Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ………..…………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Изучение творчества Максима Горького в средней школе
-
Особенности изучения в школе эпических произведений…………стр.9 -
Особенности изучения в школе драматических
произведений ………………………………………………………... стр.20
-
Обзор школьных программ по литературе……………………….....стр.24 -
Обзор школьных учебников по литературе………………………...стр.31 -
Тематическое планирование уроков по творчеству Максима
Горького………………………………………………………………стр. 35
-
Изучение пьесы Максима Горького «На дне»……………………...стр.38 -
Конспект урока по литературе в 11 классе «Пьеса М. Горького
“На дне” как социально-философская драма»…………………..... стр.44
Глава 2. Материалы для подготовки к урокам
2.1. Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра»……………… ………стр. 48
2.2. Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» ………………....стр.51
Заключение ………………………………………………………………. стр. 55
Литература ………………………………………………….……. ……. .стр. 58
Приложения
1.Тест по творчеству М.Горького…………………………………………………………………..стр.60
2.Конспект урока в 11 классе на тему: «М. Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького»………………………….…………………… ………...стр.62
Введение
Состояние современного преподавания литературы в школе настоя-тельно требует осмысления тенденций, определяющих направления развития методической науки, разработки единой концепции, которая будет способствовать реализации стандарта литературного образования и определит перспективные направления его модернизации.
Школьное преподавание предмета, существенно обновленное новыми учебными программами и учебниками Г.И.Беленького, В.Я.Коровиной, Ю.В.Лебедева, Г.Н.Ионина, А.Г.Кутузова, Э.Л.Безносова, В.Г.Маранцмана и др., а также формами классных занятий и внешкольной работы, сегодня ориентировано на воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Необходимо признать факт существования острых проблем, требую-щих эффективного решения, полной мобилизации потенциальных ресурсов, источником которых могут стать исследования передового педагогического опыта.
Актуальной темой выступлений в периодической печати, дискуссий на педагогических советах и заседаниях методических объединений учителей-словесников стала чрезмерная перегруженность программ, объясняющаяся включением в них произведений, не всегда отвечающих требованиям художественности и доступности для учащихся определенного возраста; сокращение времени на изучение предмета в школе.
Это объясняет актуальность, своевременность исследования ключевых направлений изучения творчества Максима Горького в средней школе, обращение к опыту отечественной методики, позволяющему сопоставить методические концепции, сделать выводы о продуктивности тех или иных установок, наметить пути совершенствования приемов и методов современного преподавания литературы в школе.
В истории русской культуры немало великих имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя Максима Горького, звучащее как символ человеческой гордости, как воплощение того, что сам писатель называл Человеком с большой буквы.
Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского народа, отдал свои силы подготовке первой в мире социалистической революции, а после ее победы – созиданию коммунистического общества и новой советской культуры.
Творчество Максима Горького уже с начала ХХ века, а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общественную жизнь, на развитие советской и мировой литературы. Традиции Горького продолжили советские писатели, развивавшие в своем творчестве народность, патриотизм, реалистическое изображение жизни.
Как художник Горький обогатил мировую литературу новыми темами, идеями, конфликтами, сюжетами, образами. Горький показал, что нет «человека вообще», «народа вообще», что все втянуты в мощный круговорот истории. Мир расколот, человечество расколото и поставлено перед выбором: либо примириться с разрушением личности, либо искать путь к ее духовному возрождению.
Горький пронес через всю жизнь глубокий, никогда не ослабевавший интерес к русской литературе и русскому искусству ХIХ в., безграничное уважение и любовь к ним.
Учитель литературы должен помнить, что материал его предмета дает ему богатейшие возможности для воспитания у детей мировоззрения, смелой мысли, широких стремлений, больших чувств, крепкой воли и упорной работы; людей, глубоко преданных своей Родине, своему народу.
Удельный вес приобретаемых в школе знаний по литературе не равноценен. Есть разделы курса, изучение и восприятие которых особенно важны и которые являются особо значимыми во всем воспитательном процессе. Поэтому изучение жизни и творчества писателя имеет особое значение.
Произведения Горького помогают учащимся понять закономерность происходивших событий, вооружают их правильным пониманием современной действительности, умением заглянуть в будущее. На его произведениях можно воспитывать у учащихся чувство интернационализма.
По ныне действующим программам учащиеся знакомятся с творчеством Горького на разных этапах обучения. Учитель-словесник должен продумать всю систему работы в школе над изучением жизненного и творческого пути Горького.
Цель данной работы – найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся к литературе и изучению творчества Горького.
На протяжении данного исследования предстоит решить такие задачи:
-
выявить особенности изучения эпического и драматического произведений в школе, в частности творческого наследия Горького; -
рассмотреть содержание школьного курса творчества Горького; -
выявить наиболее эффективные формы и приёмы преподавания Горького в школе; -
изучить труды филологов и методистов, занимающихся творчест-вом Горького.
Объектом исследования является часть учебно-воспитательного процесса и внеклассная работа, связанные с изучением творчества Горького.
Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление знаний о творчестве Горького, на развитие способностей познавательного интереса.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики, учебно-методических документов; систематизация и обобщение полученных результатов и выводов; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез.
При формировании концепции исследования, подготовке и проведении эксперимента рассматривались:
- работы специалистов в области методики преподавания литературы (М.Г. Качурина, Н.И. Кудряшева, Г.И.Беленького, Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана и В.В. Голубева, Н. М. Гердзей-Капица, О.В. Турченкова, И.И. Славиной);
- классические труды в области теории и содержания литературного образования (Л.А. Розановой, С.И. Бондаренко, В.П. Медведева, В.И. Водовозов, Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого, М.А. Рыбниковой и др.);
- работы о творчестве писателя И. Нефедовой «М. Горький. Биография писателя», В. Ходасевича «Воспоминания о Горьком», В. Шкловского «Горький – как он есть», Б. Бялик «О Горьком», А. Луначарского «О Горьком», И. Груздева «Горький» и другие.
Очень хорошо освещены вопросы о значении и месте Горького в общественной и литературной жизни страны, а также анализы всех основных произведений автора в хронологической последовательности в сборнике статей В.В. Голубкова «Горький в школе»1 . В своей книге он предлагает включить изучение творчества Горького 1920-30-х годов в контекст русской литературы этого периода, соотнести его произведения с художественными открытиями великих современников, в первую очередь В. Набокова и Б. Пастернака. Отдельная глава монографии посвящена художественному миру писателя, своеобразию его реализма, концепции личности, герою и антигерою. Основное внимание уделяется анализу произведений.
Методическое пособие Н.М. Гердзей-Капицы «Горький в школе»2 сохраняет свое значение и для современного учителя. В книге разработаны основные вопросы, на которых следует остановиться при анализе произведений Горького: биография; общая характеристика раннего творчества; драматургия; роман «Мать»; автобиографическая трилогия; публицистические и литературно-критические статьи; краткий обзор послереволюционных произведений. Каждая тема освещается в целом. Сделан отбор литературоведческого материала для школы, и этот материал специально обращен к учителю. Автор книги не ставит перед собой задачи осветить все вопросы, необходимые преподавателю в школе, он ориентирует в материале, подсказывает.
И.И. Славина в своей работе «Пьеса М. Горького “На дне”»3 обращает внимание на своеобразие композиции пьесы и анализирует жизненные позиции героев пьесы.
Также важной для нас оказалась монография И. Груздева «Горький»4. В данной книге подробно описывается биография Горького, его творческий путь. В отдельной главе рассказывается об истории создания пьесы «На дне», о ее постановке на сцене.
Глава 1. Изучение творчества Максима Горького
в средней школе
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Одной из серьёзных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодёжь. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся.
Изучение произведений словесного искусства на занятиях по литературе – при всей ограниченности анализа в условиях школьного учебного процесса по сравнению с анализом литературоведческим – должно быть строго научным, опирающимся на устоявшиеся, проверенные оценки литературных явлений и на лучшие достижения современной литературоведческой науки.
Особого внимания требует сам процесс общения со старшеклассниками. Они имеют разнообразный досуг, уровень их культурных запросов нередко бывает более высоким, чем у взрослых. В частности, именно, в 11 классе изучается творчество Максима Горького в полном объёме. А это именно тот возраст, с которым нужно быть как можно осторожнее, т.к. развитие читательских интересов идет по линии соединения понятийных обобщений.
При изучении творчества Горького должны рассматриваться вопросы, интересующие молодёжь. Учащимся следует помочь сделать выбор книг для чтения, осознать нравственно-эстетический принцип произведений. А также важно разнообразить формы учебной деятельности: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание работ – от простых ответов на вопросы, изложений, сочинений до отзывов, докладов, работы с дидактическими материалами, творческих работ.
Но, к сожалению, на использование разнообразных методов не хватает времени. Это не дает возможности раскрыть и полностью осветить все темы, только обязательный минимум.
-
Особенности изучения в школе эпических произведений.
Эпические произведения составляют большую часть школьных про-грамм. К эпическим произведениям относятся: притча, рассказ, очерк, эссе, повести, романы. Основные признаки: изображение внешнего мира, по отношению к писателю; сюжетность. Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие его рода и жанра. Важнейшие проблемы, которые раскрываются при изучении эпического произведения: тема, проблема, сюжет; образы героев; образ автора, индивидуальность авторского видения; образ художественного времени и пространства. В каждом произведении вычленяются основные линии, выбор которых определяется возрастом учеников, сложностью произведения, его жанром.