Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Коник Юлия Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Выполнила: Коник Юлия Владимировна
Формирующий этап эксперимента: программа упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Анализ результатов экспериментального исследования
Обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом
1. Игра «Раз, два, три– смотри!».
2. Игра «Пускание мыльных пузырей».
3. Игра «Жил-был у бабушки козлик».
5. Коллективная работа «Солнышко лучистое улыбнулось весело».
В старшей группе игра-драматизация должна обеспечить овладение детьми приемами фантастического перевоплощения, преувеличения, выработка умения эмоционально и интонационно выразительной характеризовать персонажей, выявление собственного отношения к ним и их поступков, овладения выразительными средствами, необходимыми для выполнения различных ролей, отображение ролевых действий, взаимоотношений, умение разыгрывать известные и новые сюжеты по содержанию и мотивами литературных произведений, сказок и других жанров устного народного творчества, умение использовать и производить атрибуты, характеризующие типичные черты образа, признаки места событий.
Ученые (Л. Артемова, Н. Водолага) выделяют три этапа игры-драматизации:
1) подготовка к игре-драматизации, которая охватывает мероприятия, направленные на усвоение литературного текста: чтение или рассказывание текста воспитателем, прослушивание текста в звукозаписи, беседа с детьми об особенностях характеров, голосов персонажей, перевода содержания текста, во время которого дети закрепляют в своей памяти последовательность событий, происходящих прямой речи персонажей, перевод по выполненным детьми иллюстрациями, сюжетными рисунками и тому подобное;
2) обогащение знаний детей о персонажей и события, о которых идет речь в игре, упражнения в выразительном чтении текста, подготовка атрибутов и декораций;
3) собственно игра-драматизация, в которой развиваются творческие способности детей [1].
Л. Фурмина замечает, что организуя ответную игру драматизацию, воспитатель сначала сам определяет, кто будет выполнять ту или иную роль, несмотря на то, кто из детей как воспринял сказку. Постепенно дети старшего дошкольного возраста сами приучаются правильно распределять между собой роли. Ответную игру драматизацию надо начинать с простых сказок. Разворачивая ответную игру драматизацию, воспитатель вопросами, репликами, жестами направляет действие. Иногда педагог берет на себя обязанности ведущего: рассказывает от автора текст сказки, который подводит детей к определенному действию. Дети старшего дошкольного возраста играют в сложные игры-драматизации. Они вместе с воспитателем готовят костюмы, обсуждают, кому из детей какова роль больше подходит [5]. Кроме драматизации, в детском саду проводят инсценировки художественных произведений.
Инсценировка – это переработка любого произведения (в том числе и сказки) для сцены или кино. Как отмечает Н. Водолага, инсценировка отличается от драматизации последовательным воспроизведением литературного сюжета, специальным заучиванием слов. В инсценировке есть ведущий, говорит слова от автора [1].
Развития связной речи старших дошкольников способствуют также и дидактические игры. Ученые предлагают различать дидактические игры по учебным содержанием, игровыми действиями и правилами, организацией и отношениями детей, ролью воспитателя и т.д. (А. Бондаренко, А. Сорокина). Они выделяют: игры-путешествия, отражающие реальные факты и события из необычного: простое – через загадочное, сложное – через преодолимое, необходимое – через интересное; призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают (путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, путешествие мысли, воображения и т.п.); игры-поручения, в которых игровое задание и игровые действия основываются на предложения что-либо сделать; игры-предположения, игровое задача которых выражено в названиях ( «Что было бы ...?», «Что бы я сделал, если бы ...?» и др.) побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения; игры-загадки, которые развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы; игры-беседы, ценность которых заключается в активизации эмоционально-мыслительных процессов (единства слова, действия, мысли, воображения детей), в воспитании умения слушать и слышать вопрос воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, выражать суждения. В соответствии с характером игровых действий дидактические игры делятся на игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать и тому подобное; игры с отыскания предметов, особенностью которых является неожиданное появление и исчезновение предметов; игры с отгадыванием загадок, выстраиваются на выяснении неизвестного («Узнай», «Отгадай», «Что изменилось?»); сюжетно-ролевые дидактические игры, игровые действия которых заключаются в отображении различных жизненных ситуаций, выполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др.) игры в фанты или в запрещенное «штрафной» предмет (рисунок), связанные с интересными для детей игровыми моментами (сбросить карты, воздержаться, не сказать запрещенного слова и т.п.) (В. Аванесова).
Ученые разделяют народные игры на шесть групп, все из которых сопровождаются образной народным языком (А.Богуш, Н.Луцан). Нас интересовали две первые группы игр: сюжетные народные игры с элементами драматизации и народные подвижные игры.
Причастными к проблеме нашего исследования является игры со словесным текстом («Наседка», «Бочонок»), которые раскрывают детям красоту, образность и богатство родного языка, способствуют формированию выразительности и связности речи; игры – смешинки («Смех», «Зайчик, зайчик, где ты был?», «Иди домой на зеленую солому»), способствующие созданию положительного, эмоционального настроя у детей, развития речевой активности, образной речи, вправляют в умении вести диалог, подбирать необходимые слова для игры.
Мы определяем игры по сюжетам произведений как игры, в которых дети воплощают сюжет художественного произведения, передают диалоги персонажей произведения близко к тексту или интерпретируя их.
Игры на темы произведений меньше привязаны к сюжету и композиции конкретного произведения, чем игры-драматизации. Они могут сочетать события с различных литературных источников, произвольно интерпретировать их содержание, предусматривать новых героев. В то же время дошкольники легко воплощают в игре сюжет художественного произведения. Источником информации для игр старших дошкольников является наблюдение и рассказы взрослых, сюжеты сказок, рассказов.
Сказки и рассказы по-разному воплощаются в играх детей. Некоторые дошкольники разыгрывают отдельные эпизоды сказки, другие действуют как любимый сказочный герой или пытаются воспроизвести всю сказку, обогащая ее содержание фактами из реальной жизни, проявляя творчество. В детских играх герои художественных произведений могут действовать очень неожиданно. Заканчиваться игра может так, как этого хочет ребенок, а не так, как об этом говорится в произведении.
Заметим, что дети дошкольного возраста относительно легко воплощают в игре сюжет литературного произведения. Отдельные герои настолько приходятся им по душе, что дошкольники называют себя их именами, ориентируются на их поведение. Остановимся на определении влияния игры вообще и игр по сюжетам художественных произведений, в частности, развитие речи дошкольников. Любые игровые действия детей сопровождаются речью: по вещанию воспитателя дошкольники впитывают образцы правильной речи, речевые образцы, высказывания; вещания необходимо ребенку, чтобы пригласить сверстников к общей игре, объяснить ее суть, вместе подобрать атрибуты, начать и завершить игру.
В реализации своих игровых замыслов дошкольники используют слово, собственные действия. Развитие детского воображения непосредственно связан с речью. В игре дети активизируют, развивают свои речевые возможности, а благодаря разнообразным выразительным речевым средствам их игра становится содержательнее, ярче. Если сначала дошкольники пользуются словом для обозначения действий (с целью их осмысления), то позже словом заменяют действие, выражая свои мысли и чувства. Особенно большая роль принадлежит слову в режиссерских играх, поскольку ребенок в них организует игру как режиссер, регулируя отношения действующих лиц. Носителями ролей в таких играх есть игрушки (куклы, животные), другие предметы, от имени которых ребенок действует, говорит. Это требует от нее умение регулировать свою поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.
Перевоплощение и создание образа возможны при наличии у ребенка определенных знаний о персонажах литературных произведений, объектов и явлений окружающего мира, навыков выразительного чтения и устного рассказа, опыта двигательной деятельности. Игра-драматизация требует от детей творческих способностей таких, как: поэтический слух – особенно чувствительное восприятие содержания и формы литературного текста в единстве, а также выразительное речи ребенка, способность быстро понимать и осознавать содержание литературного произведения, умение хранить живость впечатлений, высказывания отношение к образу героя и чувства, возникли на этой основе, пользуясь при этом языком, движениями, мимикой. Современные украинские ученые (Л. Артемова, Г. Григоренко, К. Щербакова) исследуют формирования общественной направленности ребенка дошкольного возраста в игре, развитие нравственных отношений в играх и тому подобное.
В течение 3-4 лет жизни сверстники являются для ребенка участниками совместной практической деятельности. В то же время индивидуальные характерологические черты остаются без внимания ребенка. В четыре – пять лет сверстники – ровная существо, с которым «можно себя сравнивать». Лишь в пяти – семи лет сверстники приобретают особенности в глазах ребенка, становятся значимыми для общения. С шести лет главной задачей и проблемой для ребенка является установление эмоциональных контактов со сверстниками.
Для детского типа общения свойственна прежде всего потребность в совместной деятельности со сверстниками. Старшие дошкольники могут участвовать в делах, инициированных другими детьми, реализовать чужие идеи, начинают сочувствовать и помогать друг другу, могут выражать чувства словами.
Важность сверстников в психическом развитии ребенка признается большинством психологов (Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, Ж. Пиаже).
Значимость сверстника в жизни ребенка вышла за рамки преодоления эгоцентризма и распространилась на различные области развития дошкольника. В общении с другими ребенок научатся чинить с людьми и отстаивать свои права.
Заслуживает внимания вопрос детской популярности, которое решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей.
В процессе игровой деятельности дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, осмысливая их, но и выражают собственные мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст (строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков, распределяют роли, вступают в контакт с другими участниками игры, ведут с ними игровой диалог).
Приложение 3
Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста
Игра строится как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний прием детей, завтрак, свободная деятельность, обед, дневной сон, уход домой. Организация адаптационной игры для детей требует предварительной подготовки, необходимого оборудования. По просьбе специалиста дети приносят с собой печенье, фрукты, питье.
Игра начинается с прихода детей в детский сад, их радушно встречает воспитатель (педагог-психолог или другой, заранее обученный, специалист), и вовлекает в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко. Дети и родители делают зарядку, читают книги, рисуют, конструируют из песка, играют в подвижные игры и т.д. Более спокойный ритм игровой активности воплощается «завтраком» и «обедом», а затем «укладыванием спать». Воспитатель всячески активизирует игровое сотрудничество в группе: дает поручения (например, полить цветы или помочь сервировать стол), обращает внимание на спокойных жизнерадостных детей, оказывает поддержку, выражает одобрение по поводу совместных игр и т.д.
В качестве иллюстрации приведем примерную схему проведения адаптационной игры для детей.
Игра площадка нарядно украшена. В разных местах расположено оборудование для свободной деятельности детей.
Оборудование для открытой площадки: горка, песочница, игрушки для игр с песком (ведра, лопатки, формочки и другое), стол, стульчики, подвесная корзина для метания шишек, большие листы бумаги для рисования, восковые мелки, мяч, книги, одеяло, сюжетно-ролевые и дидактические игрушки.