Файл: "Социальная поддержка граждан после острых осложнений" является одним из наиболее актуальных вопросов социальной политики после начавшейся в 2019 году пандемии коронавируса covid19.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Социальная поддержка населения в РФ

Система социальной защиты каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. В России право на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер [1].

Россия - социальное государство, в котором гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем в странах с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением [8; с. 39].

Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.

В настоящее время на фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов соответствует США и существенно выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому важнейшая задача - уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так - и в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов. Также следует отметить, что доходы самых богатых граждан в 16 раз превышают доходы самых бедных. И, к сожалению, за последние годы данный разрыв не сократился.


Обеспеченность граждан России жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 на человека. Доля коммуналок упала в четыре раза. Но если сравнивать с европейскими странами, например, с США, то, что мы имеем, выглядит очень скромно. Непомерно, непропорционально возросла стоимость жилья. У нас сейчас только четверть граждан имеет возможность построить или приобрести новое жилье. По расчетам экспертов, если откладывать всю зарплату, то на квартиру в 54 в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а сейчас - за 4,5. Именно снижение доступности жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с СССР. Отсутствие перспектив в этой области искажает жизненные приоритеты людей [19].

Посредством социальной поддержки населения государство помогает получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям, переселяет людей из ветхого жилья, где нет человеческих условий для жизни. В 2012 году планировалось выделить на жилье для ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов рублей.

Еще одной проблемой является то, что ипотека недоступна для большей половины среднего класса, особенно в крупнейших городах, где стоимость жилья завышена. Для решения данной проблемы планируется предпринять следующее.

Первое - снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Он сегодня буквально тонет в согласованиях. Наверное, две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства. На региональном уровне нужно обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В ряде регионов есть, например, монополия даже на песчаные и гравийные карьеры. И почему-то эти карьеры принадлежат родственникам и знакомым людей, руководивших в свое время этими регионами [3].

В совокупности государство может снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах - до 30%.

За последние 4 года при поддержке государства около 1,5 миллионов граждан получили жилье, в том числе квартиры получили более 200 тысяч ветеранов Второй Мировой войны. С помощью материнского капитала более 1 миллиона семей смогли улучшить жилищные условия. Масштабные работы по расселения аварийного жилья и ремонту домов и охватили около 16 миллионов граждан России [15; с. 72].



Второе. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширения «агломерационного радиуса» крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети, так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. При этом земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты - бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья). Правительство представит соответствующую программу не позднее осени этого года.

Третье. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы - типа немецких стройсберкасс. Наконец будет расширяться программа субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил [20].

Четвертое. Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья. В большинстве стран Европы, например, от трети до половины семей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по этому поводу никакой ущемленности. Для этого надо стимулировать создание специализированных, создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Доступное арендное жилье - это важное условие роста территориальной мобильности наших граждан, экономической конкуренции городов и регионов.

Для людей с невысокими доходами будут созданы программы развития некоммерческой аренды жилья.

В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью.

Также в России существует социальная поддержка семей с детьми. Она предполагает следующие виды выплат:

    • единовременное пособие при рождении ребенка (на 01.01.2013 составляет 13081 р.)

    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком (на первого ребенка – 2453,93 р., на второго и последующих – 4907,85 р.)

    • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (8419,34 р.)

    • единовременное пособие при передаче ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (12405,32 р.)

    • материнский (семейный) капитал (408960,5 р.)

    • выплаты многодетным матерям, награжденным Почетным знаком «Материнская слава»

    • обеспечение бесплатным детским питанием (выплаты ежемесячной компенсации) детей первых трех лет жизни (317,37 р.) и др. [21].


 Медицинское обеспечение. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения [1]. Ее гарантированный объем обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства от 26 октября 1999 г. К недостатку этих программ можно отнести крайне малый удельный вес профилактических мероприятий. Очень остро сегодня стоит проблема лекарственного обеспечения. Та помощь, которая оказывается, как правило, не соответствует необходимым стандартам качества.  Совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственные и страховые) крайне низки и достигают порядка 2,8 – 3,0% ВВП, тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и МОТ их минимально-допустимый уровень должен составлять не менее 5% ВВП. Для России с ее территориальной спецификой рассредоточения малонаселенных пунктов и мест проживания этот минимальный порог объемов финансирования должен быть существенно выше. В настоящее время система здравоохранения в России является бесплатной лишь номинально. На практике пациенты повсеместно вынуждены оплачивать ряд медицинских услуг и лекарств. Объем оплачиваемых медицинских услуг эксперты оценивают в диапазоне 25 - 50% всех затрат на здравоохранение [20].

Пенсионное обеспечение, наверное, является самым большим достижением - и самой большой проблемой для нашей страны. Достаточно сказать, что на пенсии тратится больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета «расширенного правительства».

Также в период кризиса была осуществлена переоценка пенсионной системы, то есть, по сути, была восстановлена «справедливость по отношению к старшему поколению». С 2008 года средняя трудовая пенсия увеличилась почти в 5,5 раз. С 1 января 2022 года в 1,6 раза были повышены пенсии военных пенсионеров, в три раза увеличилось денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил. С 1 января следующего года и во всех остальных спецслужбах и правоохранительных структурах существенно возрастут зарплаты.
1.4 Рекомендации по улучшению социальной поддержки населения.

 В настоящее время в России уровень социальных гарантий выше, чем в других странах с таким же уровнем доходов населения. Но по-прежнему работа различных структур социальной службы финансируется в большей степени государством, не смотря на возросшее участие в процессе финансирования муниципальных образований. За последние годы расходы на социальную политику государства возросли на 6 % от ВВП, но финансирование все же находится на недостаточном уровне. Поэтому сфера социальной поддержки социально-уязвимых граждан в России (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т.д.) развивается в сложных условиях.  Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан.


Основной целью совершенствования организационной работы с льготными категориями населения является обеспечение адресной и дифференцированной поддержки социально незащищенных слоев населения; сохранение гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети соц. защиты и укрепление ее материально-технической базы [14; с. 106].

Рассмотрим мероприятия по повышению качества социальной поддержки населения по нескольким ее направлениям.

Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом и уделять проблемам здравоохранения всё большее внимание.

В последние годы на здравоохранение направляется около 3% ВВП. В стране до сих пор отсутствуют квалифицированные экономисты в медицинских учреждениях, поэтому имеющиеся ресурсы используются неэффективно, это приводит к недостаточной обеспеченности материальными ресурсами, техникой и приборами. Наблюдается нехватка квалифицированного медицинского персонала, поскольку заработная плата в отрасли низкая и у людей отсутствует мотивация идти работать в учреждения, финансируемые из средств обязательного медицинского страхования. Как видно, назрела необходимость анализа методов управления основных проблем в этой сфере и предложения возможных путей их решения. Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:

а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению;

б) модернизация системы обязательного медицинского страхования;

в) совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей;

г) переход к новым методам оплаты труда медицинских работников;

д) обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам;

е) повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения [15; с. 91].