Файл: Этика наука о морали. Предмет и основные этапы истории биомедицинской этики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • В каком случае возможно изъятие органов у трупа с целью трансплантации?

1. Изъятие органов в целях трансплантации при посмертном донорстве органов не допускается, если медицинской организацией, в которой находится приемлемый донор, на момент изъятия органов установлено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, что при жизни совершеннолетний дееспособный гражданин выразил несогласие с изъятием его органов после смерти в целях трансплантации в письменном заявлении, заверенном в установленном порядке, или устно в присутствии медицинских работников и свидетелей в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, зарегистрированное в Регистре волеизъявлений граждан.

2. В случае отсутствия указанного в части 1 настоящей статьи волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, а также отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, зарегистрированного в Регистре волеизъявлений граждан, право заявить о несогласии на изъятие органов  из тела умершего в устной форме или письменном заявлении, заверенном в установленном порядке, имеют супруг, а при его отсутствии - один из близких родственников: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка и бабушка в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

 


  • Как трактуется вопрос компенсации за донорский орган в документа ВМА и российском законодательстве?

Статья 62. Ответственность за куплю-продажу органов человека

Купля-продажа органов человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Какие биоэтические проблемы возникают при постановке диагноза «смерть мозга»?



Этическим условием, при котором можно избежать ошибок и злоупотреблений при констатации смерти человека на основании гибели мозга, является выполнение трех следующих организационных принципов:

  • • принцип единого подхода предполагает, что диагноз должен ставиться независимо от того, рассматривается пациент как донор или нет;

  • • принцип коллегиальности заключается в обязательном участии минимум трех врачей в диагностике смерти мозга;

  • • принцип организационной и финансовой независимости бригад: первой, которая констатирует смерть мозга, второй, которая проводит забор органов, и третьей — собственно бригады трансплантологов, которая осуществляет пересадку органов.


Этический принцип недопустимости продления жизни одним пациентам за счет сокращения жизни других должен быть отчетливо осознан каждым членом каждой из бригад. Не все врачи его однозначно принимают. Расхождение позиций по этому вопросу связано с противоречием целей врача-реаниматолога и врачей бригады, осуществляющей забор донорских органов. Так, целью врача-реаниматолога является борьба за жизнь пациента при самых минимальных шансах, целью же бригады врачей по забору органов — изъятие органа у пациента «на кровотоке», т.е. у пациента с бьющимся сердцем, иначе органы будут уже непригодны к трансплантации.

сознание трудностей, ошибок, возможностей злоупотреблений приводит к непризнанию человека умершим при диагнозе «смерть мозга» и довольно распространено в обществе. В некоторых странах, например в Дании, а также в американских штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, в том случае, если человек, будучи живым, или его родственники после его смерти не соглашаются с критерием «смерть мозга», законодательство позволяет отказываться от констатации смерти по этому критерию.

  1. Проанализируйте один из «казусов» из медицинской практики с точки зрения биомедицинской этики, сформулируйте ваше мнение.

  • Новорожденному, страдающему атрезией заднего прохода и болезнью Дауна, необходимо немедленное хирургическое вмешательство, которое позволило бы спасти жизнь новорожденного, но его интеллект не превысил бы со временем уровня 4-х летнего ребенка, а продолжительность жизни составила бы около 20 лет. Родители отказываются от операции, предпочитая, чтобы ребенок умер естественной смертью.


1. Международное право.

А) Классификация пассивной эвтаназии зависит от толкования содержания права на жизнь (право жить — право качества жизни). Действующее международное право не уточняет значение наречия «произвольно», используемое в статье 6/1 Пакта о гражданских и политических правах «Никто не может быть произвольно лишен жизни» и статьи 4/1 Американской конвенции прав человека « Никто не может быть произвольно лишен жизни». Однако Декларации ООН о правах инвалидов и умственно отсталых (резолюция 2856/XXY1 и резолюция 3447/ХХХ) требуют, чтобы они пользовались одинаковыми с другими людьми правами, в особенности, правом на жизнь.

Но если не производить хирургического вмешательства, родительские права в отношении несовершеннолетнего ребенка, признанные всеми международными институтами прав человека, вступили бы в противоречие с основным правом ребенка на жизнь и даже перечеркнули бы его (статья 8 Европейской Конвенции прав человека; 17 и 23/1 Пакта о гражданских правах; 17/1 Американской конвенции прав человека).



Отказ родителей от защиты прав ребенка на жизнь, хотя и ограниченного врожденными заболеваниями, означал бы, следовательно, лишение ребенка жизни.

Б) Поскольку врач наделен правом (и долгом) исцелять или оказывать возможную медицинскую помощь, в том числе, и в экстренных случаях, то согласие семьи на оставление без помощи не может служить основанием для отказа в проведении лечения.

2. Этика.

В 1950 г. в Нью-Йорке ВМА категорически осудила эвтаназию. Венецианская декларация ВМА (1983 г.) уже не столь категорична в отношении эвтаназии, но уточняет, что «врач никогда преднамеренно не лишит жизни пациента ни по его просьбе, ни на основании обращения с подобной просьбой его семьи». Исключения не допускаются даже в случае неизлечимой болезни или врожденных уродств.

3. Религиозная мораль.

A) Католическая. Корректирующее хирургическое вмешательство относится к общепринятым терапевтическим средствам, является законным и оправданным, даже когда нет уверенности, что положение можно будет исправить полностью. Католическая мораль не приемлет отказ от терапии. Даже в рассматриваемом случае с новорожденным эвтаназия приравнивалась бы к убийству.

Б) Протестантская. Представляется трудным навязывать решение, которое в максимальной степени не учитывало бы мнение родителей, то есть тех, кому предстоит жить с ребенком и с которыми будет находиться ребенок. По этому поводу возможны, вероятно, различные позиции. Ни одна из них, впрочем, не должна никому препятствовать в проявлении участия или оказания материальной поддержки.

B) Иудейская. Как и нормальный ребенок, ребенок с физическими недостатками имеет такое же право на жизнь, тем более что у него может появиться шанс стать нормальным. Наука не исчерпала еще все свои возможности и продолжает ежедневно делать открытия. Несчастный заслуживает изменения к лучшему своей судьбы.

Г) Мусульманская. Согласно исламу, никто не имеет права посягать на свою собственную или чью-либо жизнь. Даже в том случае, когда интеллект человека останется на уровне четырехлетнего ребенка, а сам он не проживет более двадцати лет, врач, чей подвижнический долг состоит в том, чтобы лечить и спасать людей, должен убедить родителей согласиться на хирургическое вмешательство. Следовательно, новорожденному, страдающему болезнью Дауна, должна быть сделана хирургическая операция, если только она не сопряжена с угрозой для его жизни.


Д) Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.


  • Мужчина, 45 лет, страдающий боковым амиотрофическим склерозом с расстройством фонации и глотания, обращается с просьбой об активной эвтаназии. Психическое состояние нормальное.


Является просьба пациента юридически и морально обоснованной?

Ответ: все формы эвтаназии в РФ запрещены.


  • Мужчина, 50 лет, страдающий непроходимостью артериальных сосудов, перенес несколько пересадок артерий и ампутацию нижних конечностей, болен бронхопневмонией и декомпенсацией сердца. Лечение возможно только в реанимационном отделении. Можно ли считать, что симптоматическая терапия равносильна в данном случае «пассивной» эвтаназии?


  • Гетерозиготные близнецы женского пола 3 лет. Поликистозное заболевание почек у одного из близнецов – гепатомегалия и спленомегалия. Имеется согласие семьи на пересадку органа от здоровой сестры ввиду отсутствия донорской почки от умершего ребенка и необходимости проведения срочной операции.


Ответ: Изъятие органа для трансплантации у живого донора возможно, если донор достиг 18-летнего возраста.

Занятие №5 Тема: «Этико-юридические проблемы медико-биологического экспериментирования, медицинской генетики. СПИД и этика»

    • Ознакомьтесь с «Заявлением о профессиональной ответственности врачей при лечении лиц, больных СПИДом» (ВМА,1988), ФЗ 1995г. №38 – ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)»

    • Ответьте на вопросы. Подчеркните правильный ответ.

  1. Медицинское освидетельствование может проводиться в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения на основании лицензии

  • да

  • нет

  1. Выдача официального документа о наличии либо отсутствии ВИЧ-инфекции может осуществляться частным учреждением здравоохранения

  • да

  • нет

  1. Назовите основной принцип медицинского освидетельствования на ВИЧ ________________________________________

  2. Медицинское освидетельствование лиц в возрасте до 14 лет может проводиться

  • по просьбе и с согласия законного представителя

  • без уведомления законного представителя

  1. Совершеннолетний гражданин имеет право на присутствие его законного представителя при проведении освидетельствования на ВИЧ


  • да

  • нет

  1. Выберите все случаи. когда возможно обязательное освидетельствование на ВИЧ.

  • доноры крови, биологических жидкостей, органов, тканей

  • дети, поступающие в детский сад, школу

  • представители отдельных профессий, перечень которых утверждается Правительством РФ при поступлению на работу

  • лица, проживающие с ВИЧ инфицированными

  1. Родители уведомляются в случае выявления ВИЧ инфекции у несовершеннолетних в возрасте

  • до 18 лет

  • до 14 лет

  1. Изучите Проект ФЗ «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» (принят к рассмотрению 1997) раздел III, IV. Найдите ответы на вопросы:

    • Почему недопустимо клонирование человека, но возможно клонирование отдельных органов и тканей?


Клонирование — воспроизводство индивида с полностью идентичным набором генетических характеристик и внешностью. Сегодня известно два вида клонирования: репродуктивное и терапевтическое. Репродуктивное подразумевает создание человека, который генетически идентичен другому (живому или умершему) человеку. В ходе такой операции в лишённую собственного ядра женскую половую клетку переносится ядро соматической клетки человека.

В ходе терапевтического клонирования создаётся эмбрион из клетки взрослого человека. При этом развитие эмбриона останавливается в течение двух недель и используется как продукт для получения стволовых клеток. Такие клетки позволяют вылечить человека от различных болезней.

Впервые учёным удалось успешно применить репродуктивный подход и создать животное на основе генетического материала взрослой особи в 1996 году. Специалисты взяли из клетки взрослой овцы ядро с генетическим материалом и пересадили его в лишённую ядра яйцеклетку, которую затем подсадили суррогатной матери. Так родился первый генетический клон — овечка Долли.

С тех пор учёные успешно клонировали множество различных млекопитающих — собаку, кошку, козу, свинью, корову, мышь. И даже задумались над возможностью воскрешения вымерших видов животных, например, мамонтов. Опробовав технологии клонирования на животных, специалисты задумались, какую пользу этот метод может принести людям. Если положительные результаты терапевтического клонирования, позволяющего получать стволовые клетки и с их помощью вылечить тяжёлые заболевания, очевидна, то возможные последствия репродуктивного клонирования пока остаются неясными.