Файл: Курсовой проект по дисциплине Эксплуатационные свойства автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.6 Топливно-экономическая характеристика автомобиля



Топливно-экономической характеристикой называют зависимости путевого расхода топлива от скорости установившегося движения автомобиля при различных значениях коэффициента суммарного сопротивления дороги. Путевой расход принято измерять в литрах израсходованного топлива на 100 км пробега.

Методика расчета показателей топливно-экономической характеристики:

  1. Расход топлива определяется для горизонтальной поверхности

дороги;

2) Нагрузка автомобиля:

а) Если полная масса автомобиля превышает 3,5 т, то принимают 100%

нагрузку (ma≥3,5 т, т.е. Ga= ma∙g);

б) Если ma≤3,5 т, то нагрузку принимают 50% (но не менее 180кг).

3) Испытание проводятся для пяти значений установившейся скорости.

Значение должно быть кратно 10, а интервал между значениями скорости равен 10 км/ч;

4) Дорожные условия:

а) Асфальтобетонная дорога хорошего качества (ψ=f=0,015);

б) Сухая грунтовая дорога (ψ=f=0,030).

Определяем силу тяжести автомобиля по формуле (31):






(31)

где mп – полная масса автомобиля.

Подставим необходимые значения и произведем расчет:










Расчет топливо экономической характеристики проведём по методу профессора Н.А.Яковлева. Этот метод заключается в использовании безразмерных характеристик, пригодных для всех двигателей. С некоторыми приближением можно считать, что безразмерные характеристики, представляющие собой зависимости Q1/Qmax от ne/nN и Qt/Q1 от нагрузки Pc/Pt, одинаковы для всех двигателей.

Q1– это текущее значение часового расхода топлива при полном открытие дроссельной заслонки или полной подачи топлива, кг/ч.

Qmax – часовой расход топлива при полном открытии дроссельной заслонки или полной подачи топлив соответствующей максимальной
частоте вращения коленчатого вала двигателя, кг/ч.

Qt – текущее значение часового расхода топлива кг/ч.

Pc=PψPω – суммарная сила сопротивления дороги и воздушной среды Н.

Частоту вращения коленчатого вала, соответствующую скорости движения автомобиля на высшей передаче, определяем по формуле (32):






(32)









Дальнейшие результаты расчета частоты вращения коленчатого вала занесем в таблицу 12.

По формулам (3), (4) и (5) определим мощность, крутящий момент и тяговое усилие при соответствующих скоростях движения соответственно:



























Произведем дальнейшие расчеты по формулам (3), (4) и (5), результаты расчетов по формуле (5) занесем в таблицу 12.

Общее сопротивление движению, оказываемое дорогой для различных покрытий определяем по формуле (33):







(33)


















Значение силы сопротивления воздуха для разных скоростей движения автомобиля определяем по формуле (11):











Результаты дальнейших вычислений силы сопротивления воздуха занесем в таблицу 12.

Суммарную силу сопротивления дороги и воздуха определяем по формуле (34):







(34)










Результаты дальнейших вычислений суммарной силы сопротивления занесем в таблицу 12.

Максимальный часовой расход топлива определяется по формуле (35):







(35)

где gemin – минимальный удельный расход топлива, г/кВтч;

Nemax – максимальная эффективная мощность двигателя, кВт.

Для бензиновых двигателей принимаем gemin=250 г/кВтч.

Подставим необходимые значения и произведем расчет :















Рисунок 12 – Безразмерные характеристики
По отношениям nе/nN используя график безразмерной характеристики (рисунок 12) находятся величины Q1/Qmax. По отношениям Pc/Pk из графика (рисунок 12) находятся величины Qt/Q1 и вносятся полученные данные в таблицу 9.
Текущее значение часового расхода топлива при полном открытии дроссельной заслонки определяем по формуле (36):







(36)











Текущее значение часового расхода топлива определяем по формуле (37):







(37)










Путевой расход топлива определяем по формуле (38):







(38)

где Va – скорость автомобиля, км/ч.











Результаты дальнейших расчетов по формулам (36), (37) и (38) занесем

в таблицу 12.
Таблица 12 – Результаты расчета топливно-экономической характеристики автомобиля ПАЗ-32054


ψ



























0,015

1644

40

0,51

3690

1180

236

1416

0,38

0,63

17,2

0,401

6,9

17,25

2043

50

0,63

3868

1180

366

1546

0,39

0,73

19,9

0,417

8,3

16,6

2458

60

0,76

3841

1180

529

1709

0,44

0,80

21,8

0,435

9,5

15,8

2873

70

0,89

3721

1180

723

1903

0,51

0,85

23,2

0,487

11,3

16,1

3200

80

1

3476

1180

947

2127

0,61

0,90

24,3

0,579

14,09

17,6

0,030

1644

40

0,51

3690

2361

236

2597

0,70

0,63

17,2

0,598

10,3

25,7

2043

50

0,63

3868

2361

366

2730

0,70

0,73

19,9

0,608

12,1

24,2

2458

60

0,76

3841

2361

529

2890

0,75

0,80

21,8

0,711

15,2

25,3

2873

70

0,89

3721

2361

723

3084

0,82

0,85

23,2

0,775

18

25,7

3200

80

1

3476

2361

947

3308

0,95

0,90

24,3

0,967

23,5

29,3

По результатам расчета строим график топливно-экономической характеристики .

На рисунке 13 представлен график топливно-экономической характеристики.


Рисунок 13 – График топливно-экономической характеристики