Файл: Реклама в библиотеке как фактор привлечения внимания 5 1 Особенности библиотечной рекламы 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-третьих, библиотечная реклама должна быть достаточной. В век информации, люди стремятся получать очень сжатую и краткую информацию. Поэтому библиотечная реклама должна иметь рациональную фактографическую насыщенность.

И, наконец, библиотечная реклама должна быть четкой и выразительной по своей структуре.

1.2 Рекламная деятельность как часть маркетинга в развитии привлечения внимания к библиотеке


Как и любая сфера, библиотечная также следит за своим благоприятным образом или имиджем по-другому. Понятие имиджа заключается в том, чтобы создавать в массовом сознании людей положительный эмоционально окрашенных образ. Следует отметить, что на протяжении многих лет образ библиотеки подвергался значительным изменениям [7, c.98].

Качество таких изменений зависит от нескольких вещей.

Во-первых, от деятельности самого коллектива, который работает в той или иной библиотеке.

Во-вторых, от руководства библиотеки, которое должно стремиться развивать данную структурную единицу.

Руководство и коллектив библиотек просто обязаны постоянно заниматься формированием положительного образа библиотечной системы в целом, применяя, при этом, имеющиеся у них ресурсы в своем распоряжении.

Следует отметить, что рекламная деятельность является лишь малой частью маркетинговой политики, которую проводят библиотечные системы. Она позволяет создавать положительный имидж, формировать необходимое общественное мнение среди населения страны. Все это достигается путем различного рода мероприятий, которые способствуют установлению коммуникативных связей отдельного учреждения с различными категориями населения, а также органов власти и управления страной, региона, города, поселка, деревни, района, квартала, улицы, дома.

Благодаря рекламе библиотека имеет возможность стать доступной для абсолютно всех слоев общества той или иной страны, в которой они находятся. Данный инструмент дает возможность формировать понимание об особой роли библиотек в обществе и в стране.

Однако для того чтобы создавать качественную рекламу, необходимы немалые денежные средства.

Библиотеки в России – это бюджетные формирования, которые получают денежное довольствие на свое содержание из федерального или областного бюджета. В нашей стране нет ни одной частной библиотеки.

Современное состояние экономики, особенно в связи с последними событиями, которые происходят на территории Украины и в мире в целом, свидетельствует о том, что в скором времени не предвидится серьезное увеличение финансовой поддержки библиотек, которые расположены на территории Российской Федерации [8, c.10].


Данное предположение позволяет сделать вывод о том, что в библиотечной системе все острее встает вопрос о выборе необходимых приоритетов своей работы.

Рассмотрим более подробно приоритеты работы библиотечный систем.

Главный библиотекарь Российской государственной юношеской библиотеки А. Климова считает что, в первую очередь, следует учитывать потребности и запросу, которые существуют на сегодняшний день у пользователей библиотек. Причем, следует учитывать мнения не всех абсолютно категорий людей, а конкретных групп.

Ориентация должна быть направлена на те группы, которые являются социально значимыми для всего общества страны. Также следует учитывать мнения наименее социально- и экономически-защищенных групп населения. Людей, которые до сих поре не имеют у себя дома свободный доступ к сети Интернет.

К последней группе населения можно с уверенностью отнести детей и молодежь, которые проживают далеко за территориями городов – столиц – г. Санкт-Петербург и г. Москва. Именно эти слои населения позволяют определять будущее абсолютно любого государства.

Сегодня во всем мире существует определенная тенденция международного развития любого общества. Она заключается в том, чтобы развивать интеллектуальный потенциал страны, используя для этого различного рода систему образования. Именно интеллектуальный потенциал позволяет успешно конкурировать той или иной стране на мировой арене. Он дает возможность формировать развитие для культуры, а также важнейшее направление государственной политики. В том числе следует учитывать факт развития библиотечной системы [9, с.45].

В данной работе автор имеет возможность разделять эту точку зрения, поэтому дальнейшее обсуждение будут вестись в ракурсе указанного понимания направленности деятельности библиотеки. Обнаружилось, что в современном времени у отечественных библиотековедов или практиков нет разногласий по вопросу необходимости изменения в общественном понимании социального стереотипа библиотеки. Также не существует разницы по причине необходимости, также значимости коррекции в общественном сознания социального стереотипа библиотеки с персоналом. Участники отраслевой печатной деятельности часто поднимают вопросы, посвященные правильности формирования позитивного имиджа библиотеки в целом или каких-то из сотрудников.

Сегодня библиотека имеет три различных образа: идеальный, зеркальный и реальный. В повседневной практике библиотеки они существуют параллельно. То, как выглядит библиотечная система в глазах посетителей, напрямую зависит от того, насколько она соответствует идеальному имиджу. С помощью этого показателя можно оценить, насколько перспективны планы и текущие решения. При помощи зеркального имиджа сотрудники могут выразить мнение о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации и отношении к ней власти. Это реальный образ, который показывает реальные отношения разных категорий граждан к библиотекам и их удовлетворенность качественным обслуживанием и др. Очень важно регулярно отслеживать мнение людей о библиотеке: они хотят получить лучшее обслуживание или лучше выбрать библиотеку?



Социальный статус библиотеки - это основа для успешного формирования социального имиджа. Начиная с планирования и разработки рекламы (рекламы), а затем определения эффективности рекламной деятельности библиотеки [10, с.87].

Глава 2. Формирование положительного имиджа библиотеки с помощью рекламы

    1. Особенности рекламы библиотеки в прессе


Реклама в прессе включает в себя самые различные рекламные материалы, опубликованные в периодической печати. Их можно условно разделить на две основные группы: рекламные объявления и публикации обзорно-рекламного характера, к которым относятся различные статьи, репортажи, обзоры, несущие иногда прямую, а иногда и косвенную рекламу. В силу своей оперативности, повторяемости и широкого распространения реклама в прессе является одним из самых эффективных средств рекламы. Чтобы реклама в прессе достигла желаемой группы потенциальных покупателей (потребителей), необходимо выполнить следующие условия
[11, с.91].

Во-первых, следует выбрать наиболее подходящее издание (из всего многообразия печатных изданий следует отобрать те, которые могут быть использованы для рекламы предлагаемых товаров / услуг).

Во-вторых, необходимо изучить читательскую аудиторию печатного издания.

В-третьих, следует выбрать периодичность издания.

В-четвертых, нужно определить место расположения рекламы в издании (место объявления на полосе и даже сама полоса, на которой это объявление напечатано, имеют огромное значение).

Также следует учитывать возможность разовой публикации нескольких объявлений в журнале или газете. Размещение объявления на более маленьком сайте почти наверняка даст лучшие результаты, а возможно даже и обойдется дешевле.

Г. Т. Цесарская отмечает: «Размещение рекламы в «чистом виде» - удовольствие дорогое. Скорее всего, публикация возможна, если у библиотеки с редакцией сложились взаимовыгодные бартерные отношения. Представители пресс могут встать на абонементное справочное и информационное обслуживание, сделать помещение библиотеки местом встреч с деловыми людьми и т.д.»

На данный момент в библиотеках создаются собственные «пресс-релизы», которые также могут быть использованы для рекламы. Однако это не помешает библиотеке регулярно издаваться только тогда, когда ее создатели четко определят свои цели и читательский адрес издания. Они смогут значительно увеличить тираж изданий в реальном времени [9, с.67].

Основной принцип, который необходимо применять, заключается в том. чтобы иметь направление не на всех читателей той или иной библиотек, а на население в целом.

2.2 Особенности рекламы библиотеки на радио


Радиореклама, по данным социологов, по запоминаемости ненамного отстает от телевизионной. Радио охватывает такие категории людей, до которых не доходит ТВ и пресса. Современное «посттелевизионное» радио адресуется слушателям, в основном занятыми другими видами деятельности. Оно претендует на остаток внимания активного человека, образуя фон его работы или отдыха. Можно назвать следующие преимущества радиорекламы: вездесущность, оперативность, селективность, камерность, т.е. возможность обращаться к адресату в домашней обстановке и тем самым создавать атмосферу доверия [12, с.124].

А вот в отношении библиотек ситуация обстоит иначе – они не используют радиорекламу. Проблемы с использованием библиотеками радиоэфира - это, во-первых, незнание библиотекой специальных знаний для создания рекламного текста. В силу инерции – нет стремления изменить ситуацию в лучшую сторону. Практически все радиостанции используют схему, которая в большинстве своем не отличается оригинальностью и простотой. В настоящее время особенно остро стоит вопрос о приобретении базовых знаний в области психологии воздействия и аудиовосприятия эфира, и дальнейшей их использовании библиотекой.

Процесс написания и трансляции рекламного материала, безусловно, творческий. Но творчество в этом случае не должно быть самоцелью.

Среди множества задач рекламы, существует одна, которая является, пожалуй, самой важной. Она заключается в том, чтобы создавать самые эффективные рекламные сообщения. Эти сообщения должны увеличивать спрос на услуги, которые существуют в той или иной библиотеке. Также реклама должна усердно работать над формированием положительного имиджа библиотек.

Следует отметить, что образы в радиорекламе создаются в тех же местах, что и в журналистике. Это может быть народное творчество или художественная литература. Также не стоит обходить своим вниманием и факты общественной жизни.

Существует огромное количество различных приемов, которые используют при создании рекламы. Это может быть привлечение контекста какого-то очень сильного литературного произведения. Либо можно применять всего одну знаменитую фразу, либо имя главного героя литературного произведения. Все эти приемы позволяют лаконично и четко сформулировать положительное отношение к библиотеке. Следует активно применять различного рода речевые обороты. Следует отметить, что литературные приемы придают рекламную сообщению эмоциональную окраску, которая позволяет усиливать оригинальность и запоминаемость той или иной рекламной структуры [13, с.32].


Существуют очень актуальные направления в рекламной среде. В том числе речь идет и об аудиорекламе. Многие рекламодатели используют приемы, которые позволяют влиять на подсознание людей. Как отмечает один из ученых, который занимается исследованием подсознания человека Дж. Стэтхэм, «реклама, обращенная к глубинам человеческого мозга, может иметь вполне непривлекательный вид, но сработает безотказно». Все дело в том, что люди могут почувствовать, что на их сознание пытаются влиять без их разрешения. Такой прием, своего рода, вторжение в личную жизнь, нарушение внутренних эмоциональных границ. Конечно же, абсолютно любому человеку не нравится, когда вторгаются в его личное пространство.

Далее, отметим, что эффективность радиорекламы очень сильно зависит от времени ее выхода. Например, глубокой ночью реклама о библиотеке будет абсолютно не эффективной, т.к. многие люди в это время находятся в полусонном состоянии. С другой стороны, днем реклама библиотеки будет также не эффективна, т.к. в это время люди заняты активно решением своих насущных задач на работе или дома. Таким образом, можно предположить, что в утреннее или в вечернее время, когда люди отдыхают, эффективность рекламы библиотеки будет наиболее эффективность.

Также на эффективность рекламы влияет и продолжительность звучания. Слишком короткая реклама не позволяет уловить ее суть, а при слишком длинной рекламе человек не может долгое время держать свое внимание на каком-то объекте подсознательно. Далее, ему необходимо либо переключиться на новый объект, либо сознательно пытаться следить за содержанием длительного текста, что, в свою очередь, утомляет наш мозг.

Следует иметь ввиду, что и звуковое сопровождение рекламного ролика также сильно влияет на эмоциональное состояние его слушателей. Именно поэтому в отношении библиотечной рекламы следует с особой осторожностью подбирать соответствующий музыкальный фон.

Характеристики текста, его структура и оригинальность ролика очень сильно влияют на формирование имиджа библиотеки через рекламу по радио.

Г. Цесарская предлагает: «Меньше слов – больше смысла! Порой устоявшийся в сознании слушателей музыкальный или словесный образ создает эффект, которого не добьешься и десятью минутами рассказами». Наиболее результативными для включения рекламы являются программы, содержащие интересную или важную информацию, например, сигналы точного времени, сводка погоды и т.д».

У звуковой рекламы, которую мы часто слышим из радиоприемников, существуют свои недостатки.