Файл: 1 Экономический рост в условиях глобализации 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в - статистически оцениваемый параметр.

При таком подходе П. Вельфенс и П. Джесински отождествляют иностранный основной капитал с накопленными прямыми иностранными инвестициями.

Одновременно с этим темп технического прогресса в их трактовке зависит от четырёх параметров: объёма накопленных знаний; отношения стоимости импортируемых промежуточных товаров к совокупному выпуску; степени развитости рыночных институтов; величины экспорта.

В принципе данная модель может считаться абсолютно стандартной. Определённое своеобразие ей придаёт, во-первых, учёт возможного притока ПИИ и, во-вторых, зависимость темпа технического прогресса от совокупности институциональных условий хозяйствования. Оба эти фактора имеют особое значение для переходных экономик, для которых, собственно, изначально и предназначалась модель Вельфенса-Джесински.

Метод П. Вельфенсона и П. Джесински имеет ряд недостатков, среди которых отметим следующие.

Во-первых, прямые иностранные инвестиции не могут приравниваться к основному капиталу из-за наличия временных лагов в освоении инвестиций и проблемы двойного счёта, т. к. материализовавшиеся в основных фондах прямые иностранные инвестиции, как правило, уже учитываются в национальной статистике по линии прироста внутреннего основного капитала.

Во-вторых, отечественный основной капитал и иностранные инвестиции полагаются равноэффективными, что противоречит наблюдаемым фактам.

В-третьих, производственная функция Вельфенса-Джесински включает мультипликатор научно-технического прогресса, который зависит от общей макроэкономической ситуации и никак не связан с потоками прямых иностранных инвестиций.

В-четвёртых, набор тех факторов, от которых зависят темпы научно-технического прогресса в модели открытой экономики, включает плохо верифицируемые экономические показатели: ноу-хау (знаний); относительная величина развитости рыночных институтов.

В-пятых, применение эконометрической модели для переходных экономик чрезвычайно затруднено тем обстоятельством, что статистическая база последних, как правило, не предоставляет исследователю достаточно длинных ретроспективных рядов.В общем случае рассматриваются два сектора экономики: местные предприятия и предприятия с участием иностранного капитала. Динамика развития этих секторов, как правило, описывается следующей моделью


dY/dt = aY + bYY* (6);

dY*/dt = cY* + hYY* (7),

где b, c и h — параметры модели, получаемые на основе эконометрических расчётов.

Из модели (6)-(7) вытекает, что темпы прироста совокупного выпуска (Y + Y*) подчиняются следующему уравнению:

к = a + m [c - a + (1 - m)(b + h)(Y + Y*)] (8),

где X - темп экономического роста ВВП (Y + Y*);

m - доля произведённого продукта на предприятиях с участием иностранного капитала в совокупном объёме производства m = Y* / (Y + Y*).

При всей привлекательности модели данного типа также имеют ряд минусов: роль ПИИ в данных моделях отражается косвенно; на длинных интервалах времени стабильность параметров модели редко наблюдается; использование моделей данного типа предполагает трудоёмкий предварительный этап по определению динамических законов функционирования двух- секторной экономической системы.

Вывод по 1 главе

Приведённые выше рассуждения показывают, что воздействие ПИИ на экономический рост может быть положительным, отрицательным или незначительным, в зависимости от экономических, институциональных и технологических условий в стране — реципиенте инвестиций.


2. Выявление степени влияния иностранных инвестиций на долговременный экономический рост




2.1. Противоречивость влияния иностранных инвестиций



В многочисленных исследованиях, посвященных влиянию прямых иностранных инвестиций на экономику развивающихся стран, можно встретить диаметрально противоположные мнения об их последствиях для экономического роста в долгосрочном периоде. Тот бесспорный факт, что межнациональные компании посредством прямых иностранных инвестиций дают определенный импульс развитию экономики стран-акцепторов вряд ли кем-то сегодня может оспариваться. В пользу привлечения иностранного капитала в такой форме говорит хотя бы создание новых рабочих мест. Вопрос состоит в том, насколько выгоды от подобной интеграции со­поставимы с потерями для национальных экономик, в том числе, в виде лишения финансовой и политической независимости.

Так называемая «теория внешней зависимости» или «периферийного капитализма» получила особое место в международной экономике. Одним из утверждений теории, в частности, является то, что отрицательный эффект от присутствия международных компаний в развивающихся странах всегда больше положительного, иначе говоря, имеет место эксплуатация. В таких условиях государственные ор­ганы, предпринимающие усилия по привлечению иностранных инвестиций, выводят экономику своих стран на путь зависимого развития.

Понимание вопроса о возможности развития экономики стран за счёт внешних источников кроется в выборе критерия, которым оценивается как положительное, так и отрицательное влияние иностранных инвестиций на экономику. Этот вопрос представляет определённые трудности для государственных органов стран, принимающих инвестиции. Быстрый рост объёмов прямых иностранных инвестиций требует от них принятия оперативных политических и экономических решений, но слабо развитые общественные институты мешают этому процессу [7, с.17].

Имеется довольно большое количество работ, если не целая научная школа, представителей которой условно можно назвать «проглобалистами». Они утверждают, что процесс интернационализации и интеграции производства несомненно выгоден, так как помогает странам быстрее развиваться и ведет к экономическому росту в долгосрочном периоде. Такие взгляды в основном характерны для представителей неоклассического направления. Основные тезисы в защиту прямых иностранных инвестиций вместе с ретроспективным анализом работ сторонников интеграции приведены в книге Дж. Бхагвати [7]. Во многом на основании этих выводов правящие элиты многих развивающихся стран видят в притоке иностранных инвестиций только выгоду для себя и стараются привлечь активы зарубежных компаний, их технологии и опыт.


Результаты его исследования показывают, что иностранные инвестиции в самом деле генерируют внешний эффект - более низкие цены при более высоком выпуске, - от которого выигрывают поставщики промежуточного сырья, производители конечного продукта и потребители. Основой данного эффекта являются как более низкие цены промежуточной продукции за счёт устранения фактора таможенных пошлин, так и снижение переменных издержек компаний за счёт различия в национальной стоимости рабочей силы для развитой и развивающейся стран.

Однако исследования российских аналитиков показали, что иностранные инвестиции не всегда приносят должного эффекта для развития национальной экономики, более того, по мнению многих для России в переходный период, они способствовали разрушению базовых отраслей национальной экономики и прекращению выпуска высокотехнологичных товаров [17]. Вложения иностранных инвесторов направлялись в организации по добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли, в компании, занимающиеся операциями с недвижимостью, финансовой деятельностью, но не в реальный сектор экономики: затратный и мало прибыльный.

В конечном итоге это привело к «голландской болезни» и деформации традиционной отраслевой структуры российской экономики, в пользу экспортоориентированных отраслей в ущерб отраслям лёгкой и перерабатывающей промышленности, отраслям, производящих наукоёмкую продукцию.

Так, перепрофилирование крупнейшего в советское время предприятия ОАО «Таганрогский комбайновый завод» в предприятие ТАГАЗ (автосборочное предприятие), начавшееся в 1997 году по лицензии и технологии южнокорейской компании Daewoo Motors, закончилось открытием завода 12 сентября 1998 года, что обошлось объёмом инвестиций свыше 260 млн $. Завод начал выпуск трех корейских моделей Daewoo Leganza, Nubira и Lanos, которые получили русские названия: «Кондор», «Орион», «Ассоль». В последствии разрабатывались и производились также другие марки, в том числе отечественные аналоги.

В период мирового финансового кризиса, в 2009 году, объём производства «ТАГАЗ» сократился в три раза, задолженность перед банками достигла 20 млрд руб.


В начале мая 2012 года началось массовое увольнение рабочих. В конце января 2014 года по решению Арбитражного суда Ростовской области предприятие официально признано банкротом. Производство зерноуборочных комбайнов было ликвидировано. Понесены огромные невосполнимые материальные потери, потери квалифицированной рабочей силы, интеллектуального потенциала.

Зато Россия превратилась в емкий рынок сбыта машиностроительной продукции, в том числе сельскохозяйственного назначения, что ослабило её экономическую безопасность.

Введение санкций на экономику, которая чрезмерно зависит от импортных поставок комплектующих изделий, материалов, сырья, фондообразующей техники, парализует её и втягивает в рецессию.

Более того, авторами было установлено, что политики принимающей страны должны привлекать иностранные инвестиции в случаях, когда есть вероятность, что международные корпорации будут использовать промежуточную продукцию локальных поставщиков. Пример с ОАО «Таганрогский комбайновый завод» яркое свидетельство данного суждения.

Подтверждающий факт того, что для оценки уровня эффективности иностранных инвестиций на экономический рост использование таких показателей как уровень цен и уровень конкуренции в отрасли конечной продукции, можно считать справедливым лишь для весьма специфических социально-экономических условий.

Однако как бы отвечая, своим оппонентам, Бхагвати в своих работах указывает на существование каналов, через которые положительный эффект может распространяться на локальных (местных) производителей. Так, менеджеры могут учиться, наблюдая лучшие управленческие подходы. Также они могут приобретать опыт, будучи нанятыми в транснациональные компании, затем передав свои знания национальным фирмам, где они впоследствии будут работать или которые откроют самостоятельно. Подобный перенос может также происходить и в среде рабочих. Такой передаче навыков способствует и так называемый «демонстрационный эффект» и рост конкуренции на внутренних рынках.

Таким образом, одним из самых явных положительных эффектов иностранных инвестиций, отмечаемых исследователями, является технологический обмен. Под технологическим обменом понимается общее повышение уровня технологий и квалификации рабочей силы в определённой отрасли развивающейся страны в результате действия более технологически продвинутых иностранных компаний. Это может достигаться через миграцию кадров между компаниями, через развитие определённых отраслей науки и сферы услуг под действием иностранных инвестиций. В частности показано, что крупные корпорации, открывающие наукоемкие производства, являются катализатором для научного прогресса в принимающей стране. Также исследователи в последние годы отмечают тенденцию роста затрат транснациональных корпораций на научные разработки в иностранных филиалах и сопутствующий ему рост национальной инновационной активности [