Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приёмом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.
В рассказе «Макар Чудра» тема свободы тесно переплетается с темой любви. Писатель воспевает свободу на примере любви двух незаурядных людей Лайко Зобара и Радды. Эти люди на редкость свободолюбивы, искренни. Любовь для нее на втором месте, а на первом — стремление к свободе. Драматический финал произведения заставляет задуматься о том, что, с одной стороны, свобода нужна человеку, но с другой стороны, она может оказаться очень опасной. Рассказ «Макар Чудра» не может не оставить у читателя чувства некоторого разочарования. Идеализированные герои -влюбленные не так уж прекрасны, как кажутся в начале.
Поэтическая история любви, которая лежит в основе рассказа, не может не привлекать. Безусловно, яркие и независимые характеры героев, их стремление к свободе не могут не вызывать восхищения. Однако при более внимательном прочтении кажется, что влюбленные как бы бессильны перед своими страстями — как любовной страстью, так и страстью к свободе. Бессилие становится сродни беспомощности, это и приводит Зобара и Радду к смерти.
Писатель использует прием «рассказа в рассказе». Он использует такие детали, которые подготавливают читателя к должному восприятию. Холодная осенняя ночь, дует с моря сильный влажный ветер, ярко горит костер, поет молодая цыганка, а старый цыган рассказывает захватывающую историю. Обстановка способствует тому, чтобы читатель воспринимал рассказ как легенду или сказку, настолько не похожи главные герои на простых людей, к которым мы привыкли. Не случайно главными героями автор делает цыган, жизнь которых кажется нам загадочной и непонятной. Гордая девушка и не менее гордый парень. Зобар выглядит не только гордым, но и жестоким. Ведь это он убивает свою любимую. Впрочем, все предопределено. Молодые цыгане с детства росли в атмосфере свободы. Они предстают перед нами как поэтические натуры, для характеристики писатель использует удивительные изысканные сравнения. Красоту Радды «можно было бы на скрипке сыграть». Девушка кажется неземным созданием, настолько красива и гармонична она.
Горький создает живые гармоничные образы. Их гармония проявляется прежде всего в том, что Зобар и Радда действуют импульсивно, выполняя все, что хочется прежде всего им самим. Они очень свободолюбивы, и любое действие, ими выполненное, об этом свидетельствует. Радда равнодушна к богатству, она не уходит с богатым человеком, который предлагает ей много золота. Это противоречит ее стремлению к свободе. А Зобар крадет коня, которого охраняет полк солдат. Это не стремление к личному обогащению, а желание в очередной раз ощутить себя свободным и счастливым.
Радда и Зобар никогда не переступают через себя, что можно считать данью их вольнолюбивой натуре.
Девушка и юноша столь гармоничны. Но когда они влюбляются друг в друга, гармоничного союза не происходит. Они не способны на компромисс, превыше всего ставят свои и только свои желания. Зобар убивает свою любимую. Автор не оправдывает своего героя, несмотря на то, что понимает его. Читатель так же может понять Зобара. Однако его поступок противоречит общечеловеческой гуманности. Мужчина убивает свою любимую... Это преступление, и иной оценки событий быть не может. Можно сказать, что Радда не оставила Зобару иного выхода. Ее собственные поступки в очередной раз свидетельствуют о том, что для девушки превыше всего была свобода. Жизнь Зобара без любимой была недолгой. Отец Радды убивает его, так что Зобар получил по заслугам. Она перед смертью оправдывает своего любимого. Ведь Зобар не предал своих идеаов, не разочаровал Радду. В рассказе «Макар Чудра» нет ничего обыденного. Образы героев лишены фальши, налета повседневности. Они оторваны от реальной действительности, в сущности, для них нет ничего особенно важного и ценного. Даже свою жизнь Зобар и Радда не ценят, с готовностью расстаются с ней. Значит, стремление к свободе и любовь к ней далеко не всегда бывает позитивно, напротив, в большинстве случаев разрушительно. Горький-романтик, идеализируя своих героев, именно об этом предупреждает нас.
2.2 Анализ рассказа «Старуха Изергиль»
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества. Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 г.
Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.
Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.
Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» - человеческой свободы и несвободы.
Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.
Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав
Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.
Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.
Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» отвергает людей и остается один. Ничто не мешает ему жить так, как он хочет. И в конечном итоге Ларра тяготится бесценным даром – свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастье.
Ларра через много лет вседозволенности и самоупоения все-таки воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его наказанием, от которого нет спасения. Писатель развенчивает бессердечного индивидуалиста. Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей.
Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них – норма жизни для Данко. Образу Данко сопутствует образ огня, горящего сердца, солнечного блеска. Образ солнца и огня подчеркивают героическую устремленность прекрасного юноши Данко, придают всему рассказу эмоциональную напряженность. Его любовь к людям и желание послужить им, его высокие героические устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью.
Вся легенда о Данко, о его сердце, горящей великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.
Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.
Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность
Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.
Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.
Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.
Изергиль, рассказавшая эту легенду, уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик показывает бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини.
Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Была в её жизни цепочка любовных приключений, но настоящей любви не было. Слишком она ценила свою волю, и, ощущая себя сильной и свободной, не понимает, что на самом деле она была не способна на подлинное чувство, на долгую привязанность.
Один из эпизодов рассказа – воспоминания Изергиль о своей жизни. Он раскрывает образ ярко одаренной, смелой, мужественной, сильной, жаждущей счастья и радости женщины. Старуха Изергиль прожила мятежную жизнь, но в ее жизни не было высокой цели, ее жизнь не была освещена созидательным трудом, благородным желанием послужить народному счастью, в ее жизни не было дела, которое стояло бы выше ее и способствовало бы внутреннему росту и . когда она, одинокая, засыпает на берегу моря, ее становится жалко, и жизнь ее кажется бессысленной.
Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает загадочность и притягательность индивидуализма – в этом особенность и новаторство его романтического наследия.
В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.
Заключение
Постоянная забота учителя – установить живую связь сегодняшних юных читателей с художественной классикой. Такая связь может возникнуть только в сознании читателя, заинтересованного, взволнованного искусством прошлого.
На горьковских уроках в средней школе этого не всегда удается достичь. Многие учителя-словесники с тревогой говорят, что интерес к творчеству Горького, рождающийся у школьников, нередко угасает. Много нужно сделать, чтобы перед школьниками полнее раскрылось художественное богатство горьковского творчества, потому что, он совершил великие открытия в творчестве, заслужил вечную благодарность своего народа. В данной работе сделана попытка привлечь более пристальное внимание учителей и учащихся к творчеству Максима Горького.
Бесценный исторический опыт народа, запечатленный в литературе, воспитывает чувство сопричастности минувшему, ответственность перед настоящим и будущим. Знакомство с классикой, восприятие гуманистических идей и чувств прогрессивных писателей духовно возвышает и обогащает учащихся, развивает эстетические вкусы и потребности, готовит к постижению современной литературы с ее нередко усложненными формами, формирует гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, понимание авторской позиции и т.д.
Из нашего исследования можно сделать следующие выводы и определить проблемы, требующие дальнейшего изучения:
- выявлены актуальные идеи и подходы к изучению творчества Горького, предлагаемые методистами (изучение произведений как организация саморазвития личности ученика; организация поисковой деятельности учащихся с использованием проблемных вопросов и составление опорных схем; развитие читательской активности учащихся при помощи разбора проблематики произведений, разнообразных самостоятельных творческих работ).
- при изучении творчества Горького в школе учитель сталкивается с определенными трудностями. У школьников, к сожалению, не всегда происходит сближение с миром Горького, и в целом отношение учащихся к его творчеству далеко не соответствует ее истинному значению. Они воспринимают произведения классика преимущественно тематически, со стороны «содержания», ценят их «информационный» слой, не пытаясь проникнуть тем чувством, какое пронизывает все произведения автора. Такое знание дает возможность переубеждать учащихся, спорить с ними, воспитывать их. Если же собственные представления учеников не учитываются педагогом, преподавание литературы может потерять воспитательную силу воздействия. Важно знать, понимать, выяснить, в чем причина равнодушия у сегодняшних школьников к классике. Гораздо плодотворнее попытаться узнать, что именно не понимают учащиеся, почему у них не возникает того контакта с поэтом, какой необходим при изучении его творчества. Зная причины, можно увереннее действовать в нужном направлении. Конечно, ни в коем случае нельзя ослаблять социально-исторических позиций в подходе к изучению творчества Горького. Но одновременно необходимо чаще обращаться к нравственно-психологическим проблемам, поставленным в творчестве писателя, а также раскрывать эстетическое своеобразие его произведений. В этом случае восприятие учениками творчества Максима Горького станет более заинтересованным и активным.