Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 699
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Термины и определения
В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 аттестованная технология сварки: Технология сварки, которая прошла приемку в данной производственной организации в соответствии с требованиями настоящего документа,
РД 03-615-03, что подтверждается Свидетельством НАКС о готовности организации к ее применению при строительстве (ремонте) магистральных трубопроводов, заключением о производственной аттестации сварки КСС.
3.2
аттестованный сварщик: Сварщик, аттестованный в установленном порядке и имеющий первый профессиональный уровень в соответствии требованиями ПБ 03-273-99 и РД
03-495-02 и дополнительными требованиями к аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, допускаемых к работам на объектах системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть.
3.3
автоматическая сварка: Механизированная дуговая сварка, при которой возбуждение дуги, подача плавящегося электрода или присадочного металла и относительное перемещение дуги и изделия осуществляются механизмами без непосредственного участия человека, в том числе и по заданной программе.
3.4
воротник: Усиливающая накладка, привариваемая в процессе выполнения прямой врезки.
3.4 горячий проход: Слой шва, выполняемый по не успевшему остыть ниже
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
5 регламентированной температуры металлу корневого слоя шва выполняемый для снятия внутренних напряжений в корневом слое шва.
3.5
допускной стык: Стык, выполняемый при допускных испытаниях сварщиков.
3.6
захлест: Кольцевой стык (стыки) на линейной части магистрального трубопровода, выполняемый для соединения участков трубопровода.
3.7
защитный газ: Газы и их смеси применяемые для защиты сварочной ванны
(активные или инертные).
3.8
зона термического влияния: Участок сварного соединения, непосредственно примыкающий к шву по границе сплавления и не подвергшийся расплавлению, структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке.
3.9
участок повышенной сейсмичности: Сейсмически активный участок прокладки трубопровода с сейсмичностью выше 6 баллов по шкале Рихтера для трубопроводов прокладываемых на поверхности земли и более 8 баллов для трубопроводов при подземной прокладке.
3.10 катушка: Отрезок трубы подготавливаемый для вварки в трубопровод, длинной не менее одного диаметра, изготовленный из трубы того же диаметра, толщины стенки и аналогичного класса прочности, а так же имеющий торцы, обработанные механическим способом или путем газовой резки с последующей зачисткой шлифмашинкой.
3.11 корректирующий слой: Слой шва, выполняемый на определенных участках сварного соединения для компенсации неравномерной высоты сварного шва выполняемый, как правило перед началом сварки первого облицовочного слоя.
3.12 контрольное сварное соединение: Сварное соединение, выполняемое при аттестационных и допускных испытаниях.
3.13 металл шва: Сплав, образованный расплавленным основным и наплавленным металлами или только переплавленным основным металлом.
3.14 механизированная дуговая сварка: Дуговая сварка, при которой подача плавящегося электрода или присадочного металла, или относительное перемещение дуги и изделия выполняются с помощью механизмов.
3.15 наплавленный металл: Переплавленный присадочный металл, введенный в сварочную ванну или наплавленный на основной металл.
3.16 прямая врезка: Специальное сварное соединение основной трубы и трубы- ответвления (патрубка), конструкция и условия выполнения которого регламентированы документацией.
3.17 переходное
кольцо
(переходная
катушка):
Деталь трубопровода
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
6 промежуточной толщины, длиной не менее 250 мм, имеющая обработанные механическим способом торцы и предназначенная для соединения труб, деталей трубопроводов и запорной арматуры с различной толщиной стенки. Изготавливается, как правило, в заводских (базовых) условиях из труб класса прочности соответствующего классу прочности соединяемых труб.
3.18 ремонт сварного шва: Процесс устранения дефектов в сварном шве, обнаруженных неразрушающими методами контроля после завершения сварки и контроля, и признанных контролером исправимыми. Исправления, производимые электросварщиком непосредственно в процессе выполнения сварного шва, в понятие «ремонт сварного шва» не входят.
3.19 сертификат: Документ о качестве конкретных партий труб, деталей трубопроводов и сварочных материалов, удостоверяющий соответствие их качества требованиям технических условий на поставку, а также специальным требованиям, сформулированным при заключении контракта на поставку.
3.20 стык: Неразъемное сварное соединение труб, соединительных деталей или запорной арматуры.
3.21 технологическая инструкция по сварке: Документ, содержащий комплекс конкретных операций, марок сварочных материалов, оборудования для сборки и сварки стыков, позволяющий изготовить сварное соединение в соответствии с требованиями нормативной документации и настоящего РД.
3.22 операционная технологическая карта: Документ, составленный для конкретного сварного соединения, объекта, в лаконичной, простой для пользователя табулированной форме на основе настоящего РД и типовых технологических карт.
3.23 организации системы «Транснефть»: Организации, осуществляющие на основании устава и/или гражданско-правового договора деятельность, связанную с транспортировкой по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов и/или любую из таких функций как: обеспечение работоспособности (эксплуатации); финансовой стабильности; безопасности; социального и/или информационного обеспечения деятельности объектов/предприятий магистрального трубопроводного транспорта, если в таких организациях
ОАО «АК «Транснефть» и/или его дочерние общества являются учредителями, либо участниками (акционерами), владеющими в совокупности более чем 20 процентами долей
(акций и т.п.).
3.24 технические условия: Основной документ на поставку труб, деталей трубопроводов, арматуры, сварочных материалов и оборудования, разработанный и согласованный в установленном порядке.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
7 3.25 типовая операционно-технологическая карта: Документ, устанавливающий форму и используемый для разработки технологической карты на сварку конкретного сварного соединения на объектах строительства, реконструкции, расширения и капитального ремонта.
3.26 флокены: внутренние трещины в стальных поковках и прокатной продукции, резко снижающие механические свойства стали.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем документе применены следующие обозначения и сокращения
АПГ – автоматическая сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях;
АППГ – автоматическая сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях;
АПС - автоматическая сварка самозащитной порошковой проволокой;
АЦ – аттестационный центр;
АЦСТ – аттестационный центр сварочных технологий;
АФ – автоматическая сварка под флюсом;
ВИК – визуальный и измерительный контроль;
ВКЗ, УКП, STT − технологии сварки корневого слоя.
ЗТВ – зона термического влияния;
КСС – контрольное сварное соединение;
ЛС – линия сплавления;
МП – механизированная сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях;
МПГ - механизированная сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях;
МПС – механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой;
НАКС – Национальное Агентство Контроля и Сварки;
НПС – нефтеперекачивающая станция, (ЛПДС - линейная производственно- диспетчерская станция);
ОСТ - организации системы «Транснефть»;
ОТТ – общие технические требования;
ППР – проект производства работ;
ПС – перекачивающая станция;
РД – ручная дуговая сварка покрытыми электродами;
РК – радиографический контроль;
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
8
ПВК - контроль проникающими веществами;
РАД – ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом;
САСв – система аттестации сварочного производства
СПК – станок подготовки кромок;
ТВЧ – ток высокой частоты;
ТСБ – трубосварочная база типа БТС , БНС, ССТ-ПАУ и т.д.;
ТУ – технические условия;
УЗК – ультразвуковой контроль.
5 Общие положения
5.1
Все технологии сварки, применяемые при сооружении, реконструкции, капитальном и текущем ремонте трубопроводов организаций системы «Транснефть» подлежат аттестации в соответствии с требованиями настоящего РД и РД 03-615-03.
5.2
Сварочное оборудование и сварочные материалы, применяемые при сооружении, реконструкции, капитальном и текущем ремонте трубопроводов организаций системы
«Транснефть» подлежат аттестации согласно РД 03-613-03, РД 03-614-03 и требованиям, изложенным в разделе 7 настоящего РД.
5.3
К сварке трубопроводов допускаются сварщики (операторы сварочных установок), аттестованные в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99, РД 03-495-02 и РД-
25.160.01-КТН-247-07. Перед началом сварочных работ на объекте сварщики (операторы) должны пройти допускные испытания в соответствии с требованиями раздела 14 настоящего
РД.
5.4
К руководству и выполнению работ по строительству, ремонту в процессе эксплуатации и техническому надзору за качеством производства сварочно-монтажных работ, допускаются специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99, РД 03-
495-02, РД-25.160.01-КТН-247-07 и имеющие допуск к руководству и техническому контролю за выполнением сварочно-монтажных работ соответствующих технических устройств группы технических устройств «Нефтегазодобывающее оборудование».
5.5
В аттестационном удостоверении специалистов должна присутствовать ссылка на
РД-25.160.01-КТН-247-07, а в протоколе аттестации – ссылка на настоящий РД.
5.6
Аттестационные документы (свидетельства, удостоверения), выданные до введения настоящего РД, действительны до окончания срока их действия.
5.7
Механические испытания сварных соединений следует проводить в соответствии с требованиями приложения А.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
9 5.8
Результаты допускных испытаний организаций (производителей работ) оформляются в соответствии с требованиями приложения Б.
5.9
Допускной лист сварщика оформляется в соответствии с требованиями приложения В.
5.10 Разрешение на производство сварочно-монтажных работ оформляется в соответствии с формой приведенной в приложении Г.
5.11 Результаты входного контроля, а также проверки сварочно-технологических сварочных материалов оформляются в соответствии с приложением Д.
5.12 Сварка контрольного сварного соединения проводится в соответствии с операционно-технологических карты, оформленной в соответствии с приложением Е.
5.13 Подготовку, сборку и сварку соединений трубопроводов следует производить в соответствии с технологическими картами, разработанными на основе настоящего РД и типовых операционно-технологических карт (приложение Ж).
5.14 Механическую обработку, а также резку следует проводить в соответствии с
Приложением И.
5.15 Сварку трубопроводов следует проводить в соответствии с требованиями операционно-технологических карт. Операционно-технологические карты на сварку утверждаются главным инженером предприятия и согласовываются главным сварщиком заказчика (ОСТ Транснефть). Примеры оформления операционно-технологических карт на сварку представлены в Приложении К.
5.16 Неразрушающий контроль сварных соединений нефтепроводов и нефтепродуктопроводов следует производить методами и в объемах, предусмотренных действующими нормативными документами.
5.17 Ссылка на настоящий РД при его использовании в полном объеме или частично является обязательной.
6 Характеристика труб и соединительных деталей для
строительства и ремонта трубопроводов
6.1
Общие технические требования
6.1.1 Трубы на объекты ОСТ поставляются по техническим условиям поставщиков, включенным в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть». Каждая партия труб должна иметь сертификат качества (паспорт) завода-изготовителя на русском языке, или иметь перевод, оформленный в установленном порядке. с указанием регламентируемых техническими условиями приемо-сдаточных характеристик.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
10 6.1.2 Все трубы и детали трубопроводов, применяемые в процессе выполнения сварочных работ, объединяются в группы согласно таблицы 6.1.
6.1.3 Форма и размеры разделки кромок торцов труб под сварку в зависимости от толщины стенки должны соответствовать рисунку 6.1.
В зоне заводского сварного шва допускается высота притупления не более 4,0 мм.
Т а б л и ц а 6.1 – Группы по классам прочности труб и деталей трубопроводов
Номер группы
Класс прочности
Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла,
МПа
1 до К54 включительно до 530 включительно
2
К55…К60 539…590 3.1
К65 640 3.2
К70 690 6.1.4 В металле труб не допускаются трещины, рванины, каверны а также расслоения, выходящие на поверхность и на торцевые участки.
а) форма заводской разделки кромок труб с нормативной толщиной стенки
S
≤ 15 мм б) форма заводской разделки кромок труб с нормативной толщиной стенки S
> 15 мм
Геометрические параметры:
В = 9 для толщины стенки 15 < S
≤ 19 мм.
В = 10 для толщины стенки 19 < S
≤ 21,5 мм.
В = 12 для толщины стенки 21,5 < S
≤ 32 мм.
Рисунок 6.1 - Форма и размеры разделки торцов труб.
6.1.5 Ремонт сваркой тела труб предназначенных для строительства и ремонта не допускается.
6.1.6 Остаточная магнитная индукция на торцах труб не должна превышать 3 мТл.
6.1.8 Максимальная величина эквивалента углерода (С
экв
) поставляемых труб не должна превышать 0,43 % для труб первого и второго уровня качества и 0,41 % для труб третьего уровня качества. Эквивалент углерода определяется по формуле:
С
экв
= С + Mn / 6 + (Cr + Mo + V) / 5 + (Cu + Ni) / 15,
(1)
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
11 где C, Mn, Cr, Mo, V, Cu, Ni – массовые доли (%) элементов в металле трубной стали.
Допускается по согласованию с ОАО «АК «Транснефть» применение труб с С
экв более указанных значений при значении коэффициента стойкости против растрескивания материала труб менее 0,21. Расчет коэффициента стойкости против растрескивания (P
cm
) производится по формуле:
P
сm
=С+(Mn+Cr+Cu)/20+Si/30+Ni/60+Mo/15+V/10+5B; (2)
Медь, никель, хром, содержащиеся в сталях как примеси, при расчете С
Э
и P
cm не учитывают, если их суммарное содержание не превышает 0,20 %.
Бор при расчете P
cm не учитывают, если его содержание менее 0,001 %.
6.2 Трубы диаметром от 530 до 1220 мм
6.2.1 Для сооружения и ремонта линейной части магистральных трубопроводов применяются электросварные прямошовные и спиральношовные трубы диаметром от 530 до
1220 мм, изготовленные из низколегированных сталей. Трубы должны соответствовать общим и специальным техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть».
6.2.2 Отклонение профиля наружной поверхности трубы от окружности в зоне сварного соединения на концевых участках длиной 200 мм от торцов и по дуге периметра 200 мм не должно превышать 0,15 % номинального диаметра.
6.2.3 Отклонение от перпендикулярности торца трубы относительно образующей
(косина реза) не должно превышать 1,6 мм.
6.2.4 Предельные отклонения от номинального наружного диаметра на концах труб на длине не менее 200 мм от торца должны быть: не более
± 1,5 мм для труб диаметром до
1020 мм и
± 1,6 мм для труб диаметром 1020 и более.
6.2.5 Допуск на овальность труб (отношение разности между наибольшим и наименьшим диаметрами к номинальному диаметру) не должен превышать 1 % по концам труб с толщиной стенки менее 20 мм и 0,8 % по концам труб с толщиной стенки 20 мм и более.
6.3 Трубы диаметром до 530 мм
6.3.1 Электросварные трубы диаметром от 159 до 426 мм с толщиной стенки от 4 до
12 мм могут поставляться по ГОСТ 20295, диаметром от 42 до 426 мм с толщиной стенки от 3 до 14 мм – по ГОСТ 10704, ГОСТ 10705 и техническим условиям, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Основной металл – спокойная или полуспокойная углеродистая или низколегированная сталь.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
12 6.3.2 Концы электросварных труб должны иметь фаску под углом от 25° до 30° с величиной притупления от 1 до 3 мм.
6.3.3 Показатели механических свойств устанавливаются в соответствии с классами прочности, которые регламентированы ГОСТ 20295 или техническими условиями на поставку труб и приведены в таблице 6.2.
Т а б л и ц а 6 . 2 – Классы прочности и механические свойства металла труб из углеродистых и низколегированных сталей по ГОСТ 20295
Механические свойства (не менее)
Класс прочности
Временное сопротивление разрыву,
МПа
Предел текучести,
МПа
Относительное удлинение,
%
К34 333 206 24
К38 372 235 22
К42 412 245 21
К50 490 343 20
К52 510 353 20
К55 539 372 20
Примечания:
1 Номер класса прочности соответствует минимально допустимому (нормативному) значению временного сопротивления разрыву основного металла труб в кгс/мм
2 2 Для труб, поставляемых по техническим условиям, дополнительно к классам прочности, указанным в таблице, могут быть установлены также классы прочности К46, К48, К54, К56, К58, К60.
6.3.4 Бесшовные трубы поставляются по ГОСТ 8731, 8732 (группа В – с нормированием механических свойств и химического состава), ГОСТ 8733 (группа В), ГОСТ 8734, ГОСТ 9567,
ГОСТ 550, а также по техническим условиям разработанным и утвержденным в установленном порядке. Диапазон диаметров – от 14 до 426 мм. Основной металл – спокойная или полуспокойная углеродистая или низколегированная сталь.
6.3.5 Бесшовные трубы по ГОСТ 8731 и ГОСТ 8733 с толщиной стенки от 5 до 20 мм должны иметь фаску под углом от 35 0
до 40 0
и притупление от 1 до 3 мм.
6.3.6 Предельные отклонения бесшовных труб регламентируются ГОСТ 8732 и ГОСТ
8734.
6.3.7 Для строительства и ремонта трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» не связанных с транспортировкой нефти и нефтепродуктов допускаются к применению трубы из аустенитных высоколегированных сталей изготовленных по ГОСТ 9941-81, ГОСТ 9940-81,
ГОСТ 24030-80, а также трубы с силикатно-эмалевым покрытием изготовленных в соответствии в соответствии с общими техническими требованиями на трубы с силикатно- эмалевым покрытием ОАО «АК «Транснефть».
В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 аттестованная технология сварки: Технология сварки, которая прошла приемку в данной производственной организации в соответствии с требованиями настоящего документа,
РД 03-615-03, что подтверждается Свидетельством НАКС о готовности организации к ее применению при строительстве (ремонте) магистральных трубопроводов, заключением о производственной аттестации сварки КСС.
3.2
аттестованный сварщик: Сварщик, аттестованный в установленном порядке и имеющий первый профессиональный уровень в соответствии требованиями ПБ 03-273-99 и РД
03-495-02 и дополнительными требованиями к аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, допускаемых к работам на объектах системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть.
3.3
автоматическая сварка: Механизированная дуговая сварка, при которой возбуждение дуги, подача плавящегося электрода или присадочного металла и относительное перемещение дуги и изделия осуществляются механизмами без непосредственного участия человека, в том числе и по заданной программе.
3.4
воротник: Усиливающая накладка, привариваемая в процессе выполнения прямой врезки.
3.4 горячий проход: Слой шва, выполняемый по не успевшему остыть ниже
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
5 регламентированной температуры металлу корневого слоя шва выполняемый для снятия внутренних напряжений в корневом слое шва.
3.5
допускной стык: Стык, выполняемый при допускных испытаниях сварщиков.
3.6
захлест: Кольцевой стык (стыки) на линейной части магистрального трубопровода, выполняемый для соединения участков трубопровода.
3.7
защитный газ: Газы и их смеси применяемые для защиты сварочной ванны
(активные или инертные).
3.8
зона термического влияния: Участок сварного соединения, непосредственно примыкающий к шву по границе сплавления и не подвергшийся расплавлению, структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке.
3.9
участок повышенной сейсмичности: Сейсмически активный участок прокладки трубопровода с сейсмичностью выше 6 баллов по шкале Рихтера для трубопроводов прокладываемых на поверхности земли и более 8 баллов для трубопроводов при подземной прокладке.
3.10 катушка: Отрезок трубы подготавливаемый для вварки в трубопровод, длинной не менее одного диаметра, изготовленный из трубы того же диаметра, толщины стенки и аналогичного класса прочности, а так же имеющий торцы, обработанные механическим способом или путем газовой резки с последующей зачисткой шлифмашинкой.
3.11 корректирующий слой: Слой шва, выполняемый на определенных участках сварного соединения для компенсации неравномерной высоты сварного шва выполняемый, как правило перед началом сварки первого облицовочного слоя.
3.12 контрольное сварное соединение: Сварное соединение, выполняемое при аттестационных и допускных испытаниях.
3.13 металл шва: Сплав, образованный расплавленным основным и наплавленным металлами или только переплавленным основным металлом.
3.14 механизированная дуговая сварка: Дуговая сварка, при которой подача плавящегося электрода или присадочного металла, или относительное перемещение дуги и изделия выполняются с помощью механизмов.
3.15 наплавленный металл: Переплавленный присадочный металл, введенный в сварочную ванну или наплавленный на основной металл.
3.16 прямая врезка: Специальное сварное соединение основной трубы и трубы- ответвления (патрубка), конструкция и условия выполнения которого регламентированы документацией.
3.17 переходное
кольцо
(переходная
катушка):
Деталь трубопровода
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
6 промежуточной толщины, длиной не менее 250 мм, имеющая обработанные механическим способом торцы и предназначенная для соединения труб, деталей трубопроводов и запорной арматуры с различной толщиной стенки. Изготавливается, как правило, в заводских (базовых) условиях из труб класса прочности соответствующего классу прочности соединяемых труб.
3.18 ремонт сварного шва: Процесс устранения дефектов в сварном шве, обнаруженных неразрушающими методами контроля после завершения сварки и контроля, и признанных контролером исправимыми. Исправления, производимые электросварщиком непосредственно в процессе выполнения сварного шва, в понятие «ремонт сварного шва» не входят.
3.19 сертификат: Документ о качестве конкретных партий труб, деталей трубопроводов и сварочных материалов, удостоверяющий соответствие их качества требованиям технических условий на поставку, а также специальным требованиям, сформулированным при заключении контракта на поставку.
3.20 стык: Неразъемное сварное соединение труб, соединительных деталей или запорной арматуры.
3.21 технологическая инструкция по сварке: Документ, содержащий комплекс конкретных операций, марок сварочных материалов, оборудования для сборки и сварки стыков, позволяющий изготовить сварное соединение в соответствии с требованиями нормативной документации и настоящего РД.
3.22 операционная технологическая карта: Документ, составленный для конкретного сварного соединения, объекта, в лаконичной, простой для пользователя табулированной форме на основе настоящего РД и типовых технологических карт.
3.23 организации системы «Транснефть»: Организации, осуществляющие на основании устава и/или гражданско-правового договора деятельность, связанную с транспортировкой по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов и/или любую из таких функций как: обеспечение работоспособности (эксплуатации); финансовой стабильности; безопасности; социального и/или информационного обеспечения деятельности объектов/предприятий магистрального трубопроводного транспорта, если в таких организациях
ОАО «АК «Транснефть» и/или его дочерние общества являются учредителями, либо участниками (акционерами), владеющими в совокупности более чем 20 процентами долей
(акций и т.п.).
3.24 технические условия: Основной документ на поставку труб, деталей трубопроводов, арматуры, сварочных материалов и оборудования, разработанный и согласованный в установленном порядке.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
7 3.25 типовая операционно-технологическая карта: Документ, устанавливающий форму и используемый для разработки технологической карты на сварку конкретного сварного соединения на объектах строительства, реконструкции, расширения и капитального ремонта.
3.26 флокены: внутренние трещины в стальных поковках и прокатной продукции, резко снижающие механические свойства стали.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем документе применены следующие обозначения и сокращения
АПГ – автоматическая сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях;
АППГ – автоматическая сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях;
АПС - автоматическая сварка самозащитной порошковой проволокой;
АЦ – аттестационный центр;
АЦСТ – аттестационный центр сварочных технологий;
АФ – автоматическая сварка под флюсом;
ВИК – визуальный и измерительный контроль;
ВКЗ, УКП, STT − технологии сварки корневого слоя.
ЗТВ – зона термического влияния;
КСС – контрольное сварное соединение;
ЛС – линия сплавления;
МП – механизированная сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях;
МПГ - механизированная сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях;
МПС – механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой;
НАКС – Национальное Агентство Контроля и Сварки;
НПС – нефтеперекачивающая станция, (ЛПДС - линейная производственно- диспетчерская станция);
ОСТ - организации системы «Транснефть»;
ОТТ – общие технические требования;
ППР – проект производства работ;
ПС – перекачивающая станция;
РД – ручная дуговая сварка покрытыми электродами;
РК – радиографический контроль;
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
8
ПВК - контроль проникающими веществами;
РАД – ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом;
САСв – система аттестации сварочного производства
СПК – станок подготовки кромок;
ТВЧ – ток высокой частоты;
ТСБ – трубосварочная база типа БТС , БНС, ССТ-ПАУ и т.д.;
ТУ – технические условия;
УЗК – ультразвуковой контроль.
5 Общие положения
5.1
Все технологии сварки, применяемые при сооружении, реконструкции, капитальном и текущем ремонте трубопроводов организаций системы «Транснефть» подлежат аттестации в соответствии с требованиями настоящего РД и РД 03-615-03.
5.2
Сварочное оборудование и сварочные материалы, применяемые при сооружении, реконструкции, капитальном и текущем ремонте трубопроводов организаций системы
«Транснефть» подлежат аттестации согласно РД 03-613-03, РД 03-614-03 и требованиям, изложенным в разделе 7 настоящего РД.
5.3
К сварке трубопроводов допускаются сварщики (операторы сварочных установок), аттестованные в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99, РД 03-495-02 и РД-
25.160.01-КТН-247-07. Перед началом сварочных работ на объекте сварщики (операторы) должны пройти допускные испытания в соответствии с требованиями раздела 14 настоящего
РД.
5.4
К руководству и выполнению работ по строительству, ремонту в процессе эксплуатации и техническому надзору за качеством производства сварочно-монтажных работ, допускаются специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99, РД 03-
495-02, РД-25.160.01-КТН-247-07 и имеющие допуск к руководству и техническому контролю за выполнением сварочно-монтажных работ соответствующих технических устройств группы технических устройств «Нефтегазодобывающее оборудование».
5.5
В аттестационном удостоверении специалистов должна присутствовать ссылка на
РД-25.160.01-КТН-247-07, а в протоколе аттестации – ссылка на настоящий РД.
5.6
Аттестационные документы (свидетельства, удостоверения), выданные до введения настоящего РД, действительны до окончания срока их действия.
5.7
Механические испытания сварных соединений следует проводить в соответствии с требованиями приложения А.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
9 5.8
Результаты допускных испытаний организаций (производителей работ) оформляются в соответствии с требованиями приложения Б.
5.9
Допускной лист сварщика оформляется в соответствии с требованиями приложения В.
5.10 Разрешение на производство сварочно-монтажных работ оформляется в соответствии с формой приведенной в приложении Г.
5.11 Результаты входного контроля, а также проверки сварочно-технологических сварочных материалов оформляются в соответствии с приложением Д.
5.12 Сварка контрольного сварного соединения проводится в соответствии с операционно-технологических карты, оформленной в соответствии с приложением Е.
5.13 Подготовку, сборку и сварку соединений трубопроводов следует производить в соответствии с технологическими картами, разработанными на основе настоящего РД и типовых операционно-технологических карт (приложение Ж).
5.14 Механическую обработку, а также резку следует проводить в соответствии с
Приложением И.
5.15 Сварку трубопроводов следует проводить в соответствии с требованиями операционно-технологических карт. Операционно-технологические карты на сварку утверждаются главным инженером предприятия и согласовываются главным сварщиком заказчика (ОСТ Транснефть). Примеры оформления операционно-технологических карт на сварку представлены в Приложении К.
5.16 Неразрушающий контроль сварных соединений нефтепроводов и нефтепродуктопроводов следует производить методами и в объемах, предусмотренных действующими нормативными документами.
5.17 Ссылка на настоящий РД при его использовании в полном объеме или частично является обязательной.
6 Характеристика труб и соединительных деталей для
строительства и ремонта трубопроводов
6.1
Общие технические требования
6.1.1 Трубы на объекты ОСТ поставляются по техническим условиям поставщиков, включенным в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть». Каждая партия труб должна иметь сертификат качества (паспорт) завода-изготовителя на русском языке, или иметь перевод, оформленный в установленном порядке. с указанием регламентируемых техническими условиями приемо-сдаточных характеристик.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
10 6.1.2 Все трубы и детали трубопроводов, применяемые в процессе выполнения сварочных работ, объединяются в группы согласно таблицы 6.1.
6.1.3 Форма и размеры разделки кромок торцов труб под сварку в зависимости от толщины стенки должны соответствовать рисунку 6.1.
В зоне заводского сварного шва допускается высота притупления не более 4,0 мм.
Т а б л и ц а 6.1 – Группы по классам прочности труб и деталей трубопроводов
Номер группы
Класс прочности
Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла,
МПа
1 до К54 включительно до 530 включительно
2
К55…К60 539…590 3.1
К65 640 3.2
К70 690 6.1.4 В металле труб не допускаются трещины, рванины, каверны а также расслоения, выходящие на поверхность и на торцевые участки.
а) форма заводской разделки кромок труб с нормативной толщиной стенки
S
≤ 15 мм б) форма заводской разделки кромок труб с нормативной толщиной стенки S
> 15 мм
Геометрические параметры:
В = 9 для толщины стенки 15 < S
≤ 19 мм.
В = 10 для толщины стенки 19 < S
≤ 21,5 мм.
В = 12 для толщины стенки 21,5 < S
≤ 32 мм.
Рисунок 6.1 - Форма и размеры разделки торцов труб.
6.1.5 Ремонт сваркой тела труб предназначенных для строительства и ремонта не допускается.
6.1.6 Остаточная магнитная индукция на торцах труб не должна превышать 3 мТл.
6.1.8 Максимальная величина эквивалента углерода (С
экв
) поставляемых труб не должна превышать 0,43 % для труб первого и второго уровня качества и 0,41 % для труб третьего уровня качества. Эквивалент углерода определяется по формуле:
С
экв
= С + Mn / 6 + (Cr + Mo + V) / 5 + (Cu + Ni) / 15,
(1)
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
11 где C, Mn, Cr, Mo, V, Cu, Ni – массовые доли (%) элементов в металле трубной стали.
Допускается по согласованию с ОАО «АК «Транснефть» применение труб с С
экв более указанных значений при значении коэффициента стойкости против растрескивания материала труб менее 0,21. Расчет коэффициента стойкости против растрескивания (P
cm
) производится по формуле:
P
сm
=С+(Mn+Cr+Cu)/20+Si/30+Ni/60+Mo/15+V/10+5B; (2)
Медь, никель, хром, содержащиеся в сталях как примеси, при расчете С
Э
и P
cm не учитывают, если их суммарное содержание не превышает 0,20 %.
Бор при расчете P
cm не учитывают, если его содержание менее 0,001 %.
6.2 Трубы диаметром от 530 до 1220 мм
6.2.1 Для сооружения и ремонта линейной части магистральных трубопроводов применяются электросварные прямошовные и спиральношовные трубы диаметром от 530 до
1220 мм, изготовленные из низколегированных сталей. Трубы должны соответствовать общим и специальным техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть».
6.2.2 Отклонение профиля наружной поверхности трубы от окружности в зоне сварного соединения на концевых участках длиной 200 мм от торцов и по дуге периметра 200 мм не должно превышать 0,15 % номинального диаметра.
6.2.3 Отклонение от перпендикулярности торца трубы относительно образующей
(косина реза) не должно превышать 1,6 мм.
6.2.4 Предельные отклонения от номинального наружного диаметра на концах труб на длине не менее 200 мм от торца должны быть: не более
± 1,5 мм для труб диаметром до
1020 мм и
± 1,6 мм для труб диаметром 1020 и более.
6.2.5 Допуск на овальность труб (отношение разности между наибольшим и наименьшим диаметрами к номинальному диаметру) не должен превышать 1 % по концам труб с толщиной стенки менее 20 мм и 0,8 % по концам труб с толщиной стенки 20 мм и более.
6.3 Трубы диаметром до 530 мм
6.3.1 Электросварные трубы диаметром от 159 до 426 мм с толщиной стенки от 4 до
12 мм могут поставляться по ГОСТ 20295, диаметром от 42 до 426 мм с толщиной стенки от 3 до 14 мм – по ГОСТ 10704, ГОСТ 10705 и техническим условиям, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Основной металл – спокойная или полуспокойная углеродистая или низколегированная сталь.
ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
12 6.3.2 Концы электросварных труб должны иметь фаску под углом от 25° до 30° с величиной притупления от 1 до 3 мм.
6.3.3 Показатели механических свойств устанавливаются в соответствии с классами прочности, которые регламентированы ГОСТ 20295 или техническими условиями на поставку труб и приведены в таблице 6.2.
Т а б л и ц а 6 . 2 – Классы прочности и механические свойства металла труб из углеродистых и низколегированных сталей по ГОСТ 20295
Механические свойства (не менее)
Класс прочности
Временное сопротивление разрыву,
МПа
Предел текучести,
МПа
Относительное удлинение,
%
К34 333 206 24
К38 372 235 22
К42 412 245 21
К50 490 343 20
К52 510 353 20
К55 539 372 20
Примечания:
1 Номер класса прочности соответствует минимально допустимому (нормативному) значению временного сопротивления разрыву основного металла труб в кгс/мм
2 2 Для труб, поставляемых по техническим условиям, дополнительно к классам прочности, указанным в таблице, могут быть установлены также классы прочности К46, К48, К54, К56, К58, К60.
6.3.4 Бесшовные трубы поставляются по ГОСТ 8731, 8732 (группа В – с нормированием механических свойств и химического состава), ГОСТ 8733 (группа В), ГОСТ 8734, ГОСТ 9567,
ГОСТ 550, а также по техническим условиям разработанным и утвержденным в установленном порядке. Диапазон диаметров – от 14 до 426 мм. Основной металл – спокойная или полуспокойная углеродистая или низколегированная сталь.
6.3.5 Бесшовные трубы по ГОСТ 8731 и ГОСТ 8733 с толщиной стенки от 5 до 20 мм должны иметь фаску под углом от 35 0
до 40 0
и притупление от 1 до 3 мм.
6.3.6 Предельные отклонения бесшовных труб регламентируются ГОСТ 8732 и ГОСТ
8734.
6.3.7 Для строительства и ремонта трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» не связанных с транспортировкой нефти и нефтепродуктов допускаются к применению трубы из аустенитных высоколегированных сталей изготовленных по ГОСТ 9941-81, ГОСТ 9940-81,
ГОСТ 24030-80, а также трубы с силикатно-эмалевым покрытием изготовленных в соответствии в соответствии с общими техническими требованиями на трубы с силикатно- эмалевым покрытием ОАО «АК «Транснефть».