Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческие поиски писателя всегда самобытны, неповторимы – и это качество способно пробудить и познавательный, и чисто личностный интерес у школьников, которые только вошли в пору собственного становления.

Развить интерес к изучаемой теме поможет использование самых разнообразных методов, приемов проведения уроков внеклассного чтения.

Накоплен уже немалый опыт по методике изучения творчества Максима Горького в средней школе. Очень часто учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный, блестящий урок или приём при попытке использовать его в своём преподавании не даёт ожидаемых результатов.

Причина проста: у каждого учителя свои методы преподавания, которые зависят не только от него самого, но и от знаний и подготовленности учащихся. Даже при одинаковой программе в параллельных классах может быть разная методика работы с детьми. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому приёмы и методы работы с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательного интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приёмов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов. Иллюстративный материал и интересные вопросы, развлекательные игры заинтересуют каждого ученика.


Литература

  1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений. Ч. 2. М.: Дрофа, 1997. 352 с.

  2. Басинский П.В. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890 – нач.1920). М.: Наследие, 2000. 505 с.

  3. Библиотека русской художественной публицистики. М.: Современная Россия, 1980. 400с.

  4. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: «Академия», 2000. 400 с.

  5. Бялик Б. Из сценической истории пьес Горького // Горький М. Пьесы. М., 1969. – 303с.

  6. Бялик Б.А. Творчество Горького и вопросы социалистического реализма. М.: Академия наук СССР, 1958. 500 с.

  7. Голубков В.В. Горький в школе. М.,1960.

  8. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 6. М.: Гослитиздат, 1950. 412 с.

  9. Горький М. Литературные портреты. Минск.: Народная асвета, 1986. 352 с.

  10. Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. 1086с.

  11. .

  12. Горький М. Преображение мира. М.: Советская Россия, 1980. 400 с.

  13. Горький М. О детской литературе. М.: «Детская литература», 1952. 256 с.

  14. Гердзей-Капица Н.М. Горький в школе. М.: Учпедгиз, 1956. 386 с.

  15. Гердзей-Капица Н.М. Внеклассное чтение в 5-8 классах. М.: Учпедгиз, 1961. 103 с.

  16. Груздев И.А. Горький. М: Молодая гвардия, 1958. – 308с.

  17. Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Литература. М.: Дрофа, 2007. 185 с.

  18. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века: 11 класс, 1 полугодие. М.: ВАКО, 2008. 368 с.

  19. Литература. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч .1 / под ред. В.П.Журавлева. М.: Просвещение, 2009. 399 с..

  20. Зинина Е.А. Настольная книга учителя литературы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 622 с.

  21. Кондрашов В.Н. Литературные викторины. М.: «Детская литература», 1961. 204 с.

  22. Коровина В.Я. Литература: Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 класс. М.: Просвещение, 2003. 93 с.

  23. Коровина В.Я. Литература. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2009. 303 с.

  24. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. М.: Просвещение, 2011. 239 с.

  25. Курдюмова Т.Ф. Литература: Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2007. 93 с.

  26. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008. 234с.

  27. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М.: Дрофа, 2008. 367 с.

  28. Кутузов А.Г. В мире литературы. 5-11 кл.: Программа по литературе для общеоразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2003. 368 с.

  29. В мире литературы. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. А.Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2003. 368 с. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ЭКСМО, 2007. 512с.

  30. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. Проза рубежа 19-20 веков. М.: Интелект-Центр, 2000. 128 с.

  31. Маранцман В.Г. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2005. 320 с.

  32. Меркин Г.С. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: ООО «ТИД “Русское слово”», 2005. 336 с.

  33. Меркин Г.С. Литература: Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. М.: ООО «ТИД “Русское слово”», 2009. 200 с.

  34. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 288 с.

  35. Славина И.И. Пьеса Горького «На дне». Л.: Знание, 1961. – 47с.

  36. Станиславский К.С. Сборник статей и воспоминаний о М.Горьком. – М.: Академия наук, 1928.- 164с.

  37. Турченко О.В. Внеклассная работа при изучении творчества М. Горького в школе. Минск.: «Народная асвета», 1969. 142 с.


Приложения

Приложение 1.

Тест по творчеству Горького

Задание 1. Основоположником какого направления в литературе явился М. Горький?

1. Романтизм.

2. Реализм.

3. Социалистический реализм.

Задания 2. Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

  1. «Старуха Изергиль»

  2. «Макар Чудра»

  3. «Челкаш»

Задание 3. Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?

  1. «Макар Чудра».

  2. «Старуха Изергиль».

  3. «Челкаш».

Задание 4. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

  1. Сатину.

  2. Луке.

  3. Актеру.

Задание 5. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

  1. Бубнов.

  2. Сатин.

  3. Клещ.

  4. Лука.

Задание 6. Каким персонажем пьесы «На дне» принадлежат слова:

        1. «Шум – смерти не помеха».

        2. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

        3. «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».

        4. «Не любо – не слушай. А врать не мешай»

Ответы: 1-3; 2-2; 3-3; 4-1; 5-2; 6-1-Бубнов, 2-Сатин, 3-Лука, 4-Барон.

Приложение 2.

Конспект урока по литературе в 11 классе

на тему: «М. Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького»

Цели урока:

  1. познакомить учеников с вехами раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства; показать особенности романизма Горького; в романтических произведениях.

  2. содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.

3)развить навыки логического мышления, анализа таких литературо

ведческих понятий как романтизм, романтический герой.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, реферирование.

К уроку было задано: подготовить сообщение: «Биография Максима Горького»; ознакомиться с рассказом «Старуха Изергиль».

Оборудование: портрет и фотографии А.М. Горького разных лет.
План:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Вступительное слово учителя (3 мин.)

  3. Сообщение по биографии Горького (15мин.)

  4. Изучение нового материала:


4.1 характеристика раннего этапа творчества Горького (10 мин.);

4.2. беседа по романтическому этапу творчества Горького (10мин.)

5. Вывод (3 мин.).

6. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка присутствующих, объявление темы и целей урока.

Сегодня нам предстоит вспомнить романтические произведения А.М.Горького, прочитанные вами раньше, и проанализировать его рассказ «Старуха Изергиль» как романтическое произведение: раскрыть идейное содержание, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства ; показать особенности романизма Горького.

2. Вступительное слово учителя.

Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и председатель Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого Горького.

3.Сообщение по биографии Горького.

Заслушивается реферат заранее подготовившегося ученика. Учащиеся записывают в свои рабочие тетради из жизни писателя. Задают вопросы.

4.Изучение нового материала:

    1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Учитель: Ранние рассказы Горького носят романтический характер. Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов?

Ученик. Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни внереально-конкретных связей человека с окружающей деятельностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства.


Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокоренность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романический герой стремится к ничем не стесняемой свободе , без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления. В романтическом пейзаже представляет и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль».

Учитель.'>4.2. Беседа по романтическому этапу творчества М. Горького.

Учитель. Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

Ученик. Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего. Герои легенды, рассказанной Изергиль, воплощает стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Данко и Ларра воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.

Учитель. Какова мотивировка характеров героев?

Ученик. Данко таков по своей сути изначально. Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на звучность имен героев.

Действие легенды происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха противоречий, поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, – это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

Учитель. Каков смысл противопоставления Данко и Ларры?