Файл: Реклама в библиотеке как фактор привлечения внимания 5 1 Особенности библиотечной рекламы 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Глава 1. Реклама в библиотеке как фактор привлечения внимания 5

1.1 Особенности библиотечной рекламы 5

1.2 Рекламная деятельность как часть маркетинга в развитии привлечения внимания к библиотеке 9

Глава 2. Формирование положительного имиджа библиотеки с помощью рекламы 14

2.1Особенности рекламы библиотеки в прессе 14

2.2 Особенности рекламы библиотеки на радио 15

2.3 Особенности рекламы библиотеки на телевидении 18

2.4 Особенности рекламы библиотеки в сети Интернет 20

Заключение 24

Список литературы 27

Количество информации в сфере рекламы значительно увеличилось с переходом к рыночной экономике. Как инструмент маркетинга, реклама в современном времени занимает одно из ведущих мест в социально-экономической жизни страны. По своей информационной сущности она оказывает стимулирующее воздействие на сознание людей, поведение людей, при использовании различных приемов, способов и механизмов выполняет стимулирующее воздействие на сознание человека, а при использовании различных приемов, способов и механизмов имеет возможность прямо влиять на потребителя. Используя межличностные коммуникации, рекламная кампания использует массовые средства распространения информации. Как форма коммуникации, которая стремится перевести качества товаров или услуг на язык запросов потребителя, она также имеет возможность рассматриваться как форма связей, пытающейся перевести качество товаров с помощью слов клиента.

В библиотечном деле долгое время не говорили о рекламе, а в практике было слово «пропаганда». К тому же, никто не готовил профессионалов рекламного дела. Все рекламные знания были усвоены в процессе практики. Даже представить себе невозможно, чтобы такая консервативная библиотека стала использовать элементы рекламы в своей деятельности. Таким образом, но логика развития информационного дела не может быть решена без решения задачи своевременной публикации опережающих библиографических данных.

Рекламные объявления предназначены для привлечения посетителей библиотеки, формирования положительного отношения к ней, предоставления общего представления о библиотеке и составе фонда [10, c.24]. Другая ее функция - стимулировать пользователя к действию: посещение библиотеки, ее мероприятий и обращение к справочному аппарату. В рекламе есть еще одна важная функция. Она помогает выделить именно эту библиотеку из ряда других, позволяет пользователям выделять ее среди других библиотек и формировать определенные читательские ассоциации. Они положительные, и если они положительные, это сказывается на действиях пользователей: посещение библиотеки или общение с библиотекарем.


В настоящее время существует проблема, связанная с рекламой, в том числе некачественной и непрофессиональной, которая переполнила информационный рынок и во многом дискредитировала себя в глазах общества. У потребителей есть свое мнение по поводу рекламы, поэтому она не всегда бывает эффективной и позитивной.

По мнению библиотекарей, проблема использования рекламы в библиотечной практике заключается не только и даже больше во многом из-за того что у них недостаточно опыта в этой области, но и знаний. Иногда нет профессионального подхода к работе с библиотекой. На самом деле библиотекам сложно не следовать некоторым традициями, которые существовали и передавались многие годы. По-прежнему есть попытки обновить библиотечную практику, но они не всегда успешны. Нестандартные решения, оригинальные идеи сегодня необходимы как никогда прежде. Этого можно достичь с привлечением новых людей, специалистов своего дела, например, художников, дизайнеров. Основной задачей современной библиотеки является сохранение библиотеки и создание условий для ее существования, которые бы способствовали успеху.

В библиотеках стали использовать элементы фирменного стиля - товарный знак, графические декоративные элементы. Опубликовано много научных и практических работ, раскрывающих рекламу в библиотеке. Однако не так уж много известно о эффективности использования того или другого инновационного метода рекламной деятельности библиотеки пользователями библиотек.

Курсовая работа ведется в психологическом и библиотековедческом аспектах.

Объект исследования – особенности рекламы для библиотечной сферы. Предметом исследования является опыт использования рекламы библиотеки.

Целью данной работы является выявить уровень эффективности рекламы библиотеки, степень восприятия ее пользователями и определить перспективы использования и развития инновационных рекламных методов в библиотечной практике.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть рекламы в библиотеке как фактор привлечения внимания.

  2. Изучить явление формирования положительного имиджа библиотеки с помощью рекламы.

Глава 1. Реклама в библиотеке как фактор привлечения внимания

1.1 Особенности библиотечной рекламы


Определение рекламы можно найти и в ФЗ «О рекламе» №38, который был принят еще 13 марта 2006 года Государственной Думой Российской Федерации. Согласно данному закону рекламой считается абсолютно любая информация, которая распространяется различного рода формами. Для распространения рекламы применяются различные средства информации, которая несет в себе суть о физических или юридических лицах, товарах, а также идеях и начинаниях. Реклама направлена на неопределенный круг лиц. Т.е. с ней может ознакомиться абсолютно любой человек. Ее цель заключается в том, чтобы сформировать либо поддержать интерес к товарам и услугам со стороны не только физических, но и юридических лиц. Реклама способствует реализации товаров и идей.



Не смотря на, казалось бы, новизну применения рекламы в отношении библиотек, следует отметить тот факт, что библиотечная реклама существует достаточно давно.

Так, например, в одной из центральных муниципальных библиотек, которая находится в г. Ноябрьске заведующий, который занимается рекламой и дизайном говорит о том, что уже в 1920-е годы в России активно прорабатывался вопрос о применении рекламы для популяризации библиотек среди малограмотного населения страны. Данный сотрудник приводит цитату, которую прочитала в свое время в книге, изданной в 1926 году. Эта книга называется «Книга – путь к коммунизму». «Рукописное объявление, составление агитационных плакатов, призывы к товарищам на всякого рода сходках, лекциях, даже использование местной газеты, — все здесь идет в ход, ибо первое дело библиотекаря — оповестить окрестное население о существовании библиотеки и постоянно поддерживать к ней интерес».

Реклама сегодня представляет собой очень мощную и развитую сферу направления продвижения товаров и услуг. С момента ее появления очень сильно изменилось не только содержание рекламы, усложнились ее функции и методы, которые позволяют создавать этот высококачественный продукт информации [3, c.12].

Свое мнение о библиотечной рекламе высказала сотрудник Российской Государственной Библиотеки С.Т. Макалкина: «Еще полтора-два десятилетия назад понятие «библиотечная реклама» напрочь отсутствовало в профессиональной лексике. Чаще всего употреблялись привычные для слуха слова и сочетания «пропаганда», «продвижение литературы», «привлечение читателя» и пр. При всех различиях содержание этих терминов в равной мере включало в качестве важного элемента задачу сконцентрировать внимание реального или потенциального пользователя на книге, услуге. Обосновывалась необходимость библиотеки в жизни каждого человека, освещались наиболее яркие стороны ее деятельности. Реклама свободна от какого бы то ни было идеологического диктата. В ее задачи входит продвижение не той информации, которая значима с точки зрения библиотекаря, но потенциально интересна пользователю. Если пропаганда нацелена на отслеживание «лучшего», «актуального», то не исключая прагматического аспекта «полезности», реклама делает акцент на новое, неожиданное, непохожее, иногда сенсационное. То есть она в большей мере аппелирует к чувственной, нежели рациональной сфере человека» [3, c. 36].


Закон «О рекламе» говорит о том, что библиотечная реклама относится, в большей степени, к социальной рекламе, чем к коммерческой, т.к. основная цель библиотеки не заключается в том, чтобы извлекать максимальную прибыль от ее посещения читателями. Библиотека не содействует проведению различного рода коммерческих сделок, хотя можно назначить деловую встречу и в данном месте. Цель всех библиотек заключается в том, чтобы распространять общественно-значимые идеи, которые витают в воздухе сегодня, популяризировать общественные ценности, которые существуют в той или иной стране. Библиотека призвана формировать в душах людей положительное отношение к институту рекламы.

Как мы выяснили ранее, основная цель, которую преследуют рекламодатели, заключается в том, чтобы проинформировать людей, которые являются потенциальными покупателями о товарах и услугах, а также простимулировать людей приобрести их. Реклама представляет собой продукт, который, больше обезличен, с одной стороны, она носит массовый характер, а с другой стороны – она односторонняя. Для того чтобы решить рекламные задачи довольно часто ее производители используют такие методы, как информирование, убеждение и напоминание [4, c.41].

Рассмотрим функции рекламы, которые существуют в системе управления библиотечным сервисом. Следует отметить, что эти функции очень многообразны.

Во-первых, библиотечная реклама позволяет сформировать спрос со стороны читателей на услуги библиотечно-информационного направления, а также на услуги, которые являются сопутствующими к основным услугам.

Во-вторых, библиотечная реклама направлена на то, чтобы популяризировать среди населения новые формы и методы их обслуживания.

В-третьих, библиотечная реклама позволяет, в той или иной степени, снизить эффект сезонности ее посещения. Дело в том, что, в основном, библиотеки читатели посещают в осенне-зимний период. Основными читателями библиотек являются учащиеся школ, институтов, колледжей, техникумов. Т.е. люди, которые должны выполнить определенные задания в рамках научного процесса обучения.

В-четвертых, библиотечная реклама позволяет проинформировать потенциальных читателей о конкретном библиотечном учреждении.

И, наконец, библиотечная реклама позволяет данным учреждениям успешно конкурировать с другими способами получения информации [5, c.56].

Следует отметить, что библиотечная реклама имеет свою отличительную особенность. Рассмотрим ее подробнее. Она заключается в том, что библиотечная реклама имеет несет в себе полностью достоверную информацию.


Сегодня в мире существует огромное количество рекламы. Она может доносить до покупателей одну информацию о товаре или услуги, а реальность может быть совершенно другая. Такое разночтение между рекламой и реальностью приводит потенциальных покупателей к разочарованию. Они считают себя обманутыми.

Именно поэтому библиотеки стремятся доносить только правдивую информацию в рекламных сообщениях. Ведь переубедить любого человека и заставить его второй раз поверить рекламодателю очень сложно-решаемая задача. К тому же, сработает, так называемое, «сарафанное радио». И вот уже несколько людей не будут посещать то или иное место.

На самом деле, сегодня достоверность рекламы является большой проблемой.

Так один из ведущих научных сотрудников рекламного агентства «Апельсин» Г. Цесарская в статье «Привлечь к себе любовь пространства» пишет: «Как-то коллеги попросили: «Взгляните на нашу рекламу». Это было послание, адресованное предпринимателям, которым чего только не обещали в новой бизнес-библиотеке: и информационный поиск по любым базам данных, и занятия по деловому английскому на базе аудио- и видиокурсов, и проведение консультаций ведущими специалистами по экономике и бизнесу и т.д.

Однако фонды литературы и баз данных лишь начали комплектоваться, техника «обкатывалась», планы бизнес-клуба обсуждались, со специалистами шли предварительные переговоры…» [6, c.89].

При создании библиотечной рекламы следует учитывать факт, который заключается в том, что потребители даже одного пола или одной социальной или возрастной группы, которые имеют идентичный доход и которые проживают на одной общей территории, имеющие одну языковую культуру, могут иметь абсолютно разные психологические характеристики. Поэтому создатели рекламы должны учитывать данный факт и прогнозировать отношение к той или иной рекламе широкого круга лиц. Одним людям может понравится реклама, у других она может вызвать негативное отношение, а третьи могут отнестись к рекламе абсолютно нейтрально. Такое положение дел говорит о том, что, зачастую, потребитель не в состоянии объяснить свое решение при выборе определенного товара или определенной услуги, которые он приобрел.

Таким образом, для библиотечной рекламы среди общих требований можно выделить основные.

Во-первых, библиотечная реклама должна быть объективной.

Во-вторых, библиотечная реклама должна быть легкодоступной для ее восприятия. Она должна быть понятной для широкого круга лиц.