Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Коник Юлия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Некоторые отдельные задачи, которые были разработаны нами, подвергались методической обработке, которая была специально направлена на повышение сложности задач или наоборот на понижение. Материал содержащийся в сборниках с произведениями устного народного творчества был использован нами как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Но в последней части процесс обучения мы построили таким образом, чтобы отработать с воспитанниками частичные речевые умения, используя подбор дидактического материала, и на их основе формировать у детей дошкольного возраста обобщенные умения устной речи.

Перед нами возникла необходимость создать именно такой комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста в период чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества, который бы гармонично сочетал все направления развития речи. Упражнения которые мы использовали, построенные нами в соответствии с Программой по развитию речи детей дошкольного возраста в период чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества. Мы изменили их в соответствии с конкретным материалом.

Работая с детьми, в процессе формирующего эксперимента, нами было отмечено, что речь у воспитанников хорошо развивается, если в воспитательном процессе ДОО:

- воспитатель учитывает индивидуально-возрастные особенности детей дошкольного возраста при организации учебно-речевой деятельности;

- у детей дошкольного возраста имеется непосредственный речевой мотив: их желание сообщить об увиденном, услышанном, прочитанном; выразить свое личное мнение, свои впечатления, ответить на вопрос собеседника, воспитателя;

- система упражнений, которая была подобрана нами обеспечивает: образовательную, развивающую и воспитательную цель;

- преемственность (постепенное наращивание сложности), доступность содержания, формирования учебно-речевой активности и познавательного интереса, развивает у детей память, внимание, логическое мышление;

- подбор упражнений пропедевтики, тренировочного и творческого характера, их количество и сложность и соотношение между репродуктивной и продуктивной деятельностью дифференцируется в соответствии с уровнем уже сформированных у детей дошкольного возраста речевых умений и навыков работать самостоятельно;


- также используется система специально подобранных нами упражнений на основе которых оптимальным есть сочетание методов и приемов работы в процессе чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества.

Подготовленное и применённое на практике экспериментальное исследование дало нам основания утверждать, что уровень сформированности речевых умений детей дошкольного возраста в процессе чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества, успешность осмысленного ними усвоения языка и развития речи зависят от таких педагогических условий:

- использование соответствующего дидактического и методического обеспечения обучения; учета возрастных особенностей дошкольников;

- оптимальное сочетание воспитателем методов и приемов работы в процессе чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества.

Также в проводимой нами работе обосновано, что речь детей дошкольного возраста развивается эффективно, если отрабатываются отдельные действия, которые составляют основную систему коммуникативных умений. Мы выяснили, что в структуре общего умения строить обучающимися самостоятельно связные высказывания необходимо выделить следующие составляющие: умение детей дошкольного возраста подбирать подходящее слово и употреблять его в речи, конструировать словосочетания и предложения, объединять их в связной текст. Нами доказано, что умение пользоваться словом, строить самостоятельно словосочетания, предложения, связной текст составляет сложный комплекс процессов для обучающихся, объединяющий речевые знания и соответствующие им специальные умения и навыки, опыт в применении этих знаний и определённую совокупность умственных умений, проявляющихся в продуктивной речи.


Анализ результатов экспериментального исследования



Целью констатирующего этапа было выявить умение воспитанников оперировать словом, строить словосочетания, предложения, составлять связное выражение. Все задания и упражнения выполнялись дошкольниками в процессе игровой деятельности. Для этого были учтены требования к развитию речи детей дошкольного возраста и составлены для апробации четыре блока рабочих материалов обозначенной проблемы, основой которых есть произведения устного народного творчества.

1 блок. Уточнение значения слов и использование их в устной речи: выделение слов из речевого потока, изъятие непонятных слов из текстов, построение со словом словосочетания и предложения, использование слова в связном высказывании.

2 блок. Работа над словосочетанием: углубление понимания смысла слова, умение оперировать им; сопряжение слов; подбор словосочетаний, противоположных по значению; замена словосочетаний близкими по значению; использование словосочетаний для построения предложений, связных высказываний.

3 блок. Работа над предложением: проговаривание предложений воспитанниками, подсчёт общего количества слов в предложении, построение ответа на вопрос, распространение предложений.

4 блок. Работа над связным высказыванием: построение текста по рисунку и услышанному тексту.

Констатирующие срезы (в КГ и ЭГ) позволили установить: как воспитанники знают лексическое значение слов; насколько владеют умениями составлять словосочетания разных типов; действия могут проводить с предложением; умеют на основе предложений строить тексты.

Проверка сформированности этих лингвистических умений осуществлялась в два этапа и предусматривала выполнение воспитанниками ряда задач, которые были направлены на определение умений детей дошкольного возраста подбирать слова-признаки, распространять предложения, используя слова из ряда представленных, строить предложения из определённого количества слов, составлять текст по рисунку и началу текста. В процессе выполнения этих задач был выявлен ряд проблем и ошибок: несоответствие слов-признаков (18% респондентов), неточный подбор слова (88%), порядок слов в предложении (65%), определения границ предложения (28%), нарушение содержания предложения (33,3%), нарушение связи слов в предложении (31%), определение основного содержания высказывания (46%), нарушение содержания высказывания (47,1%), последовательность изложения мысли (48%), неточность воспроизведения временных и пространственных отношений (45%), употребление лишних слов (52%).


Анализ этих результатов позволил нам выяснить причины ошибок детей дошкольного возраста. Среди них можно определить: недостаточный словарный запас воспитанников; неустойчивое рассеянное внимание в период восприятия нового слова или нового материала, текста, рисунка, содержания задания; неразвитый фонематический слух; недостаточно сформированы умения конструировать словосочетания, предложения, связные тексты в соответствии с задачами; неумение осуществлять подбор слов по смыслу (пользоваться синонимами, многозначными, противоположными по значению).

Как нам видится, развитие речевой коммуникации связано не только с накоплением словарного запаса воспитанников, но и с усвоением правил и формированием умений использовать их. Именно это требовало от нас поэтапной деятельности: восприятие речевого образца, отображение устной речи, использование речевых единиц в устной речи. С этой целью во время этого исследования нами были определены критерии и показатели развития устной речи воспитанников:

Слово (показатели: определение явлений по их признакам, определение предмета, признаков предмета, явлений; перечисление предметов с последующим обобщением, обобщение через противопоставление; отбор видовых названий к родовым и наоборот; образования пар: один-много и наоборот; подбор слов-синонимов, антонимов; составление тематического словаря предложенной темы, определение в тексте слов-признаков, действия, названий предметов, явлений; отбор из предлагаемых по смыслу слов для дополнения предложения; раскрытие лексического значения слова, опираясь на опыт, личные знания учеников, содержание текста; подбор и применение слова в речи; выяснения и доказательство целесообразности подбора слов).

2. Словосочетание (показатели: построение словосочетания по данному главному слову путем отбора соответствующего ему по смыслу и вопросом, за данным зависимым словом (существительным, прилагательным, наречием) путем отбора главного, пользуясь при этом вопросом, образцом; построение словосочетаний из представленных в рядах слов путем отбора и сочетания по содержанию, изменяя форму слова. Отбор словосочетаний противоположных по значению, замена словосочетания близким по значению словом (золотые руки – умелый), размышления над смыслом словосочетаний (серебряный волос, серебряное дерево), аргументации и доказательства правильности выполнения задания).


3. Предложение (показатели: определение на слух количества предложений в тексте (с 1-3 предложений); количества слов в предложенном предложении или сложенном самостоятельно (с 1-3 слов); дополнение незавершённого предложения 3-4 словами; самостоятельное построение воспитанниками предложение с нескольких слов по рисунку, на предложенную тему и внесение изменений в структуру предложенных предложений, редактирование; восприятие на слух и повторение группы предложений (5-6) построение предложений-ответов на вопросы с использованием имеющихся в нем слов и применяя лично подобранные, придерживаясь содержания вопроса: использование в речи самых простых видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

4. Связное высказывание (монолог) (показатели: умение слушать и понимать устное высказывания (сюжетный текст), перевод прослушанного или прочитанного текста детально, придерживаясь соответствующей структуры, используя предложенные методы, ключевые слова, план; кратко: умение определять в тексте основную мысль и передать ее с помощью 1-3 предложений (текст объёмом не менее четырех предложений) выборочно: отбирать необходимый материал, систематизировать его, передавать в определённой последовательности (перевод может быть обусловлен вопросами, иллюстрациями, и соответствуют определённому отрывку текста), осуществление осложнённого пересказа: дополнение пересказа соответствующими словами, словосочетаниями, передача содержания от первого лица, от имени действующего лица; пересказ живо, интересно, соблюдая соответствующей интонации, наличие пауз, логического ударения, выбор или отбор самостоятельно заголовка к букварному тексту; объединение предложений в связное высказывание; построение связного высказывания по аналогии к прочитанному, к рассказу воспитателя; по данному началу или окончанию; в соответствии с предложенной темой, или самостоятельно подобранную (придумывание интересной рассказы), по серии рисунков или другом; использование опорных слов, словосочетаний (объем текста 3-4 предложения). При построении связных высказываний соблюдения качественных характеристик речи: содержательность, точность, выразительность, уместность, нормы этикета; умение внимательно и доброжелательно слушать собеседника.

На основе этих критериев и показателей оценки были определены и охарактеризованы нами уровни сформированности развития речи детей дошкольного возраста во время чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества.