделкой кромки (угол скоса = 30 град., притупление = 1,8
± 0,8 мм).
9.
Сварку следует выполнять герметичных палатках, обеспечивающих защиту зоны сварки от ветра и атмосферных осадков.
10.
Сварка каждого слоя шва производится двумя сварщиками-операторами одновременно. Второй оператор начинает сварку после того, как первый оператор сварил участок периметра длиной не менее 1м (для корневого слоя и горячего прохода) и не менее 0,5 м (для заполняющих и облицовочного слоев).
11.
Запрещается освобождать жимки центратора до полного завершения сварки корневого слоя шва.
5. Интервал времени между завершением корневого слоя шва и началом сварки горячего прохода не должен превышать 10 мин.
6. Межслойная температура должна находиться в пределах 50…250 0
С. В случае снижения межслойной температуры ниже +50 0
С следует осуществить сопутствующий подогрев до +50…70 0
С.
7. В случае атмосферных осадков сваренный стык следует укрывать термоизолирующим поясом до полного остывания стыка.
8. Настройка основных параметров режима для каждого слоя шва производится заблаговременно на пульте управления головки М-300 (М300-С) и на источнике
Инвертек СТТ-II (Invertec STT-II) – перед сваркой корневого слоя. В процессе работы производится периодический контроль параметров режима и постоянный контроль технического состояния сборочно-сварочного оборудования.
9. При выполнении работ должна быть обеспечена сохранность заводской изоляции труб
10. Для шлифовки замков шва рекомендуется применять малогабаритные шлифмашинки.
ПЕРЕЧЕНЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ СБОРКИ И СВАРКИ
№
п/п
Операция
Содержание операций
Оборудование
и инструмент
1.
Очистка труб
• Внутреннюю и наружную неизолированную поверхности труб очистить от земли и других загрязнений
Скребок, щетка
2.
Подготовка кромок
• Осмотреть поверхность и кромки труб;
• Устранить шлифованием на наружной поверхности неизолированных торцов труб царапины, риски, задиры глубиной до 5% от нормативной толщины стенки, но не более минусового допуска на толщину стенки по ТУ;
• Забоины и задиры фасок глубиной до 5 мм ремонтировать электродами с основным видом покрытия типа Э50А (E7016) диам. 2,5 мм с предварительным подогревом до 100
+30 0
С;
• Зачистить отремонтированные поверхности кромок труб шлифованием, при этом должна быть восстановлена заводская разделка кромок, а толщина стенки трубы не должна быть выведена за пределы минусового допуска;
• Вмятины на торцах труб глубиной до 43 мм выправить безударным разжимным устройством с местным подогревом изнутри трубы до 100-
150 0
С независимо от температуры воздуха. Торцы труб с вмятинами более 43 мм следует обрезать и обработать станком СПК;
• Наружное усиление заводского шва сошлифовать «заподлицо» с поверхностью трубы на ширине 10 -15 мм от торца;
• Зачистить до чистого металла прилегающие к кромкам внутреннюю и наружную поверхности трубы на ширину не менее 15 мм;
• Установить с помощью специального шаблона направляющий пояс для перемещения сварочных головок.
Ультразвуковой толщиномер, шаблон сварщика УШС, линейка, штангенциркуль, шлифмашинка, Станок типа СПК, разжимное приспособление, газовая горелка, контактный термометр, термокарандаш,
направляющий пояс CRC
AW
3.
Подогрев стыка
• Осуществить предварительный подогрев до температуры, указанной в разделе «Предварительный подогрев»;
• Замер температуры торцов труб осуществлять не менее, чем в 4-х точках по периметру стыка на расстоянии 10-15 и 60-75 мм от торцов труб
Кольцевой подогреватель, контактный термометр, термокарандаш
4.
Сборка труб
• Сборку стыка производить без прихваток на внутреннем гидравлическом центраторе;
• Собрать стык с зазором 2,1 – 2,4 мм в верхней части периметра стыка (пространственное положение 0 час. – 1 час. 30 мин.) и 2,5 – 3,0 мм - на остальном периметре стыка. Расстояние между заводскими швами стыкуемых труб должно быть не менее 100 мм. Наружное смещение должно быть распределено по периметру стыка. Величина наружного смещения кромок – не более 2,0 мм;
• Установить сварочные головки, откорректировать их положение и проверить настройку параметров режима сварки согласно таблице
«Параметры режима» (с учетом п.6 «Дополнительных требований и рекомендаций»;
Внутренний гидравлический центратор, шаблон сварщика
УШС-3, секундомер
5.
Сварка стыка
• Выполнить сварку корневого слоя шва методом STT двумя сварочными головками М300 (М300-С). В процессе работы произвести обработку шлифкругом на участках расположения замков;
• Снять с направляющего пояса сварочные головки поста корневого слоя шва и произвести тщательную обработку его поверхности шлифкругом;
• Установить сварочные головки поста горячего прохода, проверить настройку режима и выполнить сварку горячего прохода;
• Последовательно производить настройку параметров режима и сварку заполняющих и облицовочного слоев шва;
• Производить послойную зачистку от шлака и брызг. Усиление шва на участках расположения замков зашлифовать до требуемой величины.
Палатка-укрытие, сварочные источники
Invertec STT-II и DC-400, сварочные головки М300 (М300-С), металлическая щетка, линейка, шаблон сварщика, шлифмашинка
Не оговоренные в данной технологической карте операции должны выполняться в соответствии со СНиП III-42-80* и
РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»
Карта разработана: _________________ /_____________________________/ - _____________________________ Дата: «_____» ______________200___ г.
ПОДПИСЬ Ф. И. О ДОЛЖНОСТЬ
8.
Для выполнения сварных соединений следует использовать трубы с одинаковой нормативной толщиной стенки и стандартной заводской разделкой кромки (угол скоса = 30 град., притупление = 1,8
± 0,8 мм).
9.
Сварку следует выполнять герметичных палатках, обеспечивающих защиту зоны сварки от ветра и атмосферных осадков.
10.
Сварка каждого слоя шва производится двумя сварщиками-операторами одновременно. Второй оператор начинает сварку после того, как первый оператор сварил участок периметра длиной не менее 1м (для корневого слоя и горячего прохода) и не менее 0,5 м (для заполняющих и облицовочного слоев).
11.
Запрещается освобождать жимки центратора до полного завершения сварки корневого слоя шва.
5. Интервал времени между завершением корневого слоя шва и началом сварки горячего прохода не должен превышать 10 мин.
6. Межслойная температура должна находиться в пределах 50…250 0
С. В случае снижения межслойной температуры ниже +50 0
С следует осуществить сопутствующий подогрев до +50…70 0
С.
7. В случае атмосферных осадков сваренный стык следует укрывать термоизолирующим поясом до полного остывания стыка.
8. Настройка основных параметров режима для каждого слоя шва производится заблаговременно на пульте управления головки М-300 (М300-С) и на источнике
Инвертек СТТ-II (Invertec STT-II) – перед сваркой корневого слоя. В процессе работы производится периодический контроль параметров режима и постоянный контроль технического состояния сборочно-сварочного оборудования.
9. При выполнении работ должна быть обеспечена сохранность заводской изоляции труб
10. Для шлифовки замков шва рекомендуется применять малогабаритные шлифмашинки.
ПЕРЕЧЕНЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ СБОРКИ И СВАРКИ
№
п/п
Операция
Содержание операций
Оборудование
и инструмент
1.
Очистка труб
• Внутреннюю и наружную неизолированную поверхности труб очистить от земли и других загрязнений
Скребок, щетка
2.
Подготовка кромок
• Осмотреть поверхность и кромки труб;
• Устранить шлифованием на наружной поверхности неизолированных торцов труб царапины, риски, задиры глубиной до 5% от нормативной толщины стенки, но не более минусового допуска на толщину стенки по ТУ;
• Забоины и задиры фасок глубиной до 5 мм ремонтировать электродами с основным видом покрытия типа Э50А (E7016) диам. 2,5 мм с предварительным подогревом до 100
+30 0
С;
• Зачистить отремонтированные поверхности кромок труб шлифованием, при этом должна быть восстановлена заводская разделка кромок, а толщина стенки трубы не должна быть выведена за пределы минусового допуска;
• Вмятины на торцах труб глубиной до 43 мм выправить безударным разжимным устройством с местным подогревом изнутри трубы до 100-
150 0
С независимо от температуры воздуха. Торцы труб с вмятинами более 43 мм следует обрезать и обработать станком СПК;
• Наружное усиление заводского шва сошлифовать «заподлицо» с поверхностью трубы на ширине 10 -15 мм от торца;
• Зачистить до чистого металла прилегающие к кромкам внутреннюю и наружную поверхности трубы на ширину не менее 15 мм;
• Установить с помощью специального шаблона направляющий пояс для перемещения сварочных головок.
Ультразвуковой толщиномер, шаблон сварщика УШС, линейка, штангенциркуль, шлифмашинка, Станок типа СПК, разжимное приспособление, газовая горелка, контактный термометр, термокарандаш,
направляющий пояс CRC
AW
3.
Подогрев стыка
• Осуществить предварительный подогрев до температуры, указанной в разделе «Предварительный подогрев»;
• Замер температуры торцов труб осуществлять не менее, чем в 4-х точках по периметру стыка на расстоянии 10-15 и 60-75 мм от торцов труб
Кольцевой подогреватель, контактный термометр, термокарандаш
4.
Сборка труб
• Сборку стыка производить без прихваток на внутреннем гидравлическом центраторе;
• Собрать стык с зазором 2,1 – 2,4 мм в верхней части периметра стыка (пространственное положение 0 час. – 1 час. 30 мин.) и 2,5 – 3,0 мм - на остальном периметре стыка. Расстояние между заводскими швами стыкуемых труб должно быть не менее 100 мм. Наружное смещение должно быть распределено по периметру стыка. Величина наружного смещения кромок – не более 2,0 мм;
• Установить сварочные головки, откорректировать их положение и проверить настройку параметров режима сварки согласно таблице
«Параметры режима» (с учетом п.6 «Дополнительных требований и рекомендаций»;
Внутренний гидравлический центратор, шаблон сварщика
УШС-3, секундомер
5.
Сварка стыка
• Выполнить сварку корневого слоя шва методом STT двумя сварочными головками М300 (М300-С). В процессе работы произвести обработку шлифкругом на участках расположения замков;
• Снять с направляющего пояса сварочные головки поста корневого слоя шва и произвести тщательную обработку его поверхности шлифкругом;
• Установить сварочные головки поста горячего прохода, проверить настройку режима и выполнить сварку горячего прохода;
• Последовательно производить настройку параметров режима и сварку заполняющих и облицовочного слоев шва;
• Производить послойную зачистку от шлака и брызг. Усиление шва на участках расположения замков зашлифовать до требуемой величины.
Палатка-укрытие, сварочные источники
Invertec STT-II и DC-400, сварочные головки М300 (М300-С), металлическая щетка, линейка, шаблон сварщика, шлифмашинка
Не оговоренные в данной технологической карте операции должны выполняться в соответствии со СНиП III-42-80* и
РД «Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»
Карта разработана: _________________ /_____________________________/ - _____________________________ Дата: «_____» ______________200___ г.
ПОДПИСЬ Ф. И. О ДОЛЖНОСТЬ