Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Коник Юлия Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Выполнила: Коник Юлия Владимировна
Формирующий этап эксперимента: программа упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Анализ результатов экспериментального исследования
Обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом
1. Игра «Раз, два, три– смотри!».
2. Игра «Пускание мыльных пузырей».
3. Игра «Жил-был у бабушки козлик».
5. Коллективная работа «Солнышко лучистое улыбнулось весело».
Приложение 2
Обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом
Одной из главных задач, которая стоит перед педагогическим образованием, в частности на этапе дошкольного детства является воспитание личности, которая научилась адекватно, уместно, свободно и творчески использовать язык как средство своего внутреннего мира, своего отношения к других и к самому себе. Следует отметить, что формированию речевой личности будет способствовать организация свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально организованном речевом среде.
Становление методики развития речи и обучения родному языку детей всегда было предметом исследования многих поколений ученых.
Разработка научно-педагогических источников дает основания свидетельствовать, что эта проблема активно разрабатывалась философами, педагогами, лингводидактов прошлого. Закономерно, что и сегодня не теряют своей педагогической ценности рекомендации и методические аспекты по обучению детей родному языку в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Как было отмечено выше, проблема развития речи детей дошкольного возраста всегда привлекала внимание ученых и рассматривалась классиками педагогической науки, в частности Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Ушинского, М. Монтессори, С. Русовой, Е. Тихеевой, Е. Водовозовой, а также современными педагогами А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Горбуновой, Н. Луцан, Т. Котик, А. Трифоновой и другими.
Стоит подчеркнуть, что анализ научных источников свидетельствует о том, что накоплен немалый опыт речевого развития ребенка.
Цель работы – проанализировать истоки и основные элементы зарождения научных и педагогических идей (трудов) о речевом развитии детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, Квинтилиана, в которых не только подчеркивается необходимость развития речи детей с раннего возраста, но и предоставляются некоторые практические советы воспитателям и учителям.
Древнегреческий философ Платон считал, что воспитание и обучение человека начинается с самых первых лет и продолжается в течение жизни. При этом он подчеркивал, что мать – кормилица, отец – "баловень" должны заботиться о совершенствовании ребенка с самого раннего возраста. Платон отмечал, что дети во всем и всегда имели прислушиваться к советам родителей и «не могли ничего сказать или сделать без того, чтобы именно они не указывали: что это справедливо, а то – несправедливо, что это положительное, а то – позорное, что это святое, а то нечестивое, что это делай, а того не делай» [5, с.4-5].
Важно отметить, что большое внимание уделял Платон в воспитании детей чтению и музыке. Так, в процессе школьного обучения, замечал он, мальчики сначала должны изучать буквы и овладевать навыками письма, и только после того, как они начинали понимать написанное, учителя должны предлагать им для чтения произведения великих поэтов. Платон подчеркивал, что содержание этих произведений должен был быть поучительного характера, освещать события прошлого, жизнь и поступки знаменитых людей, прославление и возвышение их подвигов. При этом учителя имели заботиться, чтобы эти произведения мальчики изучали наизусть с целью подражания поступкам главных героев и желанием стать такими, как они. Таким образом, в школе учителя «делали в соответствии с желанием родителей больше заботиться о добродетели детей» [5, с.5].
Важно отметить мнению Платона о том, что язык и поэзия влияют на умственное развитие ребенка. При этом он считал, что высшей ценностью в формировании развитой личности является гармоничное сочетание звука, слова, мелодии, ритма и содержания художественного произведения. Вместе с тем он выразил мнение, что «наука письма не нужна, потому что письмо портит память, затрудняет доступ слова по душе, создает пробел между архитворив и умом человека» [5, с.5].
Великий греческий философ Аристотель также считал, что главной задачей воспитания является развитие в ребенке чувство прекрасного. Он подчеркивал, что развитие природных задатков, навыков, ума – три основных источника нравственного воспитания ребенка. Важно, подчеркивал Аристотель, чтобы в процессе начального обучения дети научились грамоте, рисования и музыки. Аристотель отмечал, что именно в дошкольный период рядом с разнообразными играми следует использовать рассказы, влияющие на развитие ума ребенка. При этом подчеркивал, что начинать целенаправленно готовить детей к школе необходимо с пятилетнего возраста. В школьном обучении Аристотель обращал внимание не только на физическое развитие ребенка, чему в большой степени способствовали занятия по гимнастике, но и подчеркивал большое значение ее речевого развития, овладение умениями и навыками чтения и письма.
Итак, считаем необходимым подчеркнуть, что как Платон так и Аристотель придерживались мнения, что эстетическое и нравственное воспитание является свидетельством гармонии, способствует всестороннему развитию ребенка.
Но не все древнегреческие философы уделяли должное внимание речевому развитию ребенка. Так, Плутарх в сочинении «О спартанском воспитании» подчеркивал, что воспитание детей имеет одну главную цель: «безусловное послушание, выносливость и науку побеждать» [5, с.3]. По чтению и письму он замечал, что дети должны научиться только самого необходимого.
Римский педагог, ритор Марк Фабий Квинтилиан в своем сочинении «О воспитании оратора» отмечал, что каждого ребенка необходимо учить ораторского искусства. Он отмечал, что для этого дети должны овладеть определенными умениями и навыками и предлагал для этого несколько начальных упражнений. Так Квинтилиан рекомендовал учителям учить детей пересказывать «Эзоповы басни, которые должны прийти на смену сказкам нянек» [4].
В дальнейшем, замечал он, необходимо учить детей «рассказывать» их в письменной форме в виде перевода. Также, Квинтилиан отмечал, что развитию речи способствует пересказ стихов в прозе. При этом он рекомендовал сначала выражать их измененными словами, постепенно предоставлять их в плане смелых оборотов, соответственно сокращая и украшая их, но всегда соблюдая содержание, которое вкладывает в них автор стихотворения.
Беллерс английский утопист, социальный реформатор о воспитания детей и обучение их языка подчеркивал, что сначала следует изучать с ними слова, а потом правила их сочетания. При этом он отмечал, что заставлять же детей сначала изучать правила – значит калечить их понимание. Вместе с тем он отмечал, что правила, как и слова, должны быть усвоены, «чтобы создать совершенного ученого», что усвоение слов основывается на памяти, а правил – на понимании. Беллерс подчеркивал, что память у детей развивается раньше, чем понимание, – и именно этим «природа показывает», что прежде всего именно особенности памяти должны быть использованы при обучении детей речи.
Беллерс также настаивал на том, что овладевать словарем дети имеют раньше, чем грамматикой и замечал, что только совместное чтение и обсуждение определенных произведений оказывают на детей глубже впечатление. «Дети помнят голос человека дольше, чем ее лицо; звук, который проник в сознание, влияет на ребенка больше, чем молчаливое созерцание», – замечал он [5, с.114].
Важно также отметить, что Беллерс уделял большое внимание продолжительности обучения ребенка и отмечал, что 4:00 утром и 4:00 после обеда – слишком длительное время для того, чтобы заинтересовать ребенка книгой.
«Трудно и взрослому человеку быть привязанной к тому же предмету так долго, это утомляет ребенка, организм которой слаб и нуждается в разносторонней деятельности. Это вредит их умственные, заставляет их разлюбить книги и вызывает большую потерю времени. Детей можно занять с большей пользой» [5, с.114].
Беллерс подчеркивал, что школьное обучение и воспитание в хороших правил имеет много преимуществ по сравнению с частным воспитанием. Он подчеркивал, что из-за того, что в школе работали учителя разных национальностей, следует «выучить язык и приобрести определенные знания можно благодаря ремесленникам всех национальностей, которые учили детей своего родного языка, как и своих собственных» [5, с.115].
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагоггуманист Я.А. Коменский, которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первый в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа», или «О заботливом воспитание юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Стоит отметить, что речевому развитию в этой работе посвящен целый раздел. Речевое развитие ребенка, по мнению Я. Коменского, должно начинаться с четкого и правильного названия предметов. Он отмечал, что детей, прежде всего, нужно научить самим вещам, а не словам, которые обозначают. Такие же требования положены в содержание его работ по обучению детей латинского языка: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».
Близкими трудам Я. Коменского по содержанию обучения языку являются работы швейцарского педагога И. Песталоцци. Большая заслуга И. Песталоцци заключается в том, что именно он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическая значение родного языка. Педагогически ценным является утверждение педагога о том, что именно язык предоставляет ребенку в короткий миг все то, что человек получил от природы за тысячелетия. Именно язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род, подчеркивал И. Песталлоци.
Педагог замечал, что именно при обучении детей родному языку решаются следующие три основные задачи:
• обучение звука, средства развития органов речи;
• обучение слову, или средства ознакомления с отдельными предметами;
• обучение языку, или средства научиться предоставлять каждому из предметов определенную характеристику.
В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмой) И. Песталоцци предлагает такую методику речевого обучения:
• упражнять детей в произношении звуков, слогов необходимо, связывая эту работу с последующим обучением чтению;
• основу обучения слову должен составлять принцип наглядности. Обучение слов, обозначающих видовые и родовые понятия следует строить на почве восприятия сначала предметов, затем рисунков;
• в обучении детей связной речи необходимо придерживаться такой последовательности: сначала познакомить ребенка с внешним видом предметов, их определенным признакам на основе восприятия; в дальнейшем научить детей подбирать слова для характеристики определенных предметов, и только после этого привлекать детей к составлению простых и распространенных предложений, приобретать умения объяснять значений определенных слов, составление текстов или небольших рассказов. Стоит отметить, что разработанная И. Песталоцци методика овладения языком способствовала развитию у детей познавательных способностей.
При этом важно заметить, что И. Песталоцци заложил основу для развития и других отдельных методик начального образования. Определенные идеи с его педагогического наследия было использовано, рассмотрены и развиты другими педагогами. Анализируя работы И. Песталлоци и, безусловно, предоставляя положительную характеристику его достижениям, вместе с этим следует отметить, что педагог несколько переоценивал возможности детей в практической работе и его упражнения часто имели механический и формальный характер, что приводило к перегрузке детей.
Но несмотря на определенные недостатки в разработке отдельных вопросов методики обучение речи идеи как И. Песталоцци, так и Я. Коменского были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и отечественную педагогику.
Выдающийся социалист-утопист Роберт Оуэн, известный своей просветительской и педагогической деятельностью, отмечал прежде всего необходимость активного самостоятельного развития личности ребенка. Он считал, что главным для развития ребенка является наблюдение в природе и замечал, что непринужденные беседы и ознакомления с предметами и явлениями реальной жизни являются наиболее эффективными средствами развития детей. при этом Роберт Оуэн отрицательно относился к раннему чтению детям книг в детских учреждениях. Важно отметить и то, что учебные книги того времени имели в основном религиозное направление, а основа воспитания в учебных заведениях Роберта Оуэна была безрелигиозной.
Французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо также уделял значительное внимание речевом развитии ребенка. Так, в своем педагогическом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жак Руссо отмечал большую роль кормилицы в воспитании ребенка. При этом он не возражал против того, чтобы кормилица «забавляла ребенка песнями и очень веселыми и разнообразными звуками» [5, с.123].