Файл: Показателей оценки коммерческой деятельности предприятия торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Маркетинг позволяет понять, каким образом производитель, предприятие должно организовать процесс сбыта, упор на активизацию коммерческих а своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы и т. д.

Маркетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию изделий и услуг, определить, какие виды продукции, проданные конкретному потребителю в определенном регионе, принесут наибольшую отдачу на каждый рубль, вложенный в производство, транспортирование, хранение, рекламу, сбыт.

Сегодня многие отечественные предприятия выходят на внешний рынок, начинают действовать в непривычной хозяйственной среде, где рыночные отношения достигли высокого уровня развития. Однако, не овладев передовыми методами маркетинга, такие предприятия обречены на неудачи в конкурентной борьбе. Знания маркетинга позволяют необходимым образом организовать работу с потребителем, объективно оценить своих конкурентов, их силу и слабость, определить сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, правильно выбрать сегмент или «нишу» рынка, сферу хозяйственной деятельности.

Гибкость коммерции должна проявляться, прежде всего, в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости – изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерции. Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск – это степень неопределенности результата. Коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции, с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Выявляются вероятные, маловероятные и случайные группы факторов риска. К вероятным относятся хорошо известные и ожидаемые предпринимателем обстоятельства; к маловероятным – известные факторы, степень проявления которых крайне мала. В группу случайных включаются факторы, которые не учитывались экспертами. В ходе анализа эксперты могут давать оценки о вероятности возникновения различных величин потерь, о вероятности допустимого и критического риска. По степени риска выделяют допустимый риск – вероятность потери прибыли; критический – вероятность потери прибыли и недополучения части дохода; катастрофический – возможность банкротства.


Для того чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности необходимо:

- провести поиск партнеров с достаточными финансовыми средствами и располагающими информацией о рынке. В случае успеха с ними придется разделить часть прибыли;

- обратиться к услугам внешних консультантов-экспертов, например, для проведения научно обоснованных прогнозов изменения цен, спроса, действия конкурентов;

- образовать специальный резервный фонд для самострахования за счет части прибыли;

- передать часть риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса.

Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации. Всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала. Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности. Личная инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личными характеристиками, но и культурой труда личности. Характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумевают определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности. Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам – это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа – залог эффективности коммерческой деятельности. Работа коммерческой организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей: объектом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и другими. Однако наиболее точно отражают показатели прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.


1.3 Проектирование, реконструкция и техническое перевооружение предприятий розничной торговли
Для строительства или реконструкции торговых объектов необходимо наличие проектно-сметной документации.

Проектирование осуществляется с учетом климатических, экологических, гидрогеологических, демографических, национально-бытовых и других местных условий в конкретных районах строительства. При проектировании следует также руководствоваться СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика» и дополнением в БСТ № 10, 1984 г. - карта II климатических районов.5

Строительство торговых предприятий осуществляется по проектам, представляющим собой комплекс технической и конструкторской документации, содержащей обоснование, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки и другие материалы.

Обоснование является документом, определяющим целесообразность проектирования и строительства конкретного предприятия. Принятые проектные решения обосновываются при помощи расчетов.

Чертежи служат для графического изображения проектируемого объекта (геометрической формы зданий, внутренней планировки, схем электроснабжения и т. д.).

Стоимость строительства объекта и лимит финансирования стройки определяется на основе сметы. Она служит также основным документом, в соответствии с которым производятся расчеты между заказчиком и подрядчиком.

С целью получения четкого представления о проектируемом объекте в проекте содержится пояснительная записка, в которой даются соответствующие пояснения относительно отдельных частей объекта и принятых проектных решений.

Различают три вида проектов: индивидуальные, повторно применяемые и типовые.

Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для разового применения при возведении уникальных зданий и сооружений.

Некоторые индивидуальные проекты торговых предприятий могут быть использованы повторно.

Строительство торговых предприятий ведется в основном по типовым проектам. Они разрабатываются для многократного использования при строительстве одинаковых по своему назначению объектов. Типовое проектирование существенно сокращает затраты и сроки проектных работ, способствует более эффективному обеспечению единой технической политики в капитальном строительстве, улучшению качества проектирования. Оно является важнейшим средством обеспечения широкого использования типовых деталей, изготовляемых при массовом строительстве.


Проектирование предприятий торговли должно основываться наследующих общих принципах:6

- последовательности, т. е. первоначальном решении общих вопросов обоснования целесообразности строительства, а затем уже определении основных технологических, объемно-планировочных, конструктивных, архитектурных и других решений;

- вариантности, предусматривающей разработку нескольких вариантов проектов с целью выбора наиболее эффективного варианта;

- комплексности, предполагающей строгую взаимоувязку всех

- частей проекта;

- использовании в проектировании типовых проектов, что позволяет сократить затраты труда проектировщиков, снизить стоимость проектных работ и одновременно расширить применение при строительстве унифицированных деталей и узлов, прогрессивных типовых решений и т. д.;

- применении единых норм проектирования, являющихся необходимой базой для разработки высококачественных экономичных проектов.

Документом, в котором содержатся основные требования к проектированию и строительству предприятий, зданий и сооружений, являются Строительные нормы и правила (СНиП). Этот документ является обязательным для всех проектных, строительных и монтажных организаций.

Строительные нормы и правила состоят из пяти частей:

Организация, управление, экономика.

Нормы проектирования.

Правила производства и приемки работ.

Сметные нормы.

Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.

В строительстве могут применяться и региональные строительные нормы (РСН). Они утверждаются компетентными органами управления республик, краев, областей и городов Российской Федерации и действуют в пределах соответствующих территорий.

Одним из нормативных документов, применяемых в строительстве, являются Строительно-технологические нормы (СТН). Они утверждаются по отраслевому признаку производственными объединениями (концернами, ассоциациями, союзами и т. п.) и применяются на предприятиях и в организациях, входящих в эти объединения и союзы.

При строительном проектировании руководствуются также государственными стандартами на строительные материалы и детали. Они являются обязательными для всех проектных и строительных организаций. Стандартизация дает возможность ограничить число изготовляемых типоразмеров изделий и создает условия для специализации их производства, что особенно важно при применении сборных конструкций. Кроме того, в строительстве могут применяться стандарты, издаваемые предприятиями, организациями и хозяйственными организациями (ассоциациями, концернами и т. п.).


Перечисленные нормативные документы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельности. Они содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации.

К архитектурным решениям относится как планировка здания в целом, так и конфигурация торгового зала и расстановка торгового оборудования. Стоит отметить, что архитектурные решения являются не только залогом появления лояльных клиентов, но и обеспечивают бесперебойное функционирование магазина с точки зрения бизнес-процессов.

При выборе архитектурных решений должны быть учтены следующие параметры:7

- предполагаемая проходимость и оборачиваемость магазина;

- стереотипы потребителя;

- основные законы движения потребителя в пространстве;

- структура управления розничным магазином (сетевой, одиночный, с РЦ или без него).

Стоит обратить внимание на коэффициент использования торговой площади, наличие рекреаций, фуд-кортов, фонтанов и т.д. Не менее важна при проектировании концепция позиционирования торгового центра: так, для торгового центра, продающего строительные материалы, нежелательна при системе самообслуживания высота здания более двух этажей, и т.д.

Важным является и расположение торгового оборудования в зале. При, казалось бы, незначительной вариативности расположения оборудования реальные потери от его неверной расстановки могут быть очень значительными. Так, неверное расположение товаров импульсивного спроса, замороженных, молочных продуктов может уменьшать оборот по категории на 25-30 процентов, а по магазину - до 10 процентов.

Первое, что необходимо учитывать при планировке: каждая из категорий продуктов в пространстве зала должна быть расположена рядом со смежными - потребляемыми тем же типом клиента. Кроме того, ее стоит располагать в той трети зала, которая охватывается вниманием клиента. Стоит отметить, что трети зала не являются третями в привычном понимании этого слова - так, первой третью зала именуется пространство, охватываемое взглядом при входе, плюс прикассовая зона.

При проектировании магазина имеет смысл сопоставлять особенности расположения товара с потребностями наиболее многочисленных из высокодоходных сегментов. По статистике, именно эта часть потребителей дает магазинам (особенно супермаркетам) большую часть оборота. Кроме того, чем более высокими доходами обладает потребитель, тем меньше времени он готов тратить на поиск. Если из числа «подражателей» до замороженных овощей, расположенных в глубине зала (неверное расположение исходя из потребностей клиента), не доберется только 7-8 процентов желающих, то из числа «достигших успеха» - около 18 процентов клиентов (данные по Краснодару). Так как в потребительской корзине последних замороженные овощи и фрукты занимают значительную часть, можно прогнозировать падение оборота более чем на 18 процентов. Поэтому рекомендуется следующее расположение товарных категорий и групп в пространстве зала: