Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творческие поиски писателя всегда самобытны, неповторимы – и это качество способно пробудить и познавательный, и чисто личностный интерес у школьников, которые только вошли в пору собственного становления.
Развить интерес к изучаемой теме поможет использование самых разнообразных методов, приемов проведения уроков внеклассного чтения.
Накоплен уже немалый опыт по методике изучения творчества Максима Горького в средней школе. Очень часто учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный, блестящий урок или приём при попытке использовать его в своём преподавании не даёт ожидаемых результатов.
Причина проста: у каждого учителя свои методы преподавания, которые зависят не только от него самого, но и от знаний и подготовленности учащихся. Даже при одинаковой программе в параллельных классах может быть разная методика работы с детьми. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому приёмы и методы работы с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательного интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приёмов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов. Иллюстративный материал и интересные вопросы, развлекательные игры заинтересуют каждого ученика.
Литература
-
Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений. Ч. 2. М.: Дрофа, 1997. 352 с. -
Басинский П.В. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890 – нач.1920). М.: Наследие, 2000. 505 с. -
Библиотека русской художественной публицистики. М.: Современная Россия, 1980. 400с. -
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: «Академия», 2000. 400 с. -
Бялик Б. Из сценической истории пьес Горького // Горький М. Пьесы. М., 1969. – 303с. -
Бялик Б.А. Творчество Горького и вопросы социалистического реализма. М.: Академия наук СССР, 1958. 500 с. -
Голубков В.В. Горький в школе. М.,1960. -
Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 6. М.: Гослитиздат, 1950. 412 с. -
Горький М. Литературные портреты. Минск.: Народная асвета, 1986. 352 с. -
Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. 1086с. -
. -
Горький М. Преображение мира. М.: Советская Россия, 1980. 400 с. -
Горький М. О детской литературе. М.: «Детская литература», 1952. 256 с. -
Гердзей-Капица Н.М. Горький в школе. М.: Учпедгиз, 1956. 386 с. -
Гердзей-Капица Н.М. Внеклассное чтение в 5-8 классах. М.: Учпедгиз, 1961. 103 с. -
Груздев И.А. Горький. М: Молодая гвардия, 1958. – 308с. -
Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Литература. М.: Дрофа, 2007. 185 с. -
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века: 11 класс, 1 полугодие. М.: ВАКО, 2008. 368 с. -
Литература. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч .1 / под ред. В.П.Журавлева. М.: Просвещение, 2009. 399 с.. -
Зинина Е.А. Настольная книга учителя литературы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 622 с. -
Кондрашов В.Н. Литературные викторины. М.: «Детская литература», 1961. 204 с. -
Коровина В.Я. Литература: Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 класс. М.: Просвещение, 2003. 93 с. -
Коровина В.Я. Литература. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2009. 303 с. -
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. М.: Просвещение, 2011. 239 с. -
Курдюмова Т.Ф. Литература: Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2007. 93 с. -
Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008. 234с. -
Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М.: Дрофа, 2008. 367 с. -
Кутузов А.Г. В мире литературы. 5-11 кл.: Программа по литературе для общеоразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2003. 368 с. -
В мире литературы. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. А.Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2003. 368 с. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ЭКСМО, 2007. 512с. -
Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. Проза рубежа 19-20 веков. М.: Интелект-Центр, 2000. 128 с. -
Маранцман В.Г. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2005. 320 с. -
Меркин Г.С. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: ООО «ТИД “Русское слово”», 2005. 336 с. -
Меркин Г.С. Литература: Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. М.: ООО «ТИД “Русское слово”», 2009. 200 с. -
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 288 с. -
Славина И.И. Пьеса Горького «На дне». Л.: Знание, 1961. – 47с. -
Станиславский К.С. Сборник статей и воспоминаний о М.Горьком. – М.: Академия наук, 1928.- 164с. -
Турченко О.В. Внеклассная работа при изучении творчества М. Горького в школе. Минск.: «Народная асвета», 1969. 142 с.
Приложения
Приложение 1.
Тест по творчеству Горького
Задание 1. Основоположником какого направления в литературе явился М. Горький?
1. Романтизм.
2. Реализм.
3. Социалистический реализм.
Задания 2. Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?
-
«Старуха Изергиль» -
«Макар Чудра» -
«Челкаш»
Задание 3. Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?
-
«Макар Чудра». -
«Старуха Изергиль». -
«Челкаш».
Задание 4. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?
-
Сатину. -
Луке. -
Актеру.
Задание 5. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?
-
Бубнов. -
Сатин. -
Клещ. -
Лука.
Задание 6. Каким персонажем пьесы «На дне» принадлежат слова:
-
«Шум – смерти не помеха». -
«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство». -
«Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают». -
«Не любо – не слушай. А врать не мешай»
Ответы: 1-3; 2-2; 3-3; 4-1; 5-2; 6-1-Бубнов, 2-Сатин, 3-Лука, 4-Барон.
Приложение 2.
Конспект урока по литературе в 11 классе
на тему: «М. Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького»
Цели урока:
-
познакомить учеников с вехами раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства; показать особенности романизма Горького; в романтических произведениях. -
содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
3)развить навыки логического мышления, анализа таких литературо
ведческих понятий как романтизм, романтический герой.
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, реферирование.
К уроку было задано: подготовить сообщение: «Биография Максима Горького»; ознакомиться с рассказом «Старуха Изергиль».
Оборудование: портрет и фотографии А.М. Горького разных лет.
План:
-
Организационный момент (2 мин.) -
Вступительное слово учителя (3 мин.) -
Сообщение по биографии Горького (15мин.) -
Изучение нового материала:
4.1 характеристика раннего этапа творчества Горького (10 мин.);
4.2. беседа по романтическому этапу творчества Горького (10мин.)
5. Вывод (3 мин.).
6. Домашнее задание (2 мин.).
Ход урока
-
Организационный момент.
Проверка присутствующих, объявление темы и целей урока.
Сегодня нам предстоит вспомнить романтические произведения А.М.Горького, прочитанные вами раньше, и проанализировать его рассказ «Старуха Изергиль» как романтическое произведение: раскрыть идейное содержание, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства ; показать особенности романизма Горького.
2. Вступительное слово учителя.
Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и председатель Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого Горького.
3.Сообщение по биографии Горького.
Заслушивается реферат заранее подготовившегося ученика. Учащиеся записывают в свои рабочие тетради из жизни писателя. Задают вопросы.
4.Изучение нового материала:
-
Характеристика раннего этапа творчества писателя.
Учитель: Ранние рассказы Горького носят романтический характер. Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов?
Ученик. Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни внереально-конкретных связей человека с окружающей деятельностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, людьми.
В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства.
Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокоренность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романический герой стремится к ничем не стесняемой свободе , без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.
Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления. В романтическом пейзаже представляет и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль».
Учитель.'>4.2. Беседа по романтическому этапу творчества М. Горького.
Учитель. Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?
Ученик. Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего. Герои легенды, рассказанной Изергиль, воплощает стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Данко и Ларра воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.
Учитель. Какова мотивировка характеров героев?
Ученик. Данко таков по своей сути изначально. Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на звучность имен героев.
Действие легенды происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха противоречий, поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, – это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.
Учитель. Каков смысл противопоставления Данко и Ларры?